"Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Никитина Татьяна Ивановна

В данной статье родителям даются рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam_v_rechevom_razvitii_2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

    Тяжесть речевого дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии закрепить все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, дома и в процессе повседневной жизни.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционной работы с ребенком не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, в первую очередь необходимо контролировать собственную речь. Учитывая тяжесть речевого дефекта, просьбы должны быть адекватными. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше показать образец его произношения.

    Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, отмечайте его успехи и поощряйте новые достижения. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте при этом его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). В то же время, нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка.

Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.

    Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму. Родителям необходимо участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Например: получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

 Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

    Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Как можно больше разговаривайте с ребенком: ежедневно озвучивайте ему ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных  звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

    Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.

    Разгадывайте вместе кроссворды — это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Кроссворды, как и другие игры со словами — это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха. Кроссворды способствуют расширению кругозора, развитию памяти, внимания, сообразительности, творчества. Составляйте кроссворды вместе с ребенком, но иногда дайте и самостоятельное задание малышу, что включает его в поисковую творческую деятельность. Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества — сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество — богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание:

-В споре и белая ворона черна, и черная бела.

-Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

-Вместе тесно, а врозь скучно.

-Слово — не стрела, а сердце насквозь ранит.

-От человека утаишь, а от совести не утаишь;

-Совесть без зубов, а грызет;

  Скороговорки помогают развить дикцию:

  -Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели, карамель на мели ели.

  -Везет Сенька Саньку, с Сонькой на санках.

 Санки — скок! Сеньку — с ног!

 Саньку — в бок, Соньку — в лоб,

 Все — в сугроб!

  -Воришка-воробьишка

 Весь овес у вас увез.

  -Сшит колпак, связан колпак,

 Да не по-колпаковски,

 Надо его переколпаковывать.

    Огромное значение играет артикуляционная гимнастика. Она поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Например:

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

(Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так, чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.)

«Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

(Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью верх.)

     В семье для ребенка с отклонениями в развитии необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения со взрослыми,  получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки, слова, интересно рассказывать. А еще, родителям необходимо дома с ребенком, закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности.  Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку, и результат не заставит долго себя ждать. Желаю вам успехов в воспитании детей!

Автор: Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории.

   

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными

возможностями здоровья

В семье появился ребенок-инвалид. Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи.

Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием.

Но все ли вы сделали для того, чтобы он был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Порой дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в овладении речью. Этому способствуют несколько причин, которые специалисты разделяют на две группы:

1. Органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

2. Функциональные — препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь должны оказать родители.

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические процессы, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

В настоящее время существует масса популярной литературы, позволяющей родителям организовать занятия с ребенком дома: Бикина Н.В. Мельникова С.М. «Игротека речевых игр», Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать», Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» и другие. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с дефектами речи: психогимнастика, сказкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, арт-терапия и другие.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, своевременно обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты и лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует формировать речевое развитие.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.

Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов не доступных для его понимания.

Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов и учителей логопедов.

Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше показать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книгу, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.

Разгадывайте вместе кроссворды — это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Кроссворды, как и другие игры со словами — это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха. Кроссворды способствуют расширению кругозора, развитию памяти, внимания, сообразительности, творчества.Составляйте кроссворды вместе с ребенком, но иногда дайте и самостоятельное задание малышу, что включает его в поисковую творческую деятельность.Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества — сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество — богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание.

В споре и белая ворона черна, и черная бела.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Слово — не стрела, а сердце насквозь ранит.

От человека утаишь, а от совести не утаишь;

Совесть без зубов, а грызет;

Скороговорки помогают развить дикцию.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Книга книгой, а мозгами двигай.

Волки рыщут, пищу ищут.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки — скок! -

Сеньку — с ног!

Саньку — в бок,

Соньку — в лоб,

Все — в сугроб.

Воришка-воробьишка

Весь овес у вас увез.

Сшит колпак, связан колпак,

Да не по-колпаковски,

Надо его переколпаковывать.

Огромное значение играет артикуляционная гимнастика. Она поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики, так как эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Для повышения качества постановки звуков у детей используют систему артикуляционной гимнастики. Кроме того, одновременно с артикуляционной гимнастикой на занятиях по звукопроизношению необходимо проводить пальчиковую гимнастику.

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, некосой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

(Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так, чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.)

«Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

(Широкий язык лежит на нижней губе , рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью верх.)

Рекомендации родителям:

1. Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Расположитесь на диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом. Не владея речью, дети считывают по вашей позе, мимике, ваше настроение. И, если вы болеете, заняты и у вас нет желания заниматься, не занимайтесь.

2. Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не получается.

3. Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.

4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого задания, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.

5. Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в следующий раз.

6. Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.

7. Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить обучение весь день, играя, объясняя и рассказывая.

8. Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине дня после сна.

9. Отложите занятие, если ребенок болен.

10. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

11. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с изображением. При изучении темы «Овощи» покажите свежие овощи. При изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.

12. Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его, подсказывайте, поддерживайте.

13. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятии дети наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом воспроизводит их. Сначала он молча смотрит, потом его губы начнут непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит какой –то звук за вами, и это уже успех.

14. В конце занятия направьте фокус внимания на то, чему научился ваш ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на то, что было не так, что еще не получилось.

15. Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам будет легче составить план следующего занятия, учитывая трудности и успехи. Вы будете видеть, как продвигаются ваши занятия, что усвоил ребенок, и за какой период времени это произошло.

В семье для ребенка с отклонениями в развитии необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки слова, интересно рассказывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.– СПб.: Питер, 2001. (Серия “Хрестоматия по психологии”).

2. Статья Л.С. Выготского “ Основные проблемы современной дефектологии”, (с.14, 20).

3. Кузнецов Л.В. “Гармоничное развитие личности младшего школьника”, М.: Просвещение, 1988.

4. Развитие речи и творчества школьников: Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст]:Методическое пособие /Е.Н.Струнина,М.В.Соловьева;Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

Кинезиологические упражнения как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ...