«У Лукоморья дуб зеленый» 2020
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» при помощи мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» при помощи мнемотаблицы.

Образовательная область: речевое развитие

Форма организации: фронтальная

Цель: Заучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный…» при помощи мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с творчеством поэта;
  • расширить словарь детей;
  • обогатить речь образными выражениями;
  • уточнить значение устаревших слов;
  • учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения.

Развивающие:

Воспитательные:

  • формировать чувство причастности к культурному наследию России;
  • воспитывать любовь и уважение к русским поэтам;
  •  прививать любовь к родному слову;
  • воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой;
  • воспитывать интерес к художественным произведениям;
  • воспитывать умение слушать.
  • воспитывать интерес к художественным произведениям;
  • вызвать эмоциональный отклик детей.

Активизация словаря: У Лукоморья, златая, песнь, чудеса, леший, русалка.

Предварительная работа:

Чтение детям сказок, стихов А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок, разыгрывание сценок; к работе подключение родителей: читают дома детям сказки Пушкина, смотрят мультфильмы; рисование рисунков к сказкам Пушкина.

Планируемые результаты:

 Дети могут выучить небольшое стихотворение; умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Оборудование:

Выставка книг А. С. Пушкина, портрет поэта, иллюстрация к стихотворению, мнемотаблица «У Лукоморья дуб зелёный…».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть.

– Ребята, посмотрите на этот портрет. Вы знаете кто это? (А.С. Пушкин.) А кем был А.С. Пушкин? А что он делал? (Это русский поэт, он писал стихи, поэмы и сказки.) А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях», «О золотом петушке», «О попе и работнике его Балде». Читали вам такие? Сегодня мы с вами попробуем рассказать стихотворение А.С. Пушкина по памяти.

II. Основная часть.

1. Просмотр иллюстрации к отрывку «У Лукоморья дуб зелёный…» из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

– Посмотрите на эту картинку, Называется она «У Лукоморья дуб зелёный…». Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Сейчас я вам его прочитаю, слушайте внимательно, вспоминайте героев, которых видели на картинке.

2. Чтение стихотворения «У Лукоморья дуб зелёный…».

 А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»     Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

3. Пауза.

4. Физкультминутка.

Отрывок «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят

Словарная работа:(картинки)

Давайте расмотрим внимательно эллюстрацию, и обсудим что и кто на ней есть?

У Лукаморья дуб зеленый. А где это Лукаморье?

Златая цепь на дубе том. Зачем на дубе цепь и почему она златая?

И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом; Откуда там кот? И почему он ученый?

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. Что бы это значило?
Там чудеса:   Какие?

Там леший бродит, Кто такой леший?
Русалка на ветвях сидит; Кто такая русалка и почему она на дереве сидит?

Гимнастика для глаз

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам: 

Красная рыбка в море,  плавает на просторе,

Поймать рыбку нелегко,  домик рыбки далеко.

Наше море чистое, наша рыбка быстрая

Только хвостиком мелькнет, и в свой домик уплывет.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

5. Просмотр мнемотаблицы к стихотворению.

– Ребята, но учить это стихотворение и рассказывать его мы будем не просто так, а с помощью картинок. Вот таких. Рассмотрите их внимательно.

6. Одновременное чтение стихотворения и показ по мнемотаблице.

– Сейчас я вам буду читать стихотворение и показывать картинки, вы смотрите и запоминайте. Потом кто-то будет рассказывать сам.

7.  Совместное рассказывание с детьми.

– А сейчас попробуем рассказать вместе со мной по картинкам.

8. Самостоятельное рассказывание детей.

Дидактическая игра«Доскажи предложение»

«У лукоморья…

«Златая ….»

«И днем и ночью…»

«Все ходит по цепи….»

«Идет на право….»

«На лево ….»

«Там ….»

«Там леший….»

«Русалка…»

«Там на неведомых….»

«Следы….»

«Избушка….»

«Стоит без…»

Итоговый продукт.

Изготовление своего рассказа (сказки, стихотворения) с помощью мнемотаблицы.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, поделитесь своими впечатлениями о том, что услышали сегодня?



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Тема мастер-класса:

«Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники»

Цель:

Оказание помощи родителям в овладении мнемотехническими  приемами для развития навыков заучивания стихотворений.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием мнемотехника, показать актуальность её использования;
  • Познакомить родителей с приемами мнемотехники (схематизации, мнемического плана, кодирование и  перекодирование информации) на материале стихотворного текста;
  • Провести практические упражнения с методическими рекомендациями для занятий родителей с детьми в домашних условиях и для закрепления использования приемов мнемотехники, применяемых на занятиях в детском саду.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для просмотра презентации; выставка мнемотаблиц и рисунков к стихотворениям на тему: «Осень золотая»; мнемотаблица к стихотворению А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (из поэмы «Руслан и Людмила»), заготовки для мнемотаблиц; маркеры; наглядные пособия используемые для заучивания стихотворений (набивное панно: «Времена года», набивное панно: «Разноцветные дорожки»); шарик, аудиозапись.

Предварительная работа:

Организация выставки мнемотаблиц и рисунков к стихотворениям на тему: «Осень золотая»; оформление выставки пособий.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы поговорим о том, как научить детей легко и быстро запоминать  стихотворения, используя приемы мнемотехники.

Актуальность.

Но сначала, выясним, почему мы используем в работе мнемотехнику и что это такое МНЕМОТЕХНИКА?

Во-первых, в каждой группе есть дети, которые по разным причинам испытывают трудности при запоминании стихов, например, у них недостаточно развита слуховая память, а лучше развита зрительная память,   и здесь мнемотехника оказывает огромную помощь.

Во-вторых, особенностью мнетомехники является большая работа с детьми по обучению чтению символов, перекодированию информации из символов в образы, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Приемы мнемотехники, помогают ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника.

В-третьих, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

А главное дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

 

И так что такое мнемотехника?

Мнемотехника, или мнемоника - это система различных приёмов, которые  облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяют организовывать учебный процесс в виде игры.  Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

В работе с дошкольниками по мнемотехнике в качестве дидактического материала используются мнемотаблицы,  схемы-модели, мнемодорожки.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие умения преобразовывать образы в символы.

Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.

Развитие внимания.

Развитие образного мышления.

Развитие воображения.

Что  такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка -  вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

  (Демонстрируются на слайдах)

Как составить  мнемотаблицы?

Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворении.  На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), изображаем персонажей, явления, действия таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как  же строится работа по заучиванию стихотворения?

При заучивании стихотворения  ставим перед собой сразу несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание рассказать его;

- помочь понять содержание;

- обеспечить запоминание;

- научить выразительно читать перед слушателями.

Все это определяет порядок работы по заучиванию текста.

1.        Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2.        Выразительное чтение стихотворения взрослым.

3.        Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

5. Самостоятельное чтение по мнемотаблице.

Предлагаю вам посмотреть видео фрагмента занятия по заучиванию с детьми  стихотворения Татьяны Волгиной  «Где чей дом?».  

Содержание фрагмента  занятия по заучиванию детьми  стихотворения Татьяны Волгиной  «Где чей дом?», представленного на видео.

  • К  нам пришел гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

-Такое теплое, такое Пушистое и золотое (цыпленок).

 Воспитатель выставляет на мольберт изображение цыпленка.

  •  цыпленок очень расстроен и плачет, он потерялся и не знает где его дом.
  •  Давайте поможем ему?
  • Но одни мы можем не справиться, поэтому я предлагаю позвать его  друзей.

                  Отгадайте, кто же нам поможет?

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00398.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00404.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00402.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00405.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00400.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00406.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00399.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00401.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00403.JPG

C:\Users\админ\Desktop\для мастер классса\Наташа отправить\DSC00397.JPG

  • Маленький рост Длинный хвост Серенькая шубка Остренькие зубки.(мышка)
  • Чик- чирик, чик-чирик! С чердака несется крик, Что же это за чудак,

Что шумит на весь чердак? (воробей)

•        Зеленая как трава

Моя песенка ква-ква (лягушка)

 Параллельно с ответами выставляет изображения этих животных (друг под другом).

-        У каждого из наших друзей есть свой дом, может они помогут найти дом цыпленка.

Все наши друзья - герои одного стихотворения, которое написала Татьяна Волгина, а называется оно «Где чей дом?». Воспитатель читает стихотворение, параллельно выставляя вторую часть к каждому изображению животного.

Воробей живет под крышей

В теплой норке домик мыши

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду

    Эй, цыпленок, где твой дом?

                                                  Он у мамы под крылом.

  • Послушайте, еще раз стихотворение и внимательно смотрите на картинки, они ваши помощники, они помогут вам это стихотворение запомнить. Воспитатель читает стихотворение громко и выразительно.
  • У цыпленка есть еще один друг, которого мы не назвали, но о нем говорится в стихотворении, кто же это? ( Это пеночка).

Пеночка - это птица, она живет в саду (воспитатель выставляет картинку пеночки и сада).

  • О чем говориться в этом стихотворении? ( О том кто где живет)
  • Про чьи дома рассказывается в стихотворении? ( Воробья, мыши, лягушки, цыпленка).
  • Где живет воробей?
  • Скажите словами из стихотворения (Воробей живет под крышей).
  • Где домик мыши? Скажите словами из стихотворения (В теплой норке домик мыши)
  • А где дом у лягушки? Скажите так же как в стихотворении (У лягушки дом в пруду)
  • А где домик у птицы - пеночки? Как говориться в стихотворении? (Домик пеночки в саду)
  • А кто же из вас запомнил стихотворение и может рассказать сам.
  • Молодцы, стихотворение по картинкам смогли выучить и рассказать. А самое главное, что вы помогли цыпленку найти его дом.

Практическая часть:

Предлагаем вам немного поиграть и выполнить практические задания. Для этого разделимся на 2 команды.

Задание для первой команды.

Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое это стихотворение, и объяснить, почему вы так решили. В данном случае вы будете использовать прием перекодирования информации, т.е. преобразовывать символы в образы.

В процессе работы даются рекомендации, оказывается необходимая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» «У Лукоморья дуб зеленый» с детьми старшей группы

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи). Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" "У Лукоморья дуб зеленый..." с исполь...

литературная викторина "У лукоморья дуб зеленый" для детей старшего возраста.

На занятие к детям приходит ученый кот. Он рассказывает детям какой он мудрый, трудолюбивый, потомучто работает во многих сказках. и тут кот задает вопросы, а дети отвечают в каких сказках он главный ...

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).Программное содержание:учить детей рисоват...

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

У лукоморья дуб зеленый

План-конспект совместной деятельности на тему "У лукоморья дуб зеленый."...

Интегрированное  занятие для детей 6-7 лет (Ознакомление с художественной литературой + Художественное творчество (лепка) на тему: ,,У лукоморья дуб зеленый ” по мотивам поэмы А.С.Пушкина ,,Руслан и Людмила’’ Тема: ,,У лукоморья дуб зеленый”

Цель:- закрепить с детьми прочитанные сказки А.С.Пушкина;    познакомить с новым произведением, способствовать запоминанию общеупотребительных пушкинских строк наизусть;-учить детей создават...