"Перспективное планирование НОД по развитию речи для детей 2-ой младшей группы"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Перспективное планирование НОД
по развитию речи для детей
2-ой младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию речи детей  2-ой младшей группы.

Сентябрь

№ 1 Тема: «ИГРА С КУКЛОЙ» Рассматривание картины из серии Е. Батуриной. Закрепление произношения гласных звуков  а, у, о, и, ы, э.

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «ИГРА С КУКЛОЙ» из серии Е. Батуриной, понимать ее содержание. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины.

Закрепить с детьми  названия и назначение предметов одежды и умывальных принадлежностей.

Воспитывать умение играть дружно, оказывая взаимопомощь.

№2                                                            

Занятие

по художественной литературе

№ 3.   Звуковая культура речи.      Звуки П – Пь.

Программное содержание:

Учить   детей  артикуляции  звука  п (пь).

Упражнять детей в правильном произношении звукоподражаний и слов со звуком п (пь);

Закрепить произношение этого звука во фразовой речи;

Воспитывать интонационную выразительность речи.

№4

             

Занятие

по художественной литературе

Октябрь

№ 5.    Тема: «СЮРПРИЗ ОТ БУРАТИНО» Рассматривание игрушек  Программное содержание

Учить детей рассматривать игрушки, называть цвет, форму, размер свойства материала.

Активизировать в речи слова, обозначающие предметы, детали его, свойства и качества,

вводить новые слова, обозначающие эти свойства и качества, а также понимание  обобщающего слова — игрушки. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, говорить в нормальном темпе. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их на место после игры.

№ 6.  

Занятие

по художественной литературе

№ 7.   Звуковая культура речи. Звуки Б – Бь.

Программное содержание:

 Учить  детей правильно и четко произносить звук б(бь);

 Закрепить его произношение в словах, фразовой речи;

Развивать длительный выдох;

 Воспитывать интонационную выразительность речи.

№8.  

Занятие

по художественной литературе

Ноябрь

№ 9    Тема: Рассматривание картины «СТРОИМ ДОМ»

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Строим дом», понимать ее содержание.

Учить отвечать на вопросы по содержанию простыми предложениями.

Активизировать словарь детей словами: названиями предметов, качествами и назначением, действий с ними.

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, бережное отношение к игрушкам.

№10  

Занятие

по художественной литературе

№ 11   Звуковая культура речи. Звуки Ф – Фь.

Программное содержание:

Учить детей произносить новый звук — ф, фь (песенкой ежа — ффф);

Упражнять в четком произношении изолированного звука, звукоподражаний и слов; Закреплять умение употреблять существительные, имеющие в родительном падеже множественного числа окончание -ей (мышей, ежей, сторожей).

Способствовать развитию речевого дыхания;

Воспитывать интонационную выразительность речи;

№ 12   

Занятие

по художественной литературе

Декабрь

№ 13      Рассматривание картины «Коза с козлятами»

Программное содержание:

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, устанавливая взаимосвязь между рассматриваемыми объектами.

Готовить детей к обучению рассказыванию по картине: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять вместе с воспитателем короткий рассказ;

Продолжать знакомить детей с домашними животными;

Развивать целенаправленное внимание, мышление;

Воспитывать интерес к домашним животным, желание за ними ухаживать.

№ 14      

Занятие

по художественной литературе

№ 15. Звуковая культура речи. Звуки В– Вь.

Программное содержание:

Учить  детей произносить новый звуком — в (песенкой самолета — ввв);

Упражнять в четком произношении изолированного звука, звукоподражаний, слов.

№  16 

Занятие

по художественной литературе

Январь

Каникулы

№ 17    

Занятие

по художественной литературе

№18 Тема: «ОДЕНЕМ  КУКЛУ

КАТЮ

НА ПРОГУЛКУ»Рассматривание

предметов  одежды.

Программное содержание

Учить детей рассматривать

предметы, выделять детали, цвет,

материал, назначение.

Ввести в словарь детей слова:

ткань, драп, мех, мягкая,

 пушистая, гладкая, теплая.

Учить детей отвечать на вопросы

воспитателя, согласуя

существительные с

прилагательными в предложении.

Развивать внимание, мышление,

память;

Воспитывать бережное отношение

к вещам.

№ 19  

Занятие

по художественной литературе

Февраль

№20   Звуковая культура речи. Звуки Т– Ть.

Программное содержание:

Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звука т-ть.

 учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т –ть.

Закрепить произношение звука т- ть в словах и фразовой речи;

Способствовать формированию темпа речи, упражняя детей в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью;

упражнять детей в правильном употреблении существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать речевое дыхание, фонематический слух.

№ 21.  

Занятие

по художественной литературе

№ 22  Рассматривание картины «Едем на лошадке» 

Учить детей рассматривать сюжетную картину «Едем на лошадке», устанавливая взаимосвязь между рассматриваемыми объектами.

Готовить детей к обучению рассказыванию по картине: формировать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, договаривать незаконченные педагогом предложения. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию картины фразами и простыми предложениями;

Упражнять в чтении хорошо знакомого стихотворения, сопровождая текст игровыми действиями.

Воспитывать интерес к совместной игре, бережное отношение к игрушкам.

№23    

Занятие

по художественной литературе

Март

№ 24  Звуковая культура речи. Звуки Д– Дь.

Программное содержание: 

Учить детей правильно и отчетливо произносить звукд-дь в звукоподражаниях и словах;

Упражнять детей в употреблении глагола хотеть в правильной форме;

Повторить стихотворение «Обновки» П. Воронько;

 Воспитывать интонационную выразительность речи;

№ 25.  

Занятие

по художественной литературе

№26. Тема: «КАТАЕМСЯ НА

САНКАХ»

        Рассматривание картины

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину и

понимать ее содержание.

Уточнять названия предметов одежды,

обуви и головных уборов.

Закреплять умение детей отвечать

на вопросы по содержанию картины,

согласуя слова в предложении.

Словарь: капюшон

Развивать внимание, мышление,

вырабатывать правильный темп речи.

№  27.  

Занятие

по художественной литературе

Апрель

№ 28   Звуковая культура речи. Звуки К– Кь.

Программное содержание: 

Упражнять  детей в отчетливом произношении звука к - кь  в словах и фразовой речи, Закреплять умение детей определять материал, из которого сделаны вещи (дерево, резина, мех).

Развивать интонационную выразительности речи, используя вопросительные

предложения;

Отрабатывать длительный выдох;

№29  

Занятие

по художественной литературе

№ 30  Тема: Рассматривание

картины  «ЕДЕМ В АВТОБУСЕ»

Е. Батурина

Программное содержание

Познакомить детей с новой

картиной, вовлечь их в разговор

по ее содержанию.

Учить отвечать на вопросы и

рассказывать по фрагментам

картины.

Активизировать  словарь детей.

Развивать внимание, умение

говорить в нормальном темпе.

Воспитывать умение играть дружно.

№ 31

Занятие

по художественной литературе

Май

№ 32.  Звуковая культура речи. Звук Ц.

Программное содержание: 

Учить детей  четко произносить звук ц изолированно, в звукоподражаниях и словах.

Закреплять умение произносить заданные звукоподражания в разном темпе и с разной силой голоса: медленно и быстро, тихо и громко.

.

№  33    

Занятие

по художественной литературе

№ 34.  Тема: Рассматривание картины  «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»  Е.Батурина

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Играем с песком», составлять рассказ по ее фрагментам (по образцу).

Обогащать и активизировать словарь детей, активно включать в речь прилагательные.

Развивать внимание, память, умение использовать в речи предложения с однородными членами.

Воспитывать умения играть дружно, делиться игрушками.

№  35.  

Занятие

по художественной литературе

Перспективный план по развитию речи детей  средней  группы.

Сентябрь

№ 1.   Пересказ сказки «Репка»

Программное содержание

Учить детей пересказывать знакомую короткую сказку «Репка», не нарушая последовательности действия.

Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста.

Развивать память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

№2  Рассматривание картины     «Петушок с семьей»

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Петушок с семьёй», понимать ее содержание, отвечать на вопросы, составлять короткие рассказы по ней.

Пополнить и активизировать природоведческий словарь.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, память.

Воспитывать интерес к домашним птицам, желание ухаживать за ними.

№ 3.   Рассказывание об игрушках     «Игрушки»

Программное содержание

Учить детей рассматривать предметы – игрушки, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качество, свойства.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах.

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№4 Звуковая культура речи.       Звуки С – Сь.

Программное содержание

Учить   детей  артикуляции  звука  с  сь.

Упражнять  детей в произнесении изолированных звуков, звуков в слоге, в разных словах  меняя силу голоса, выделять  голосом заданный звук

Формировать  умение подбирать игрушки, картинки с заданным звуком, внятно произнося названия предметов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Октябрь

№ 5.    Пересказ сказки в обработке  К.Д. Ушинского «Козлятки и волк»

Программное содержание:

Учить детей пересказывать знакомую короткую сказку «Козлятки и волк», не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.

Закреплять умение согласовывать слова  в предложении, обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

№ 6.   Рассматривание картины «Собака со щенятами» (автор серии  С. Веретенникова)

Программное содержание

Учить  детей рассматривать картину «Собака со щенятами», отвечать на вопросы по ее содержанию, формулировать простейшие выводы; слушать рассказ воспитателя, составленный по картине;

Закреплять умение детей использовать в речи названия детенышей животных в родительном и винительном падежах множественного числа: медвежат, мышат, лисят; обратить внимание детей на существительные женского рода: медведица, зайчиха, мышь;

Воспитывать  вежливое  обращение к взрослому.

№ 7.   Составление описательных    рассказов об игрушке.

Программное содержание 

Учить  детей сочинять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя;

Закреплять умение использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.

Поупражнять детей в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа: перьев, крыльев, ушей, шуб.

Формировать умение находить несоответствия  окружающей действительности в рассказе воспитателя

№8.   Звуковая культура речи. Звуки З – Зь.

Программное содержание

Учить  детей артикуляции звука з, учить произносить звук 3 твердо, мягко,

учить интонировать звук з в слове, различать слова с этим звуком;

Поупражнять  в произнесении изолированного звука, в слоге и в словах; Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Ноябрь

№ 9    Пересказ русской народной сказки   «Теремок»

Программное содержание

Учить  детей драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту.

Активизировать словарь, использовать звукоподражания.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

№10  Рассматривание картины из   серии «Домашние животные»

С.А. Веретенниковой «Кролики»

Программное содержание

Учить рассматривать картину «Кролики», понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам.

Пополнять и активизировать природоведческий словарь детей: плошка, зёрна, стог.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.

№ 11   Составление описательных   рассказов о куклах.

Программное содержание.

Учить  детей составлять описательные рассказы о кукле и ее одежде  по образцу рассказа воспитателя.

Активизировать использование в речи детей предлога  на.

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№ 12   Звуковая культура речи.  Звук  Ц.

Программное содержание

 Познакомить детей со звуком "ц". Отрабатывать чёткое

произношение звука "ц" в изолированном виде, в слогах и словах.

Активизировать речь детей.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Декабрь

№ 13      Пересказ рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)

Программные  задачи:

Учить детей пересказывать адаптированный рассказ «Мышки» К.Д. Ушинского.

Формировать простейшие навыки грамматического согласования слов.

Словарь: порка, волочатся, протащить.

Закреплять умение образовывать имена существительные в творительном падеже единственного числа.

Развивать  интонационную выразительности речи, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение и подражательность.

№ 14      Рассматривание картины

«Таня не боится мороза»  из серии картин О.И. Соловьевой

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Таня не боится мороза», понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком с

Развивать внимание, мышление, активизировать словарь детей.

Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.

№ 15. Рассказывание из опыта «Моя любимая игрушка»

Программное содержание

Учить детей описывать предмет (игрушку) по памяти по образцу, заданному воспитателем.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении.

Закреплять умение согласовывать слова  в предложении, обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.

№  16  Звуковая культура речи.                  Звук Ш.

Программное содержание.

Учить детей произносить звук ш: показать его артикуляцию, произносить звук ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения;

 Воспитывать  звуковую выразительность речи: произнесение звука с разной силой голоса.

Помочь детям вспомнить название знакомого произведения «Путаница», фамилию писателя – К. Чуковский.

Январь

Каникулы

№ 17    Пересказ рассказа «Лиса»

                  (по Е.   Чарушину)

Программные  задачи:

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

Активизировать  и обогащать словарный запас детей: мышкует, кинется

Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы).

Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов.

№18    Рассказывание по картинкам «Зимующие птицы»

Программное содержание

Учить описывать птиц по картинке: что есть у птицы, какого цвета перья, повадки.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами.

Активизировать природоведческий словарь детей.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать, помогать зимой.

Индивидуальная работа.

№ 19  Звуковая культура речи.    Звук Ж.

Программное содержание 

Учить детей четко артикулировать звук Ж, закрепить его произношение в слоге, словах; Формировать  умение подбирать игрушки, картинки с заданным звуком, внятно произнося названия предметов.

Закреплять умение детей образовывать  от существительных уменьшительно-ласкательные формы.

Воспитывать   звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Февраль

№20   Пересказ литературного произведения Л.Н. Толстого

           «Хотела галка пить...»

Программное содержание

Учить пересказывать литературный текст Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...», не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.

Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Закреплять умение детей регулировать силу голоса.

Развивать мышление, память, учить

Воспитывать познавательные интересы у детей.

№ 21.   Рассматривание картины С.Веретенникова

         «Лошадь с жеребенком»

Программное содержание

Учить детей понимать содержание картины «Лошадь с жеребёнком», отвечать на вопросы по её содержанию, составлять короткие рассказы по ней, активизировать природоведческий словарь.

Продолжать знакомить детей с домашними животными.

Развивать внимание, мышление, умение отчетливо произносить слова и словосочетания.

Воспитывать интерес и любовь к домашним животным, желание за ними ухаживать.

№ 22  Рассказывание из опыта  «Мое любимое домашнее              животное»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы из личного опыта, по памяти на тему «Мое любимое домашнее животное». 

Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, описывать предмет по образцу, данному воспитателем.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к домашним животным, желание за ними ухаживать.

№23    Звуковая культура речи. Звук Ч.

Программное содержание

Учить  детей артикуляции

звука ч. 

Упражнять  детей  в произнесении звука изолированно, в слогах, в словах, в стихах.

Формировать умение  произносить звук ч медленно, быстро.

Воспитывать  интонационную выразительность речи, обогащать словарь.

Март

№ 24  Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода...»

Программное содержание

Учить детей пересказывать короткий литературный текст «Пришла весна, потекла вода...».

Формировать умение  отвечать на вопросы по тексту предложениями из 2 – 3 слов

Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Словарь: потекла, дощечка.

Формировать  у детей слуховой контроль правильности составления пересказа.

Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание.

Воспитывать эстетические чувства.

№ 25.  Рассказывание по картине  "Кошка с котятами". 

Программное содержание

Учить детей внимательно рассматривать картину «Кошка с котятами», рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Упражнять в отгадывании загадок

Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

№26. Составление описательного рассказа о людях разных профессий 

Программное содержание:

Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

№  27.  Звуковая культура речи.  Звук Щ.

Программные задачи Познакомить  детей со звуком «щ». Упражнять в чётком произношении изолированного звука в слогах, словах, во фразовой речи.

Формировать фонематичеокое восприятие.

Совершенствовать умение различать на слух и называть слова с определённым звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Апрель

№ 28   Пересказ адаптированного рассказа «Петушок с семьей»

        (по К.Д. Ушинскому)

Программное содержание

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Петушок с семьей» (по К.Д. Ушинскому)

    Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста.

Формировать  навыков  развернутого высказывания.

Словарь: двор, шпоры, гребешок, узоры, бородка.

№29   Рассматривание и рассказывание по картине  «Тигры»

Программное содержание

Учить детей рассматривать и составлять рассказы по картине «Тигры»,  учить описывать предмет по картине.

Продолжать учить образовывать форму множественного числа, родительного падежа от существительных, обозначающих детенышей животных.

Словарь: зверь, хищник, водопой

Расширять представления о диких животных, вызвать интерес к животным жарких стран.

Пополнить природоведческий словарь детей. Развивать наблюдательность, мышление, память.Воспитывать интерес к предметам, выходящим за пределы ближайшего окружения — к животным разных стран.

№ 30   Рассказывание об игрушках

                 «Звери Африки»

Программное содержание

Учить детей составлять описательный рассказ об игрушках «Звери Африки». Познакомить детей с животными жарких стран, учить узнавать их на картинках и игрушках.

Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа  в родительном падеже.

Пополнить природоведческий словарь.

Развивать внимание, мышление, память, воображение, познавательные интересы, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, к животным.

№ 31 Звуковая культура речи. Звуки Л – Ль.

Программное содержание.

Учить детей четко артикулировать звук Л, закрепить его произношение в слоге, словах;

учить произносить звук л мягко и твердо.

Познакомить детей с новым стихотворением; несколько раз прочесть его, привлекая детей к совместному чтению.

Провести подготовительное упражнение для выработки правильного произношения звука р, показать артикуляцию звука, закрепить его произношение.

Май

№ 32.  № 32.   Пересказ  рассказа «Волк и белка»  (по Л.Н. Толстому)

Программные задачи:

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому)

Формирование навыков планирования развернутого высказывания.

Словарь: зло, злость, сердце, жечь сердце.

Активизировать в речи детей антонимы: добрый – злой, весёлый – грустный.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

№  33    Рассматривание картины      «Белки»

( серия С.Н. Николаевой, худ. А.А. Келейников

Программное содержание

Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей.

Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.

№ 34.  Составление небольших описательных рассказов

 «В гости к Бабушке-Загадушке»

Программное содержание

Учить детей составлять небольшие описательные рассказы-загадки.

Развивать умение подбирать слова сходные по звучанию

Образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением

Воспитывать интерес к речевой деятельности.

№  35.  Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»

Программное содержание

Учить детей четко артикулировать звук Р, закрепить его произношение в слоге, словах;

учить четко и ясно произносить звук Р мягко и твердо.

Формировать умение слышать звук в слове, называть слова на заданный звук.

Формировать звуковую выразительность речи.

Обогащать словарь.

Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.

Воспитывать  интерес   к  окружающему,  уважение   к  старшим   и  желание

сделать что-то приятное.


Перспективный план по развитию речи детей  старшей группы.

Сентябрь

№ 1 Пересказ русской народной сказки  «ЛИСА И РАК»

Программное содержание

Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

Совершенствовать навыки   детей отвечать на вопросы по содержанию, понимая характер героев.

Словарь: отцепился, самоуверенная, перехитрить, клешня.

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

№2  Рассказывание по картине «Кошка с котятами».                          

Программное содержание

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине   «Кошка с котятами: подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картине; уметь завершать рассказ. Развивать умение отмечать и называть черты различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; учить подбирать точные слова, характеризующие действия (активизация употребления в речи глаголов).

Формировать умение самостоятельно образовывать клички животных. Закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса;  Закреплять  умение самостоятельно подбирать слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

   № 3.   Составление описательных рассказов.

«Наши игрушки»

Программное содержание.

Учить детей составлять описательные рассказы о предметах (игрушках);

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными;

Расширять словарь детей за счёт глаголов и прилагательных.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№4 Составление рассказов из  личного опыта  «КАК МЫ УБИРАЛИ УРОЖАЙ»

Программное содержание        

Учить детей составлять короткие рассказы из опыта работы детей на огороде, передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально.

Продолжать использовать в речи предложения разных видов.

Активизировать в речи детей слова: рыхлить, сеять, полоть, урожай, снопы.

Развивать интонационную выразительность речи детей.

Воспитывать интерес и любовь к труду.

Октябрь

№ 5 Пересказ художественного произведения Я. Тайц «По грибы»

Программное содержание.

 Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, своё отношение к героям. Закреплять умение пересказывать рассказ по ролям.

Совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, соотносить действие с его названием.

№ 6   Рассказывание по картине. Составление описательного  рассказа

по  репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Программное содержание

Учить детей рассматривать репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень»; закрепить представление детей об осеннем времени года;

обогащать словарный запас детей определениями: унылая, печальная, золотая, восторженная; развивать диалогическую речь; воспитывать у  детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать творческое воображение.

№ 7   Составление описательных рассказов  «НАШИ КУКЛЫ».

Программное содержание.

 Учить детей составлять описательные рассказы о предметах (куклах).

Ввести в активный словарь детей слова: кружева, гипюр, нарядная; слова-антонимы: широкий – узкий, большой - маленький и т.д.

Использовать в речи прилагательные. Закреплять  умение детей использовать  в речи простые и сложные предложения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам.

№8    Составление  творческих   рассказов на  тему   «Подарок на день рожденья».

Программное содержание:

Учить составлять продолжение рассказа к предложенному воспитателем началу самостоятельно, вариативно;

Закреплять знания о жанровых и композиционных особенностях рассказа;

Активизировать в речи сложные предложения;

Упражнять в подборе наиболее точных определений и сравнений при описании игрушки:

Развивать творческое воображение,

Продолжать формировать умение анализировать рассказы других детей.

Словарь: рассказ, завязка, развитие действия, развязка, модель

Ноябрь

№ 9    Пересказ  басни Л. Толстого  «Два товарища».

Программное содержание:

Учить  детей пересказывать басню. Л. Толстого «Два товарища»; познакомить детей с новым литературным жанром - басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией;

№ 10       Рассказывание по картине.

Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Программное содержание.

Учить детей составлять рассказ по картине «Ежи»; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

Воспитывать любовь к природе и животным.

№ 11       Рассказывание  из личного опыта на тему  «Наш живой уголок»

Программное содержание

Учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание.

Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); учить задавать друг другу вопросы.

Учить детей выделять во фразах слова со звуками ч и щ; четко и правильно произносить фразы (чистоговорки и скороговорки), насыщенные звуками ч и щ; произносить слова громко и тихо.

№ 12   Рассказывание по серии картинок  «День рождения у медвежонка».

Программное содержание:

Учить детей составлять рассказ по серии картинок «День рождения у медвежонка».развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий; развивать у детей понимание и речевое обозначение сложных нравственных категорий; закреплять правильное произношение.

Декабрь

№ 13  Пересказ рассказа

Н. Калинина  «Про снежный колобок

 Программное содержание

Учить детей близко к тексту пересказывать короткие рассказы на примере рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

№ 14 Составление рассказов по картине «Зимние развлечения»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины «Зимние развлечения».

Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения.

Активизировать в речи детей слова: морозная, снежная, вьюжная, суровая зима; Снег мягкий, рыхлый, рассыпчатый, липкий.

Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

№ 15. Творческое рассказывание.

«Сочиняем сказку про  Деда Мороза».

Программное содержание.

 Учить детей сочинять сказки, развивая творческое воображение, соблюдая законы сказочного жанра. Выбирать для своего рассказа соответствующие персонажи, давать характеристику персонажей,  вводить в повествование диалог.  Закреплять умение использовать при рассказывании предложения разных конструкций, правильно согласовывать существительные с глаголами.

№  16  Рассказывание из личного опыта «Деду  Морозу закажем подарок»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать связно, последовательно.

употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными, например, плюшевый медвежонок, большая машина и т.д.

Учить использовать в рассказах разные виды предложений.

Развивать память и творческое воображение.

Январь

Каникулы

№ 17     Рассказывание об игрушках.

 «Подарки от Деда Мороза».

Программное содержание.

 Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями, давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с нею можно играть; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№18    Пересказ сказки «Петух да собака»

Программное содержание

Учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки «Петух да собака» без наводящих вопросов воспитателя.

Закреплять умение  подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака ).

Развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе;

Закреплять  умение согласовывать прилагательные с существительными в роде;  знание об окончаниях прилагательных мужского и среднего рода, умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Упражнять детей в подборе слов, по звучанию, в заданном ритме.

№ 19  Рассказывание по картине.

Составление описательного рассказа по репродукции

 картины И. Шишкина «На севере диком».

Программное содержание. 

Учить  детей составлять рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины И. Шишкина «На севере диком». При  описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь, связную речь; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать  творческое воображение.

Февраль

№20   Пересказ художественного произведения.  Л. Толстой «Лев и собачка».

Программное содержание. 

Учить  детей пересказывать быль  Л. Толстого «Лев и собачка» связно, без помощи вопросов воспитателя, совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями: величественный, большой, могучий, лохматый, маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная; наречиями: быстро, стремительно, неожиданно, печально, грустно, глаголами: тосковать, печалиться, бунтовать, рычать. 

№ 21.   Составление рассказов по пейзажной картине «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»  (И.Э. Грабарь)

Программное содержание

Учить детей рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений;

Словарь: подобрать прилагательные к словам «небо», «береза».

Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

Воспитывать любовь к родной природе.

№ 22  Составление творческого рассказа  на тему «Как цыплёнок заблудился»

Программное содержание

Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем, используя своё воображение и фантазию

Продолжать учить использовать в речи разные типы предложений,

рассказывать живо, эмоционально, последовательно передавая события, не отвлекаясь от темы;

Воспитывать интерес и любовь к сказкам

№23    Рассказывание по серии картинок-иллюстраций детских книг  «Детский Книжный магазин».

Программное содержание.

 Учить детей узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям; опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь, обогащать словарный запас. Вызвать  интерес к сказочному жанру.

Март

№ 24  Пересказ художественного произведения.

Л. Толстой «Пожарные собаки».

Программное содержание 

Учить  детей связно, выразительно рассказывать текст Л. Толстого «Пожарные собаки» без помощи вопросов воспитателя;

Закреплять умение  детей подбирать определения, синонимы и антонимы; Упражнять в составлении предложений - путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях;

Развивать  у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.

№ 25.  Рассматривание и составление рассказов  по пейзажной картине  

А.К. Саврасова  «Грачи прилетели».

Программное содержание

Учить детей рассматривать пейзажную картину А.К. Саврасова  «Грачи прилетели».

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях.

Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Воспитывать эстетические чувства, развивать интонационную выразительность речи.

№26.  Рассматривание и составление рассказов о предметах                  

 «Домашние помощники»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы о предметах, при рассматривании группы предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие.

Совершенствовать навыки монологической речи. .

Словарь: электрический ток, электроприборы, инструменты швейные принадлежности, вилка, подошва, абажур.

Расширять познавательные интересы у детей: познакомить с группами предметов, являющихся нашими домашними помощниками.

Развивать внимание, интерес к окружающим предметам, бережное отношение к ним.

№  27.  Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Программное содержание

Учить детей составлять сказку «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы; придумывать конец сказки, не повторяя сюжета товарищей.        

Продолжать учить подбирать определения и действия к одушевленному существительному (заяц); активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов.

Закреплять умение  согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Закреплять у детей умение внятно и четко произносить слова и фразы, включающие звуки с, сь, щ, учить выделять слова с данными звуками из фраз;        

Апрель

№ 28   Пересказ рассказа Г. Снегирева «ЛАСТОЧКА»

Программное содержание

Учить пересказывать литературное произведение Г. Снегирева «ЛАСТОЧКА» близко к тексту.

Учить отвечать на вопросы, используя предложения из текста.

Развивать интонационную выразительность речи.

Словарь: вильце,  шильце.

Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание за ними ухаживать.

№29   №  № 29 Рассматривание и рассказывание о предметах

             «  «Швейные принадлежности»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы о предметах, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы.

Совершенствовать навыки монологической речи.

Словарь: швея, портниха, швейная машина, лапка, строчить, кроить, ушко, игла.

Продолжать знакомить детей с предметами быта, их назначением, учить вычленять признаки предметов, определять материал, из которого сделана вещь.

Воспитывать интерес к профессиям, бережное отношение к одежде.

               

№ 30   Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».

Программное содержание

Учить детей  придумывать небольшие стихи;

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру, слуховое внимание, обогащать словарный запас;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

№ 31 Составление рассказа по серии картинок с последующим   развитием сюжета

Программное  содержание

Учить детей составлять рассказы по серии картинок с последовательно развивающимся действием:

-характеризовать время и место действия;

-выделять причинно-следственные зависимости.

Развивать связную монологическую речь.

Активизировать словарь детей: бандероль, конверт, трамвай, вагон, кресло. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

3акреплять умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде и числе.

Воспитывать доброту, вежливость, отзывчивость.

Май

№ 32.  Пересказ художественного произведения.

Е. Чарушин «Воробей».

Программное содержание

 Учить детей самостоятельному пересказу художественного произведения

 Е. Чарушина  «Воробей» , выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Развивать умение подбирать определения, активизировать в речи детей прилагательные маленький, нахохленный, коротенький;

Закреплять умение чётко и отчётливо произносить слова.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: воробейчик, воробьишко.

№  33  Рассказывание по серии картин.

Составление описательного рассказа «Утро в деревне».

Программное содержание

 Учить   детей составлять повествовательный рассказ по одной из картин из серии «Домашние животные», придумывая предшествовавшие и последующие события;

закреплять умение образовывать названия детёнышей в именительном падеже единственного числа.

Развивать у детей творческое воображение, память;

Уточнить знания о домашних животных.

№ 34.  Творческое рассказывание

«Как медвежонок потерял сапожки»

Программное содержание

Учить детей придумывать продолжение сказки, начатой воспитателем.

Продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений . Формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана.

Воспитывать интерес к творчеству. Развивать творческое воображение .

№  35.                                Рассказы из личного опыта

«Мои любимые цветы»

Программное содержание

Продолжать учить детей живо и эмоционально рассказывать о чем-то личном, передавая свои впечатления в рассказе последовательно и логично.

Использовать в речи сложные предложения, ввести в словарь детей слова: полевые цветы, садовые, лесные и их названия.

Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитывать эстетические чувства.


Перспективный план по развитию речи детей  подготовительной к школе группы.

Сентябрь

№ 1  Пересказ сказки «Лиса и козел»

Программное содержание  Учить  детей  пересказывать  сказку «Лиса и козел», использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка);

Закреплять умение подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

Совершенствовать умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной силой  голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму

№ 2  Рассказывание по картине «В школу»

Программное содержание

Учить  детей составлять сюжетный рассказ по картине «В школу», используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

Закреплять умение  подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш; развивать интонационную выразительность речи.

№3       Творческое рассказывание              «Новая сказка»

Программное  содержание

Учить   детей сочинять короткие сказки.

Закреплять умение  рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы, использовать выразительные средства языка.

Грамота: продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные и веселые, длинные и короткие, простые и сложные.

Развивать мышление, память, воображение. Воспитывать интерес к словесному творчеству.

№  4  Рассказывание на тему  «Первый день Тани в детском саду»

Программное   содержание 

Учить детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в словообразовании;

Закреплять умение  дифференцировать звуки  ц и ч; отрабатывать отчетливую дикцию

Октябрь  

№ 5    Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Программное содержание 

Учить детей пересказывать рассказ В. Бианки «Купание медвежат», развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

Упражнять  в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

Уточнить  и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

№6.  Рассматривание пейзажной картины

 И. Левитана «Золотая осень»

Программное содержание

Учить детей  составлять рассказы о содержании картины И. Левитана «Золотая осень», оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Продолжать вводить в речь детей эмоционально- оценочную лексику.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

№7     Рассказывание  из личного опыта «Моя семья»

Программное содержание

Учить детей  составлять рассказы из личного опыта на тему «Моя семья».

Поддерживать интерес детей к своей семье, закреплять желание изображать генеалогическое дерево.

Словарь — обогащать речь детей словами бытового характера.

Воспитывать любовь к близким людям, родственникам.

№ 8   Придумывание сказки на тему  «Как ежик выручил зайца».

Программное содержание 

Учить  детей придумывать сказку на заданную тему «Как ежик выручил зайца», описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

Закреплять умение детей   подбирать однокоренные слова, синонимы;

Воспитывать  чуткость к смысловым оттенкам слова;

Совершенствовать умение  регулировать силу голоса.

Ноябрь

№ 9   Пересказ рассказа С.Михалкова  

 «Как друзья познаются»

Программное содержание

Учить детей  содержательно и выразительно пересказывать рассказа С. Михалкова  «Как друзья познаются» , драматизировать его.

Продолжать учить понимать смысл пословиц, запоминать их и применять в своей речи к месту.

Развивать память, логическое мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества, взаимомощи.

№10  Рассматривание и рассказывание по картине  «Север»                

Программное  содержание

Учить детей  рассматривать картину «Север» и рассказывать о ней.

Словарь: тундра, Ледовитый океан, кухлянка, унты, упряжка, лайка, нарты, каюр.

Продолжать формировать грамматически правильную речь, уметь строить сложно-подчиненные предложения.

Расширять кругозор детей, воспитывать познавательные интересы.

№11   Рассказывание о предметах

«Как человек себе помогал»

Программное содержание

Учить детей  составлять описательные рассказы о предметах.

Углублять и расширять знания детей о предметах быта. Проследить процесс создания предметов, облегчающих труд в быту.

Словарь: первобытный, пещера, лучина, керосиновая лампа, колодец, корыто.

Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.

№  12    Творческое рассказывание «Какая бывает зима»

Программное содержание

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки, рассказы на тему «Какая бывает зима».

Упражнять детей в образовании винительного падежа множественного числа имён существительных

Совершенствовать умение передавать интонацией различные чувства (радость, огорчение, восторг).

  Развивать мышление, память, воображение и интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к родной природе.

Декабрь

№ 13   Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк»

Программное содержание

 Учить  детей пересказывать сказки близко к тексту русскую народную  сказку «Лиса и волк»

Закреплять умение рассказывать от лица героя.

Активизировать использование в речи детей имен прилагательных(подбор определений)

Словарь: ловкая, хитрая, находчивая, умная лиса; доверчивый, простоватый, глупый волк.

Совершенствовать навыки интонационной выразительности;

 Развивать память, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

№ 14   Рассказывание по картине 

«Медведи»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы по содержанию картины, придумывать события предшествующие и последующие за изображённым на ней сюжетом;

Закреплять умение грамотно оценивать содержание рассказов, правильность построения предложений;

Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.

Развивать память и воображение.

Воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе.

№ 15    Творческое рассказывание «Предновогодние приключения Зайчика»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы творческого характера на тему  «Предновогодние приключения Зайчика» с использованием выразительных средств языка – описание, диалог;

Формировать умение составлять рассказ по плану, при оценке рассказа выделять интересные сюжеты и обращать внимание на выразительные средства

Упражнять детей в образовании винительного падежа множественного числа имён существительных.

Продолжать формировать грамматически правильную речь, используя разные виды предложений.

Развивать память и творческое воображение.

№ 16    Рассматривание и рассказывание по игрушкам

 «Украсим елку»

Программное содержание

Учить детей рассказывать о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов.

Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей.

Развивать память и логическое мышление.

Прививать навыки работы различными материалами, самостоятельно делать игрушки.

Январь

Каникулы

№ 17.   Составление рассказов по памяти

«О  новогоднем празднике»

Программное содержание

Учить детей  составлять рассказы из опыта по памяти «О новогоднем празднике»

Совершенствовать монологическую речь, использовать разные типы предложений.

Развивать память, воображение, воспитывать эстетические чувства.

№ 18     Пересказ рассказа

К.Д. Ушинского  «Ветер и Солнце»

Программное содержание

Учить детей содержательно и выразительно пересказывать литературный рассказ К.Д. Ушинского «Ветер и солнце»                                           

Развивать наблюдательность, память и интонационную выразительность речи.

Воспитывать чувство доброты, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

№ 19   Рассказывание из личного опыта

«Мой любимый мультфильм»

Программное содержание

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта на  тему «Мой любимый  мультфильм».

Закреплять умение  правильно строить сложно-подчиненные предложения, используя союзы.

Развивать память, мышление и воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать желание делиться своими впечатлениями.

февраль

№ 20      Пересказ рассказа

        Л. Кассиля «Богатыри»

Программное содержание

Учить  детей  пересказывать рассказ Л. Кассиля «Богатыри»,  изменяя интонации в соответствии с переживаемыми чувствами.

Обогащать словарь детей словами: морская пехота, шлюпка, мина, бойница. Продолжать работу над предложением, словом как единицами речи.

Развивать мышление, память, воображение.

Воспитывать любовь к воинам — богатырям, защитникам нашего Отечества, чувство гордости за наших воинов.

№ 21   Составление  рассказа по картине

 В. Васнецова  «Три богатыря»

Программное содержание

Учить детей составлять описательный рассказ по картине В.Васнецова

«Три богатыря»,используя в речи разные виды предложений.

Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида героев; активизировать использование в речи детей синонимов (сильный – мужественный, храбрый – отважный)

Знакомить детей с произведениями живописи.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства.

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

№ 22    Рассказывание из опыта

                      «Папины заботы»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы о своей семье на основе личного опыта. Развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Развивать память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к семье, желание больше узнать о ее членах.

№ 23    Творческое рассказывание

                «Если бы я был военным»

Программное содержание

Учить составлять рассказы творческого содержания по теме «Если бы я был военным», опираясь на имеющийся опыт.

Обогащать пассивный словарь детей словами: пилот, штурман, радист, техник, танкист, механик, стрелок, боцман,

Развивать память, воображение.

Продолжать воспитывать у детей интерес к членам семьи, особенно к воинам разных поколений.

Март

№ 24   Пересказ сказки Н. Сладкова

                  «Медведь и солнце» 

Программное содержание

Учить детей пересказывать  новое  произведение Н. Сладкова «Медведь и солнце»,воспитывать чувсгво юмора.

Развивать выразительность речи, мышление, память.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

№ 25     Составление рассказов по репродукциям художников

 «Картинная галерея»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы по произведениям изобразительного искусства.

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений.

Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.

Формировать у детей основы художественной культуры.

№ 26       Творческое рассказывание 

                      «Времена года»

Программное содержание

Учить детей сочинять небольшие рассказы, загадки по теме «Времена года».

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Развивать память, воображение, внятно и отчетливо произносить слова с естественной интонацией.

Воспитывать любовь к родной природе.

№ 27      Творческое  рассказывание  

                                  «Придумай сказку»

Программные задачи

Учить детей придумывать сказку с опорой на  графический план, выбирая соответствующие персонажи (игрушки), вводить в повествование диалог.

Закреплять умение описывать действия и переживания героев сказки, используя в речи разные типы предложений.

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей.

Воспитывать интонационную  выразительность  речи, интерес к самостоятельной  художественной  речевой деятельности.

Апрель

№ 28.   Пересказ  рассказа М. Пришвина  «Золотой луг»

Программное содержание

Учить детей пересказывать рассказ М. Пришвина «Золотой луг» содержательно и выразительно.

Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и  детьми, между детьми.

Ввести в пассивный словарь детей выражение «иду в пяту», фукнуть.

Расширять представления детей о жизни растений.

Развивать наблюдательность, мышление, память.

Воспитывать интерес к природе, учить беречь ее, любить.

№ 29    Рассказывание по картине                      «Ледоход»

Программное содержание

Учить  детей понимать содержание картины «Ледоход», составлять по ней рассказы.

Закреплять умение завершать рассказ, начатый воспитателем.

Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений.

Словарь: буксир, багор, ледоход.

Познакомить детей с новым сложным словом ледоход.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

№ 30   Составление рассказов  из опыта

 «Мы играем»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы из опыта на тему «Мы играем».

Закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения.

Обогащать словарь детей эпитетами: вешнее, щедрое, игристый, дремучий, лучистый.

Воспитывать познавательные интересы детей через современные игры.

№ 31      Творческое рассказывание «Мой дом»

Программное содержание

Учить детей составлять творческие рассказы на тему «Мой дом»

Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях.

Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Развивать память, логическое мышление, умение составлять рассказы по воображению.

Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой дом и украшать его.

Май

№ 32    Пересказ рассказа

 К.Д. Ушинского «Сила, не право». 

Программное содержание

Познакомить детей с новым рассказом  К.Д. Ушинского  «Сила, не право» , учить пересказывать его близко к тексту.

Активизировать словарь детей словами, обозначающими нравственные качества личности.

Воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.

Развивать мышление, память, связную речь.

№ 33   Рассказывание по картинам

с развивающим сюжетом  «Путешествие Медвежонка»

Программное содержание

Учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картин «Путешествие медвежонка».

Ввести в активный словарь детей Слова: кораблекрушение, плавание, плюхнулся.

Развивать восприятие, память, воображение.

Воспитывать положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы.

№ 34       Рассказывание о предметах «Рассматривание школьных принадлежностей»

Программное содержание

Познакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Словарь: школьные принадлежности, обложка, страница, папка, переплет, циркуль.

Учить детей использовать в речи разные виды сложных предложений.

Учить детей понимать скрытый смысл загадок, развивать логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к предметам и соблюдать правила пользования ими.

№ 35    Творческое рассказывание

 «Мой любимый детский сад»

Программное содержание    

Учить детей придумывать краткий броский текст рекламы.

Совершенствовать монологическую  форму  речи, развивая  умение  составлять  короткие  рассказы  на  предложенную тему.

Закреплять умение  рассказывать  последовательно  и  логично.

 Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания

Уточнить представление  детей  о  рекламе.

Продолжать работу по обогащению словаря  детей:  реклама, рекламный ролик, рекламная фраза.

Воспитывать  любовь  к  своему  детскому  саду  и  чувство  гордости  за  него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по "Развитию речи " В.В. Гербова, вторая младшая группа в соответствии с ФГОС.

Развитие речи по Гербовой.Месяц.Неделя.Тема.Занятие.Литература.Программное содержание.Совместная деятельность в процессе НОД.Работа с родителями.1. Мой детский сад Сентябрь.«Кто у нас хороший, кт...

Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей в первой младшей группы

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшгей группы. Данные игры помогают детям развивать речь....

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием блоков Дьенеша. Вторая младшая группа.

Перспективное планирование логико-математического развития с использованием нетрадиционного дидактического материала (блоки Дьенеша) во второй младшей группе...

Конспект НОД по развитию речи для детей 2-й младшей группы на тему: «Рассматривание картины «СПОР ЖИВОТНЫХ»

Целью данного занятия по развитию речи, в основном, являлась задача развития связной речи дошкольников, а также формирование умения отвечать на вопросы по картине, составление совместно с воспитателем...

Конспект занятия по развитию речи для детей во второй младшей группы "Овощи" (с мультимедийной презентацией)по ФГОС

Конспект занятия по развитию речи для детей во второй младшей группы «Овощи» (с мультимедийной презентацией) по ФГОСИнтеграция образовательных областей: «Коммуникация», ...

Перспективное планирование работы по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Перспективное планирование по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы...