Рекомендации родителям по речевому развитию детей
материал (старшая группа)

Пайдулова Елена Евгеньевна

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире. Поэтому по-прежнему необходимо:

- много рассказывать и показывать детям,

- читать им познавательную литературу,

- водить на экскурсии,

- внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по речевому развитию детей.

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире. Поэтому по-прежнему необходимо:

- много рассказывать и показывать детям,

- читать им познавательную литературу,

- водить на экскурсии,

- внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы.

Хорошо бы, при этом учитывать познавательные интересы (предпочтения) своего ребенка, которые достаточно ярко начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте можно более подробно рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания родителей об их детстве, об играх, в которые они играли. Можно предложить ребенку поиграть в такие игры. Попросить ребенка описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду, и поиграть в эту игру вместе с ним.

Просматривая семейные фотографии, необходимо рассказать ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку.

Обязательно следует начать и продолжать семейную традицию ежедневных бесед с ребенком о прожитом дне:

- Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем удивил?

- Что нового ты узнал? и т.п.

Не стоит забывать, что все совместные мероприятия обсуждаются взрослыми вместе с ребенком.

Можно проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Так, для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа:

«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и т.п.) слова»;

«Вежливые слова», «Веселые (грустные) слова» и другие.

При этом родители должны дать установку на игру: «Давай с тобой вспомнить все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это «зимние» слова».

Необходимо в повседневном общении расширять у детей запас слов-обобщений за счет уточнения их значения, а также с помощью речевых упражнений «Магазин обуви (канцелярских товаров и т.д.)», «Транспорт наземный (подземный)», «Посуда кухонная (столовая, чайная и т.д.)».

Продолжая работу со словами-антонимами и синонимами, следует играть со своими детьми в игры типа:

«Скажи наоборот» (светлый – темный, веселый – грустный и т.п.) для закрепления слов-антонимов.

Игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова», «Скажи по-другому» направлены на закрепление слов-синонимов.

Можно упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их, например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».

Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Можно провести с ребенком речевые игры:

«Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов. Например: «Что умеет и любит делать кошка?» - «Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т.п.).

Игровое упражнение «Измени словечко» развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под-, от-, и другие. Данное упражнение можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором (например, «Как мы меняли слово ползать»).

В повседневном общении с ребенком необходимо создавать речевые ситуации, позволяющие ему согласовывать существительные с числительными. Для этого можно сыграть в игру «Поиграем-посчитаем»: взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например карандаш; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (один карандаш, два карандаша, десять карандашей).

Также необходимо следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Следует поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях необходимо упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений. В игре «Молчун и говорун» - один игрок (молчун), на первом этапе лучше ребенок задает основу предложения, а другой (говорун) – расширяет «основу» как только может. Например: Стоит дом. – В зеленом лесу стоит деревянный дом. – На опушке дальнего зеленого леса стоит деревянный дом с резными ставнями.

Для развития фонематического слуха родителям необходимо упражнять ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии предметов, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.

Например: Ра-ра-ра начинается игра; ри-ри-ри ты здесь,братец не сори…(чистоговорка).

«Три сороки тараторки тараторили на горке, три сегодня, три вчера, три еще позавчера» (скороговорка).

Взаимодействие родителей и воспитателей значительно повышает эффективность речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...

"Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье родителям даются рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям по речевому развитию детей среднего и старшего возраста

Рекомендации родителям по речевому развитию на тему "Птицы нашего города"...

Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ

Для коррекции речевой патологии у детей с ОВЗ рекомендуется выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, артикуляционную гимнастику....

Рекомендации родителям по речевому развитию детей

Оказание помощи родителям по постановке речи детей...

Рекомендации родителям по речевому развитию детей

Рекомендации родителям по речевому развитию детей...

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ...