Консультация "Развитие речи для детей 2-ой младшей группы"
консультация (средняя группа)

Плахтинская Наталья Ивановна

Консультаия "Развитие речи для детей 2-ой младшей группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_roditelyam.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей второй младшей группы»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказы-вать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

Развивая связную речь, следует учить детей:

• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

• Задавать вопросы;

• Активно включаться в разговор;

• Объяснять содержание картины, ситуации;

• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на кар-тине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрос-лыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).

Грамматический строй речи заключается в:

• развитии умения согласовывать слова в предложении;

• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;

• употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.

• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, соба-ка-щенок…

• «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).

Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начина-ется с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);

• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в иг-рах: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…

• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не до-пускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».

• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя по-звал?»).

• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать дли-тельно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).

• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выпол-нении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики ра-ботающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей в первой младшей группы

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшгей группы. Данные игры помогают детям развивать речь....

Конспект НОД по развитию речи для детей 2-й младшей группы на тему: «Рассматривание картины «СПОР ЖИВОТНЫХ»

Целью данного занятия по развитию речи, в основном, являлась задача развития связной речи дошкольников, а также формирование умения отвечать на вопросы по картине, составление совместно с воспитателем...

Формирование речи у детей 2-й младшей группы

Основные способы работы воспитателя по формированию речи у детей во второй младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи для детей во второй младшей группы "Овощи" (с мультимедийной презентацией)по ФГОС

Конспект занятия по развитию речи для детей во второй младшей группы «Овощи» (с мультимедийной презентацией) по ФГОСИнтеграция образовательных областей: «Коммуникация», ...

«Развитие речи у детей во второй младшей группе»

Развитие речи у детей в ДОУ(младшая группа)...

Конспект ООД по развитию речи для детей 2-й младшей группы

Увеличение словарного запаса детей, через знакомство с материалами (дерево и резина) и их свойствами....

"Перспективное планирование НОД по развитию речи для детей 2-ой младшей группы"

Перспективное планирование НОДпо развитию речи для детей2-ой младшей группы...