СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»
консультация

Павлючик Марина Владимировна

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.

Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как создать ситуацию успеха на занятиях изобразительной деятельностью, - об этом и пойдет речь на нашем семинаре-практикуме.

Слайдовое сопровождение семинара-практикума и приложения к нему можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/HtuELqVxYvoQgQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sittuatsiya_uspeha_smv.docx59.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Нефтеюганского района

Сетевое методическое взаимодействие

по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Ситуация успеха как педагогический приём

в современной образовательной практике»

Руководитель СМВ

педагог доп.образования

НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»

Павлючик Марина Владимировна

г.п. Пойковский

2019г.

Цель: систематизация представлений педагогов о ситуации успеха как педагогическом приёме в организации и проведении изобразительной деятельности. 

Задачи:

  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Систематизировать приемы и методы создания  ситуации успеха  на занятии.
  • Создать банк данных по проблеме.

Оборудование и материалы:

  • ТСО: ПК, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация
  • Две карандашницы с простыми карандашами
  • Приложения для практических заданий.

Ход семинара-практикума: 

Слайд 1

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.

Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как создать ситуацию успеха на занятиях изобразительной деятельностью, - об этом и пойдет речь на нашем семинаре-практикуме.

Слайд 2

Само понятие «УСПЕХ» имеет разную трактовку.

С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.

С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Слайд 3

Автором феномена «ситуация успеха» является Август Соломонович Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации».

С педагогической точки зрения СИТУАЦИЯ УСПЕХА — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 4

Необходимо ввести уточнение по поводу использования термина «УСПЕШНОСТЬ». Успешность – это качественная характеристика результатов  деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени. Выделяют субъективную и объективную успешность деятельности.

Ребенок может быстро и качественно выполнить рисунок или аппликацию, блестяще слепить фигурку и не затратить при этом минимальных усилий. Такая деятельность будет иметь объективную успешность, так как высокий результат деятельности отмечен только сторонним наблюдателем. Легкий успех не приносит удовлетворения. Таким образом, объективная успешность деятельности не является ситуацией успеха, так как качественность исполняемого не есть результат физического и психического напряжения субъекта деятельности. Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное – успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.

Таким образом, ситуация успеха достигается только тогда, когда сама личность определяет этот успех. Нет ситуации успеха без собственных усилий ребенка. Деятельность будет иметь субъективную успешность, если воспитанник сумел преодолеть свой страх, затруднение, растерянность, неорганизованность, лень и другие негативные факторы.

Слайды

5-13

Игра «Перевертыши»

Участники семинара-практикума делятся на две команды.

  • Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Перевертыши», это довольно не сложная игра, суть которой состоит в следующем: вашему вниманию будет предложено искаженное название известной картины. Опираясь на собственные знания и интуицию, вам нужно будет исправить искажение и назвать картину верно.

Задания будут даваться командам поочередно, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

«Вечер в березовой роще»

«Мальчик с луковицами»

«В розовой тесноте»

«Красная тишина»

«Крепостная Жарова»

«Сдача песочной деревни»

«Марья-крестьянка на Белом зайце»

«Быль росы и заходящей луны»

«Утро в сосновом лесу»

«Девочка с персиками»

«В голубом просторе»

«Зеленый шум»

«Боярыня Морозова»

«Взятие снежного городка»

«Иван-царевич на Сером волке »

«Сказка инея и восходящего солнца»

Слайд 14

По мнению Манук Ашотович Мкртчян, И. Г. Литвинской, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими четырьмя компонентами:

  • намерениями и целевыми установками субъекта;
  • представлениями субъекта о предполагаемых действиях;
  • реально совершаемыми действиями;
  • результатом действий.

На примере игры «Перевертыши» мы можем проследить все эти компоненты деятельности:  

  • сначала вы приняли цель игры,
  • затем представили себе как этой цели достичь (нужно внимательно выслушать искаженное название, подобрать слова противоположные услышанным, сопоставить возникшие ассоциации с имеющимися знаниями, выбрать оптимальное решение)
  • далее вы эти действия производили и выдавали результат.

Случаи, когда все эти компоненты соответствовали друг другу, были успешными, а в противном случае выдавался неверный результат, т.е. попытки были не успешны.

Слайд 15

Следовательно, успешность детей в изобразительной, как и любой другой, деятельности предполагает наличие у них таких умений, как:

  • умение правильно ориентироваться, оценивать обстановку,
  • умение определять (принимать) цель деятельности,
  • умение планировать действия;
  • умение действовать в соответствии с определенной последовательностью;
  • умение корректировать план действий при изменении условий;
  • умение рефлексивно ухватить и отследить целостную деятельность.

Слайд 16

На практике ситуация успеха реализуется через ряд определенных приемов: снятие страха, внесение мотива, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование, персональная исключительность, педагогическое внушение, позитивное оценивание результатов.

Практическое задание «Речевые парадигмы»

Участникам семинара предлагается разбиться на семь минигрупп. Каждая группа получает фрагмент таблицы (Приложение 2), в которой указаны приемы создания ситуации успеха и их назначение. Участникам нужно вписать в таблицу речевые парадигмы – фразы, через которые данный прием может быть реализован.

На выполнение работы отводится 3-5 мин. Затем участники читают свои варианты речевых парадигм коллегам.

Приемы создания ситуации успеха на занятии:

  1. Атмосфера доброжелательности, одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза.
  2. Снятие страха необходимо для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Данный прием помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самой деятельности. Педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Речевая парадигма: 

  • «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»
  • «Самостоятельная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»
  1. Внесение мотива. Вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

Речевая парадигма:

  • «Без твоей помощи товарищам не справиться….»
  • «Нарисованные цветы нужны нам для украшения зала…»
  • «Будем упражняться, чтобы научиться писать травки, как мастера и радовать людей своим творчеством»

  1. Авансирование успешного результата. Положительные результаты объявляются до того, как они получены. Данный прием увеличивает меру уверенности в себе воспитанника, повышает его активность и свободу.

Речевая парадигма:

  • «У вас обязательно получится…»,
  • «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

  1. Скрытое инструктирование – это прием вербальной помощи в деятельности, посылаемой ребенку для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Достигается путем намека, пожелания, а не прямого указания.

Речевая парадигма:

  • «Возможно, лучше всего начать с…»
  • «Обратите внимание, все ли части животного вы нарисовали…»

  1. Персональная исключительность, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности реальное достоинство ребенка: моторная ловкость, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п. Актуализация  реальных возможностей ребенка, осознание которых усиливает его уверенность в собственных силах.

Речевая парадигма:

  • «Только ты и мог бы….»
  • «Только тебе я и могу доверить…»
  • «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение.  Эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.

Речевая парадигма:

  • «Нам не терпится приступить к работе…»
  • «Мне хотелось бы поскорее увидеть…»

  1. Позитивное и искреннее оценивание результата. Важную роль в обеспечении переживания успеха каждым дошкольником играет педагогическая оценка результата деятельности. Нет необходимости оценивать удачно выполненную работу в целом, оцениванию должна подлежать только одна деталь: интересный прием, необычный способ, оригинальное решение, самостоятельный поиск и т.д. в этом и будет заключаться истинная заслуга учащегося, его индивидуальность. Если же объективно работу сложно назвать успешной, но имеет место быть субъективный успех воспитанника, его личное достижение относительно прошлых умений, то такой успех необходимо отметить обязательно.

Речевая парадигма:

  • «Тебе особенно удалось …».
  • «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
  • «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»

 

Слайд 17

***

Этапы взаимодействия педагога с детьми

Содержание самого понятия «успех» меняется в процессе развития взаимодействия педагога с детьми. Условно этот процесс можно разделить на четыре этапа, каждому из которых соответствует определенный тип отношений:

  • Опека
  • Наставничество
  • Партнерство
  • Сотрудничество

Уточним содержание понятия «успех» на каждом этапе взаимодействия педагога и детей. На первом этапе (ему соответствует тип отношений «опека») успех выступает как фактор поисковой деятельности воспитанников. Для детей важен сам факт получения одобрения, похвалы, высокой оценки, приносящей личности некоторую психологическую свободу. Для педагога важным является то, чтобы ребенок ощутил вкус победы после многочисленных неудач. Воспитанник может быть сориентирован на достижение высокого результата либо ценной подсказки, помощи педагога или других детей, случайно удачного результата, либо благодаря достаточно развитым природным особенностям «схватывания на лету», либо добросовестным кропотливым трудом. Первый этап является своеобразным «поисковым», когда успех для каждого воспитанника обретает ту форму, которая приносила бы удовлетворение. Опасность данного этапа состоит в том, что успех может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой».

2 этап. Тип отношений «Наставничество». По мере становления личности, развития самооценки и самосознания дошкольник уже не может довольствоваться «результативным» успехом, его не столько интересует успех «вообще», сколько признание его заслуг авторитетными лицами: как правило, воспитателями, родителями, друзьями. Решающим моментом является не сам факт похвалы или порицания, а авторитетность тех, от кого они исходят. Слова именно авторитетного лица вселяют в детей уверенность в их силах, желание справиться с трудностями. Атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности. Поэтому на втором этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «наставничество», успех будет выражаться в значимом для личности признании.

3 этап. Тип отношений «Партнерство». Однако успех как признание и одобрение является лишь механизмом подкрепления и закрепления усилий самой личности в процессе ее самореализации, раскрытия ее творческого потенциала. Для формирования и развития личности важен не только успех–признание результатов ее деятельности (в том числе и авторитетными лицами), но и успех–преодоление. Именно преодоление трудностей и составляет опыт человека, обусловливает его самооценку и самоуважение. Таким образом, успех-преодоление является важным фактором становления и развития личности, выступая не только в качестве преодоления каких-либо внешних проблем, но и как самопреодоление, самостановление личности. Поэтому на третьем этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «партнерство», успех реализует функцию преодоления трудностей, прежде всего самопреодоления и самоутверждения.

4 этап. Тип отношений «Сотрудничество». От уровня к уровню «нарастает личностный фактор мотивации». Если на первом уровне осознание личностью успеха результатов ее деятельности полностью определяется внешним окружением («опека»), то на четвертом – эти внешние результаты и их оценка окружением практически вытесняются самоценностью деятельности.

Таким образом, на четвертом этапе взаимодействия педагога и воспитанников успех выступает как фактор удовлетворения самой деятельностью и для ребенка приобретает форму «успех – осуществление назначения» (или «успех – реализация призвания»).

Слайд 18

«Если на первых порах своего становления личность ориентируется на внешние факторы жизнедеятельности, на ее социальное одобрение или порицание, то по мере социализации, усвоения социальных ценностей и норм, принятия или отвержения их личность находит в себе самой эти социальные ориентиры, реализуя себя как индивидуализированное социальное существо» 

(Григорий Львович .Тульчинский).

Слайд 19

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим, как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности. Следует отметить, что данные приемы описаны в источниках в контексте школьного обучения, но многие из них могут быть с успехом адаптированы и для работы с дошкольниками.

Слайд 20

Слайд 21

Тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. «Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

  • Приём «Эмоциональные поглаживания». Педагог на занятии хвалит детей, подбадривает, проявляет доверие и восхищение, поощряет за поступки.
  • Прием «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
  • Прием «Умышленная ошибка» Можно применять с учетом возраста только на известном детям материале, например, в процессе обсуждения последовательности и способов действия, в процессе обследования предметов намеренно неверно называть какую-либо часть или неверно определять положение этой части в пространстве и т.д.
  • Прием «Авансирование». Смысл – в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть схему лепки, обсудить замысел рисунка, уточнить его детали с помощью вопросов, вместе с педагогом подобрать необходимое оборудование и материал  и т.п.
  • Прием «Холодный душ». Уместен для способных воспитанников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность. Данный прием реализуется через оценку детали деятельности – сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также перспективу на будущее:
  • «Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….»,
  • «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….»,
  • «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…»,
  • «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…»

Ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности.

Слайд 22

Слайд 23

Тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.

  • Прием «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных и творческих сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. 

Алгоритм:

1 шаг: пробуждение интереса, когда ребенку хочется добиться того же что и более успешные сверстники.

2 шаг: целесообразно, прикрепить сильного воспитанника для работы в паре, или включить ребенка в группу товарищей с более высоким уровнем развития деятельности. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

  • Прием «Обмен ролями». Данный прием может быть реализован в начале занятия, когда педагог просит одного из детей рассказать или показать, как нарисовать или слепить что-то. Показ способа действия могут произвести несколько ребят, поочередно показывая отдельные операции действия. Причем в числе успешных детей педагог приглашает и неуверенных в себе ребят, предлагая им выполнить вполне посильную для них часть работы. Полезно поручать детям роль наставников для товарищей. Например, педагог просит ребенка, давно посещающего детский сад, показать новому воспитаннику, где находится моечная, рассказать и показать, как у нас принято убирать рабочее место и т.д.
  • Прием «Заражение». В педагогике заражение может быть эффективным, очень полезным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального и творческого заражения, например, увлеченного дошкольника, умеющего отдаваться своему делу без каких-то крайностей, без нежелательных акцентуаций. В каждом детском сообществе есть такие генераторы творческой энергии. Заметить их способности, сделать достоянием других, «заразить» всех стремлением к самостоятельному творчеству – задача педагога.

Слайд 24

Тип «Радость познания (творчества)». Продуктивная деятельность может доставлять радость не столько от появления нового продукта (рисунка или скульптуры), сколько от других факторов. Радость творчества по своей сути альтруистична, художник творит не ради корысти, а ради идеи, творит, потому что чувствует потребность в самовыражении через творчество, осознает социальную значимость своего созидательного труда. Дать ребенку почувствовать радость от творчества, радость от общения не только с окружающими, но и с самим собой, со своим внутренним миром – направление ситуации успеха этого типа.

  • Прием «Эврика» Суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя художественную работу, неожиданно для себя раскрывает неизвестные ему ранее возможности. Он должен получить интересный, оригинальный результат, открывающий перед ним новую перспективу творчества и познания. Заслуга педагога состоит в том, чтобы не только заметить это глубоко личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
  • «Линия горизонта». Суть приема заключена в том, чтобы, используя приемы типа «Эврика», «Умышленная ошибка», побудить ребенка к новому творческому поиску, раскрывая перед ним все новые и новые горизонты (линия горизонта недостижима и отодвигается по мере приближения к ней). Самый эффективный путь реализации этого приема: раскрытие дальнейшей перспективы, осознание незнания и радость его преодоления. Это принципиально новый подход в обучении, когда обучающимся важен не столько уровень достигнутого, сколько возможности недостигнутого. В результате ребенок понимает, осознает то, что он еще не знает и не умеет, возникает желание узнать, постичь неизвестное, приобрести новые умения и навыки.

Слайд 25

Практическое задание «Портфель – корзина»

  • Для наиболее успешной реализации приемов по созданию ситуации успеха в работе педагога необходимо использовать сквозные меры. И сейчас я предлагаю вам отобрать из «вороха» таких мер те, которые необходимы для создания ситуации успеха, и «сложить их в портфель». А те меры, которые, напротив, будут препятствовать успеху – отправим в «мусорную корзину».

Участники семинара уже разделены на две команды, каждая получает по нескольку листков бумаги с напечатанными фразами (Приложение 3):

  1. Проявлять доброту, внимание и заботу.
  2. Доброжелательность интонации.
  3. Фиксировать малейший успех дошкольника в деятельности.
  4. Проявлять большое терпение.
  5. Оказывать помощь в очень деликатной форме, щадящей самолюбие ученика.
  6. Не злоупотреблять попреками, замечаниями.
  7. Не преувеличивать неудачи дошкольника.
  8. Сравнивать успехи учащегося с его прежними результатами.
  9. Одобрение  и поддержка ребенка родителями, сверстниками, друзьями.
  10. Использовать  работы воспитанников для оформления интерьера
  11. Привлекать  творческие работы детей к участию в конкурсах, акциях и выставках.
  12. Приписывать неудачам личностный характер.
  13. Делать  выводы о знаниях ребенка по случайно неудачным ответам.
  14. Стыдить ребенка перед сверстниками.
  15. Сравнивать успехи учащегося с успехами других детей.
  16. Напоминать ребенку о прошлых неудачах.
  17. Навязывать ребенку помощь.
  18. Уничтожать детские работы в присутствии детей.

Участникам нужно выбрать из предложенных меры, способствующие ситуации успеха, и отложить в сторону меры препятствующие.

Примечание: «в портфель»- варианты 1-11; «в корзину» - варианты 12-18.

Слайд 26

Практическое задание «Итоги создания ситуации успеха»

  • Реализация приемов по созданию ситуации успеха будет иметь свои итоги на каждом этапе взаимодействия.

Участникам семинара предлагается упорядочить сегменты схемы «Итоги создания ситуации успеха» (Приложение 4), соединив соответствующие элементы стрелочками.

Итогом реализации приемов по созданию ситуации успеха в изобразительной деятельности будет считаться:

  • на этапе взаимодействия «опека» – снятие чувства страха, приобретение элементарных навыков самостоятельной работы, пробуждение пытливости, приобретение элементарных навыков совместной деятельности → чувство эмоционального удовлетворения от признания результата деятельности → желание повторить успех;
  • на этапе взаимодействия «наставничество» – стабилизация эмоций, возникновение чувства уверенности в своих силах, устойчивость интересов, активизация навыков самостоятельной и коллективной работы → чувство эмоционального удовлетворения от признания «значимыми другими» затраченных усилий → желание упрочить успех;
  • на этапе взаимодействия «партнерство» – расширение интересов, чувство уверенности в своих способностях, устойчивость эмоциональной сферы, совершенствование умений и навыков совместной работы → радость победы над преодоленными трудностями → желание реализовать свои индивидуальные возможности в достижении успеха;
  • на этапе взаимодействия «сотрудничество» – совершенствование эмоционально-волевой сферы, действенность интересов, умение самостоятельно организовать себе условия для успешной деятельности, творческой активности → радость познания нового → наслаждение процессом и содержанием деятельности.

Слайд 27

В этом и заключается суть поэтапного развития отношений сотрудничества через организацию специфических приемов создания ситуации успеха.

Слайд 28

Практическое задание «Хорошо - плохо»

  • Известно, что абсолютных вещей в природе не много, любое явление несет в себе одновременно позитивный и негативный эффект. Сейчас я предлагаю вам снова поработать в группах. Одной группе предстоит сформулировать, в чем заключается позитивное влияние ситуации успеха на деятельность и состояние ребенка, другой группе – негативное. На подготовку отводится 3-5 минут.

Слайд 29

Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка? Позитивный эффект:

  • переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха;
  • создаёт ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру;

происходит переоценка своих возможностей

Слайд 30

Негативный эффект:

  • Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
  • За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
  • Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми.
  • Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное, индифферентное отношение к учебной деятельности.
  • Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Слайд 31

Итог хочется  подвести словами Василия Александровича Сухомлинского:  «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя. радость успеха может померкнуть»

Слайд 32

Рефлексия

Участникам семинара предлагается написать синквейн, ключевым понятием которого будет словосочетание «ситуация успеха» или слово «успех» (на выбор).

Синквейн – это  стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое понятие: слово или словосочетание, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два-три прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Источники

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 216 с.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. http://pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-83.shtml#book_page_top 

Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. –– Красноярск, 2007. – 88 с.  http://pedlib.ru/Books/3/0201/3_0201-2.shtml#book_page_top 


Кушнир В. Н. Консультация «ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»
https://kushnir-chehdetsad1.edumsko.ru/articles/post/1173135 

Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике  https://kladraz.ru/blogs/svetlana-vasilevna-miheva/situacija-uspeha-kak-pedagogicheskii-priyom-v-sovremenoi-obrazovatelnoi-praktike.html 

Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sozdanie_situatcii_uspeha_materiali_dlya_praktichesko_124258.html 

Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик» https://science-education.ru/ru/article/view?id=16371 

Алгоритм создания ситуации успеха на занятии в детском объединении «Волшебный крючок» https://pandia.ru/text/80/283/10779.php

Методический кабинет - Преподавателям - Статьи и публикации - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств г.Сегежи»: https://seg-lira.ru/metodicheskii_kabinet/prepodavatelyam/publikatsii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Ознакомить коллег с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способствовать преемстве...

Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СТАРТ К УСПЕХУ. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Семинар-практикум для родителей «Успех ребенка – путь к вершине!»

Данный материал разработан с целью формирования у участников встречи (родителей (законный представителей) воспитанников представления об основных качествах успешного ребенка и эффективных способах их ...

Семинар – практикум. Технология «Ситуация»- технология деятельностного типа. ( 2.04.2022)

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенност...