Главные вкладки

    Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
    консультация (старшая группа)

    Барышникова Марина Николаевна

    Выступление на общем родительском собрании старших групп. Знакомство  родителей с мини проектом "О правах играя", который реализуется в детском саду №12 "Звездный" г. Тамбова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravovoe_vospitanie_detey.docx25.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Уважаемые родители! Представляю, вам, мини - проект «О правах – играя», который реализуется в рамках проекта «Звездная академия».

    Цель  проекта: формирование основ правового сознания у дошкольников.

    Задачи и принципы проекта:

    Формирования у дошкольников представлений о правах человека.

    Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

    Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.  

    Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм

    поведения, убеждений, потребностей личности. В правовых нормах четко

    формулируются правила  (разрешение, требование, запрет, условия  их применения).

    С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с

    окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают

    качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в

    изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои

    отношения с этим миром на правовой основе.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу  мы не сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека, а воспитываем в детях уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

             Отсюда  и назрела необходимость разработать мини- проект  по правовому воспитанию «О правах играя»  с учётом возрастных особенностей детей.

    Проект  «О правах играя « в старшем дошкольном возрасте  включает в себя 9 занятий  на следующие темы:

    Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне)

    «Право на имя».

    «Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).

    «Жизнь дана на добрые дела» (Право на жизнь)

    «Право на медицинское обслуживание»

    «Право на жилище».

    «Право на отдых, игру, развлечение».

    «Право на образование»

    «Право на индивидуальность»

    Занятия  строятся   так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия.

    Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков

    Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. 

    Например,  к  детям  приходит в гости грустный Буратино. Он переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться. Воспитатель сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь есть особое право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.

    В содержание занятий  включаются  игры на установление доброжелательных отношений друг  с другом, выражение своих эмоций.

    Пример занятия «Право ребенка на имя» Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя.  Сделать его увлекательней можно  с помощью следующих игр на  эту тему.

            «Назови ласково».  Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и  и  называют своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. .

    «Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).

    Игры с родителями:

     «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает  свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна).  Предложить родителям  видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.

     Игра «Добрые дела» (  родители  передают друг другу сердечко и говорят , какие добрые дела они сделали ).

    На занятиях используется чтение художественной литературы, этических сказок с описанием моральных ситуаций и  с последующим обсуждением поступков героев  с опорой на чувства и ощущения детей. Например  мы   читали  вам рассказ, который называется “Просто старушка”, где дети выяснили.

    -Какой хороший поступок совершил мальчик?

     -Почему он помог старушке?

     -Как бы поступили вы?

    Эффективен на занятиях  метод драматизации, который  позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в  детях чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей. Например на занятии «Право на жилье» , где дети знакомятся с правом   на жилье и неприкосновенность жилища.

    Предложить родителям представить себя детьми и  обыграть ситуацию:

    Кукольный театр «Заюшкина избушка»

    - Смотрите, ребята, домик стоит. Давайте посмотрим кто в домике живет? ( дети подходят к домику и видят плачущего зайца).

    - Смотрите, кто плачет? (Зайчик).

    - А почему ты плачешь, зайчик?

    Заяц: «Помогите ребята, со мной случилась беда. Попросилась ко мне лиса, в избушку да и выгнала меня».

    (Выходит из домика лиса)

    Лиса: « В чем моя вина? Мой дом растаял. Где я должна жить? Да выгнала ну и что? Подумаешь какой, другой себе дом найдет!»

    Заяц: «Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права лиса меня выгонять.»

    Лиса: «Я в лесу хозяйка! На все имею право!

    - Подожди лиса, успокойся. Давайте разбираться.

    - Дети скажите, лиса имела право выгонять зайчика из избушки? (нет, не имела).

    - Дети, сегодня мы опять поговорим о правах.

    - Что такое право? (правила по которым живут люди и дети).

    - Есть документ, который рассказывает детям, какие у них есть права. Вспомните, как он называется? (Конвенция о правах ребенка).

    • В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право,

    понятие, используются  сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.

    Например, С каким правом мы сегодня познакомимся.  вы узнаете, отгадав загадки.

    Знают все мои соседи: зайки, лисы и медведи,

    Что живу я на сосне в уютном маленьком… (дупле).

     

    Между веток новый дом, нету двери в доме том.

    Только круглое окошко, не пролезет даже кошка … (скворечник).

     

    В лесу у пня суета, беготня.

    Работяги - муравьи строить дом себе пришли.

    Вы, ребята не зевайте.

    Их жилище называйте … (муравейник).

    Педагог: О чём эти загадки? Правильно, они про жилища животных. У каждого животного должно быть своё жилище, так же как и у человека. Давайте поиграем.

    Дидактическая играя: «Чей дом».

    Я называю животных, а вы называете, где они живут: муравей, лиса, медведь…

    Обсуждение пословиц. Например,   В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете? Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? (Ответы детей.) т.е. в жизни человек должен совершать только хорошие поступки.

    Для закрепления прав мы используем  игры на уточнение и обобщение знаний.

    «Я имею право»,  «Чьи права нарушены?»,  «Назови права героев», «Выбери право».

    Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и говорят , какие права в них нарушены.

     Игра с родители:

     Игра «Кто из героев нарушает право?» - ( показ  презентации)

    В сказке ”Заюшкина избушка» нарушено право на неприкосновенность жилья.

         -В сказке “ Три поросенка”  волк  нарушил право на жилье .

         -В сказке ” Волк и семеро козлят” волк нарушил право на жизнь.

         -В сказке ” Маша и медведь”  медведь нарушил право на свободу.

    Дошкольники очень любят подвижные игры, и мы стараемся  совместить их  с усваиванием важных правовых понятий.

    1.        «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.

    2.        Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.  

    Продуктивная деятельность.

    В конце каждого занятия дети выполняют  индивидуальные задания.

    Например,

     Раскрась: «Кто являются членами твоей семьи ?»,

    Найди и обведи предметы и инструменты, которыми пользуется доктор.

    Раскрась предметы,  которые мы используем для труда синим цветом, а предметы, которые мы используем для отдыха- зелёным цветом.

    Дорисуй девочку и мальчика и придумай ему имя

    Нам, педагогам, очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как именно  вам  принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребенка. Совместная работа  будет иметь положительное  влияние,  если она будет носить партнерский характер,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

    Групповое родительское собрание на тему " нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре".

    Не признавать и не понимать игру-значит не понимать и недооценивать  дошкольного детсва,не удовлетворять духовнох потребностей ребенка.Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном во...

    Конспект родительского собрания на тему «Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших у...

    Родительское собрание. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

    Родительское собрание о патриотическом воспитании детей дошкольного возроста....

    Конспект родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Ведущий (педагог) В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек пришел; если обходился грубо - настораживались,...

    Родительское собрание по тема «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма....

    Доклад на родительском собрании Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет э...