Активное занятие для родителей "Семейные традиции"
классный час (старшая группа)

Денисова Оксана Викторовна

Работая по программе " Истоки" одна из тем: "Семейные традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Активное занятие для родителей.31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Активное занятие с родителями

«Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»

Задачи

  1. Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.
  2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
  1. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
  2. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
  1. Развитие единого контекста в группе.

Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).

Примерный план:

  1. Работа в круге. Показ презентации «Семейные традиции». Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.

2.Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».

3.Знакомство с содержанием книги «Семейные традиции»:

     - Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа О.С.Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5)

      выполнения задания стр.15

4. Индивидуальная работа

4. Работа в четвёрке «Семейные традиции».

5.Подведение итогов работы.

Конспект проведения занятия

Подготовительный этап.

  • Выдать родителям на дом книгу для развития «Семейные традиции» для знакомства.
  •  Поставить перед родителями цель  -  освоение семейных традиций через знакомство с книгой «Семейные традиции»
  • Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
  • Принести книгу на занятие

Основной этап

  1. Работа в круге.

        1.  Беседа с присутствующими о семейных традициях.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции».

 Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу  ответить  на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции». Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями.

Вопросы к родителям:

-Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.

Обобщение воспитателем ответов родителей.

   Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас  ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?» ( слайд)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!

Давайте поразмышляем над вторым понятием.

-Как вы понимаете слово традиция? ( ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.  (Слайд )

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Вводный присоединительный текст воспитателя:

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей  к общим семейным традициям. (показ слайдов).Обратите внимание на слайды.

    У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

      У других -  совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе

 У третьих - семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования  семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

 А также  семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.

Вопрос к родителям: В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? ( ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит.

А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции».

             

Знакомство родителей с книгой  5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». ( слайд)

Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для  развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.)

Воспитатель: Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4.Давайте прочитаем  с вами «Слово к родителям», по законченному предложению.

Книга знакомит нас с некоторыми из  этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках.

Обратимся к  предложенным нам ниже пословицам. (слайд)

 2.Осмысление родителями пословиц из книги  5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; ( показ на слайдах с иллюстрациями)

- В семье мир да лад – большой клад.  

- Семья вместе, так и душа на месте. 

- Нет такого дружка как родимая матушка.

Воспитатель: Уважаемые родители, - Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы?(второй, третьей).

(Коллективные размышления родителей по смыслу пословиц).

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.

3.Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним.

Работа над рассказом О.С.Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5);

Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость».

Воспитатель: Скажите, с какой  семейной традицией связано  содержание рассказа? (Традицией имя наречения).

Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имя наречения.

Присоединительный текст воспитателя:

          В дополнении хотелось  бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имя наречением.  Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.

При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.

  Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами.
Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году.

 

Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имя наречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете?

 Обобщение воспитателем ответов родителей.

Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию.  

Выполнение задания из книги 5 на стр. 15.

Воспитатель: творческим заданием для вас и ваших детей  будет оформление странички альбома, на странице 15.

 -Скажите, пожалуйста, какие семейные традиции вы вместе с вашими детьми нарисуете?

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Прекрасно. Замечательные у вас будут рисунки. Тем более, что в нашем детском саду тоже есть традиция проводить для детей и воспитателей праздники: Новый год, Рождество, 9 мая и другие.

 

4. Работа в четвёрке

А сейчас мы с вами проведём активное занятие.

На странице 16.дан перечень традиций (читаю)

Родительское благословение

Трудолюбие и старание

Имя наречение

Сохранение семейных реликвий

Гостеприимство

Продолжение дела

Милосердие

Задание. 

 Из предложенных традиций,  вы должны выбрать те, которые, по - вашему мнению, присущи нашему народу. Пожалуйста, возьмите простые карандаши и подчеркните выбранные традиции. Это задание выполняет каждый из вас индивидуально.

2.Индивидуальный этап.

Педагог объясняет родителям  задание и предлагает его выполнить самостоятельно. Время выполнения задания - 2 минуты.

 3.        Работа в четвёрке.

 Готовы. А теперь давайте  разделимся на две микрогруппы, по 4 человека. Сядьте поближе друг к другу. Задание остаётся тем же, только теперь вы вместе его выполняете. Посовещайтесь, внимательно выслушайте  друг друга и придите  к единому решению. Кто – то один из вас выскажется.

4.Обсуждение и экспертная оценка.

Готовы. Кто первый начнет. Одна из четвёрок предлагает результаты своей работы.  

Спасибо, я поняла вашу позицию, теперь вы.

5.        Заключительный этап.

 Почему вы так считаете?       

                                       Экспертная оценка

   Имянаречение

  Гостеприимство

  Родительское благословение

Сохранение семейных реликвий

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо. Я разделяю ваше мнение по выбору традиций.

Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Благословляли родители и старшие в роду своих детей и внуков на создание семьи, на свершение каких – либо дел.

Передача семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках.

 

Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приёме гостей. Эта традиция близка всем нам.

Рефлексия

Работа в круге.

Вопросы для обсуждения:

~  Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя?

 Заключительное слово воспитателя.

 Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие  помогло вам  осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем  вам - не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.  

Наше занятие окончено. Благодарю всех вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции», "Истоковедение"....

"Социокультурные истоки" Активное занятие с родителями воспитанников старшей группы «Семейные традиции»

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и ...

Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»

Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Присоединение  родителей к  отечественным  традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Семейные традиции»....

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия  «Мудрость  сказочног...

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"

Сценарий активного занятия с родителями в подготовительной группе "Семейные традиции"...