Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)
консультация

Борзова Ирина Николаевна

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_rebenka_s_ovz.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)

    Тяжесть речевого дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии закрепить все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, дома и в процессе повседневной жизни.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционной работы с ребенком не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, в первую очередь необходимо контролировать собственную речь. Учитывая тяжесть речевого дефекта, просьбы должны быть адекватными. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше показать образец его произношения.

  Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, отмечайте его успехи и поощряйте новые достижения. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте при этом его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). В то же время, нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка.

Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.

 Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму. Родителям необходимо участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Например: получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

 Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

  Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Как можно больше разговаривайте с ребенком: ежедневно озвучивайте ему ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных  звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

    Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.

    Разгадывайте вместе кроссворды — это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Кроссворды, как и другие игры со словами — это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха. Кроссворды способствуют расширению кругозора, развитию памяти, внимания, сообразительности, творчества. Составляйте кроссворды вместе с ребенком, но иногда дайте и самостоятельное задание малышу, что включает его в поисковую творческую деятельность. Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества — сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество — богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание:

В споре и белая ворона черна, и черная бела.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Слово — не стрела, а сердце насквозь ранит.

От человека утаишь, а от совести не утаишь;

Совесть без зубов, а грызет;

Скороговорки помогают развить дикцию:

  Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели, карамель на мели ели.

  Везет Сенька Саньку, с Сонькой на санках.

 Санки — скок! Сеньку — с ног!

 Саньку — в бок, Соньку — в лоб,

 Все — в сугроб!

  Воришка-воробьишка

 Весь овес у вас увез.

  Сшит колпак, связан колпак,

 Да не по-колпаковски,

 Надо его переколпаковывать.

Огромное значение играет артикуляционная гимнастика. Она поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Например:

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

(Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так, чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.)

«Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

(Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью верх.)

     В семье для ребенка с отклонениями в развитии необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения со взрослыми,  получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки, слова, интересно рассказывать. А еще, родителям необходимо дома с ребенком, закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности.  Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку, и результат не заставит долго себя ждать.

Желаю Вам успехов в воспитании детей!

   Учитель-логопед Ирина Николаевна Борзова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...

"Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье родителям даются рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Речевая карта ребенка с ограниченным возможностями здоровья (ЗПР). (старший возраст)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ...