Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
консультация

Карташова Елена

В статье представлен материал, дающий представление о современном состоянии изученности вопроса влияния мелкой моторики на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motoriki_na_razvitie_rechi.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на развитие речи

«Представление, что при любом двигательном тренинге…

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным

и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

На современном этапе развития педагогической науки широко используются возможности развития мелкой моторики у детей с целью стимулирования развития высших психических функций и речи. Для детального рассмотрения этих возможностей обратимся к понятийному аппарату - так что же такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать у детей.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, которые направлены на выполнение очень точных и мелких движений кистями и пальцами рук (и ног).

Функционирование достигается четкой скоординированной работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем организма человека.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежесекундно требуется осуществлять какие-нибудь действия мелкой моторики: письмо, застёгивание пуговиц, молний, завязывание шнурков и бантиков, манипулирование какими-либо мелкими предметами, игра на музыкальных инструментах, печатание на клавиатуре, открывание замка ключом и так далее, поэтому от развития мелкой моторики напрямую зависит качество жизни человека.

Анатомические данные свидетельствуют, что третью часть площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову.

Развитие мелкой моторики необходимо для подготовки руки ребёнка к действиям в будущем: письму и рисованию, разнообразным манипуляциям с предметами.

Мелкая моторика развивается, начиная ещё с младенческого возраста естественным образом на базе общей моторики. Сначала ребёнок тянется к заинтересовавшему его предмету, затем научается хватать крупный, обычно яркий предмет, потом появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват". И к двум годам он уже может держать в руке предмет и рассматривать его, рисовать, правильно держать ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Как правило, ребенок, обладающий высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму.

В данном контексте ясным становится важность развития мелкой моторики у детей, начиная с самого раннего возраста. Предлагаем варианты занятий с детьми, которые успешно могут сужить  решению данной задачи:

1. игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, крупа и т.д.;

2. лепка (пластилин, соленое тесто);

3. игры - шнуровки;

4. массаж кистей и пальцев;

5. рисование;

6. разнообразные пальчиковые игры (занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»

Консультация для родителей« Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»...

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"...

Консультация для родителей Мелкая моторика и развитие речи ребенка

Консультация для родителейМелкая моторика и развитие речи ребенка...

Консультация для родителей: мелкая моторика и развитие речи ребенка.

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...