Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Пальчиковые игры важны для развития малыша. Детские психологи считают, что пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и влияет на ее выразительность, делая интонации более богатыми. Есть много разных упражнений для детских пальчиков, главное суметь увлечь ребенка и регулярно выполнять пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры уникальное средство для развития мелкой моторики.  Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovaya_gimnastika.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Пальчиковая гимнастика как средство развития 

 мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель

 МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»,   г. Серпухов

Пальчиковые игры важны для развития малыша. Детские психологи считают, что пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и влияет на ее выразительность, делая интонации более богатыми. Есть много разных упражнений для детских пальчиков, главное суметь увлечь ребенка и регулярно выполнять пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры уникальное средство для развития мелкой моторики.  Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Занимаясь пальчиковой гимнастикой, ребенок активизирует мышление, воображение, повышает ловкость и точность движений ручками. Если упражнение проводит мама, то занятие является еще одним поводом пообщаться с малышом. Гимнастика укрепляет детские пальчики и подготавливает их к обретению последующих навыков — рисования, письма, правильного использования столовых приборов и т.д. Хорошо развитая моторика рук (ловкость пальцев) помогает ребенку самостоятельно выполнять ежедневные действия, например, надевание одежды и застегивание молнии или пуговиц и т.д. К игре можно привлечь всю семью — бабушек с дедушками, старших братьев и сестер, совместные игры укрепляют отношения, и даст ребенку стимул для выполнения упражнений.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

1.Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2.Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком.
3.При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
4.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре.
5.Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
игру.
6.Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Моя семья

Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно наоборот сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает/разгибает большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА. (загибает/разгибает указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает/разгибает средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает/разгибает безымянный пальчик)

Этот пальчик Я. (загибает/разгибает мизинчик пальчик)

Вот и вся моя СЕМЬЯ! (поднимает левую руку и распрямляет все )

Сорока - белобока

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила. (Взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибает безымянный пальчик)

Этому дала, (загибает средний пальчик)

Этому дала, (загибает указательный пальчик)

 А этому не дала: (шевелит большой пальчик)

Ты дров не носил, печку не топил

Тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)

Пальчик- мальчик

Пальчик- мальчик(Пальцы сжаты в кулачок)

Мальчик - пальчик, Где ты был? (разгибается большой палец)

С этим братцем в лес ходит, (разгибается указательный палец)

С этим братцев щи варил, (разгибается средний палец)

С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)

 

Детки
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачек.


Засолка капусты

Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)

Мы морковку трём, (трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим, (щепотка)

Мы капусту жмём. (сжимаем обе кисти в кулаки)

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список использованной литературы

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

2. Бардышева Т. Ю. Пальчиковые игры: учеб, пособие для родителей и воспитателей. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.-202с.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.

4. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4, 2009



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по самообразованию на тему "Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста".

Конспект  по самообразованию на тему " Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук  у детей младшего дошкольного возраста."...

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Семинар для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Семинар  «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...