Главные вкладки

    Конспект "Воздух и его чудесные свойства"
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

    ПЛЕШКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

    Конспект "Воздух и его чудесные свойства"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

    «Детский сад № 423 комбинированного вида «Золотой ключик»

    Конспект по познавательному развитию

    в подготовительной группе

    «Воздух и его чудесные свойства»

    Автор: воспитатель Плешкова Ольга Викторовна

    г. Новосибирск


    Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
    Задачи:
    ОО «Познавательное развитие»
    - расширять представления детей о воздухе и его свойствах, значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
    - учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы
    ОО «Социально-коммуникативное развитие»
    - создать условия для позитивного и эмоционального настроя детей 
    - воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
    - формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе
    ОО «Речевое развитие»
    - развивать умение делать выводы и умозаключения
    - продолжать учить детей употреблять в речи развернутые, сложноподчиненные предложения
    ОО «Художественно-эстетическое развитие»
    - познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - выдувание воздухом, используя коктейльную трубочку
    - развивать творческое воображение
    ОО «Физическое развитие»
    - развивать двигательную активность детей, предотвращая утомление и снятие эмоционального напряжения
    Оборудование: воздушный шарик с письмом, видеозапись «Зачем нужен Воздух», баночки с запахом чеснока и апельсина, коктейльные трубочки, бумажные веера, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой; емкости с водой, стаканы, халаты для детей и воспитателя; карточки со свойствами воздуха; 2 апельсина; большой мешок с воздушными шарами; весы; музыкальное сопровождение «Шарики воздушные»; бассейн; 2 кораблика; ватман, разведенная гуашь, широкие кисти.
    Ход НОД:
    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними!
    Воспитатель: Ребята, у нас кроме этих гостей есть еще один очень важный гость, но он такой хитрец, спрятался от нас, вы его видите, давайте найдем! (дети ищут, находят воздушный шар)
    Воспитатель: Нет, ребята, это не шар, а гость наш тот – что спрятался в воздушном шаре? Что же это за гость? (воздух)
    Воспитатель: Давайте его выпустим, и он поздоровается с вами. Поставьте свои ладошки вот так! (протыкаю шар и сдуваю его на ладошки детям)
    Воспитатель: Ребята, вы почувствовали воздух? (да)
    Воспитатель: А вы его увидели? (нет) А почему? (он невидимый)
    Воспитатель: А куда он делся? Где воздух то? (везде вокруг нас)
    Воспитатель: Ребята, посмотрите в шарике еще, что-то есть. Давайте достанем. (достаем вместе с детьми записку). «Здравствуйте, ребята! Это пишет вам – ваш друг Воздух! Я очень рад, что я вас вижу! Но немного огорчен, что вы меня – нет! Я приглашаю вас в свою лабораторию, где вы сможете со мной, поближе познакомится, а я вам покажу много интересного!»
    Воспитатель: Что же это такое? Ребята, прочитайте! (читают послание из шарика)
    Воспитатель: Ребята, ну что хотите пойти в лабораторию Воздуха? (ДА) 
    Воспитатель: А вы знаете, что это такое – лаборатория? (в ней проводят ученые свои опыты и эксперименты)
    Воспитатель: Ну, тогда нам нужно подготовиться, в лабораторию можно заходить только в специальной одежде! Давайте и мы ее наденем! (одевают халаты)
    Воспитатель: Ребята, а еще в лаборатории есть свои правила поведения, но наш друг Воздух – решил с нами поиграть, все перепутал - и вам нужно выбрать правила, которые подходят только для лаборатории. (Дидак. игра – «Правила поведения в лаборатории»)
    Воспитатель: Ребята, мы готовы? (Да) Тогда идем в лабораторию, посмотрите, сколько в ней столов с различным оборудованием! Посмотрите, что же находится на этом столе? (читают - свойства воздуха)
    Воспитатель: Но посмотрите они все перемешаны, наш друг наверное не успел к нашему приходу. Ребята, как вы думаете, что с ними можно сделать? (развешать на каждый стол). Молодцы! Давайте начнем! Пройдемте к первому столу.
    Эксперимент №1 «Как поймать воздух?» 
    Воспитатель: Ребята, а можно поймать воздух? (Да, нет) А как? (если не ответят, что пакетом) А давайте попробуем поймать его с помощью пакета. Что в пакете? (ни чего, пусто) 
    Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
    Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
    Воспитатель: Какой вывод?  (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.)
    Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
    Воспитатель: У нас есть стаканы. Что в них находится? (Воздух, ничего)
    Воспитатель: А давайте мы проверим ваши версии, для этого эксперимента разделитесь парами, подойдите к стаканам и емкостям с водой.
    Воспитатель: Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки.
    Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем стакан в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
    Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Воспитатель: Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
    Воспитатель: Почему? Как считаете? (в стакане есть воздух, и он не пустил воду)
    Воспитатель: А сейчас проделаем тоже самое, но только стакан будем опускать под наклоном. Что вы видите? (пузыри воздуха) Что сейчас стало с нашей салфеткой? (намокла) Почему? (откуда появились пузыри, воздух выходит и запускает воду). 
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (воздух прозрачный, мы его чувствуем)
    Воспитатель: Давайте найдем карточку с этим свойством. (обозначают свойство воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный. Но мы его можем чувствовать»)
    Воспитатель: Пойдемте ко второму столу! 
    Ребята, давайте возьмем стаканчики и подуем в трубочки, опущенные в стакан с водой. 
    Воспитатель: Ребята, что это происходит? ( Выходят пузырьки).
    Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
    Воспитатель: Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. 
    Воспитатель: Найдите карточку, которая соответствует данному эксперименту. (дети находят, зачитывают «Воздух есть внутри человека»)
    Воспитатель: Ребята, давайте проведем за этим столом еще один опыт, для этого разделитесь на 2 группы. 1 группа подойдите к зеленой чашке с водой, 2-ая  – к розовой. У вас есть апельсины - у одной группы в кожуре, а у другой без кожуры. Опустите их в воду и понаблюдайте, а потом нам расскажите, что с ними произошло и почему. Молодцы! 
    (ЗВОНИТ КОЛОКОЛЬЧИК)
    Воспитатель: Ребята, что это за звон? Никита и Макар сходите посмотрите (находят большой мешок, заносят)
    Воспитатель: Что же там такое? (высыпаю)
    Воспитатель: Ребята, что это? (воздушные шары) Почему они так называются? ( в них воздух)
    Воспитатель: Ребята, это воздух хочет с нами повеселиться! (включаю музыку)
    Воспитатель: Шарики воздушные мы взяли, и порядковый номер свой назвали! (физ. минутка с шарами под песню «Шарики воздушные»)
    Воспитатель: Отдохнули, повеселились. Но у нас еще не все карточки распределены.
    Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (весы) Как вы думаете для чего это?
    Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
    Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесила одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? (лопнет)
    Воспитатель: Проткните палочкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
    (Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
    Воспитатель: Несите подходящую карточку! «Воздух имеет вес»
    Воспитатель: Проходим дальше! Воздух имеет запах? Понюхайте воздух? (правильно - воздух не имеет запаха) А сейчас откроем баночки, понюхайте , чем пахнет (апельсином, чеснок,) а где они? (нет) 
    Воспитатель: Как же так получается, апельсина и чеснока нет, а запах есть? (ответы) 
    Воспитатель: Ребята, воздух действительно не имеет запаха, но может их нам передавать. Найдите это свойство воздуха. «Воздух не имеет запаха»
    Воспитатель: Пройдемте к следующему столу. Возьмите веера, и найдите себе пару по цвету веера. Помашите веерами около своего лица, а теперь друг другу. Что вы чувствуете? (ветерок, воздух, воздух двигается). 
    Воспитатель: А сейчас подойдем к бассейну, опустим на воду кораблики - тихонько! Они плывут - нет, а что надо сделать, чтобы они поплыли (подуть воздухом).
    Какой можно сделать вывод? (воздух движется)
    Воспитатель: Давайте выберем подходящую карточку «Воздух движется»
    Воспитатель: Посмотрите, осталась последняя карточка «Воздух необходим всему живому»
    Воспитатель: Вы согласны или нет? Почему? (да, мы не можем жить без воздуха и не только мы, но и животные и растения и т.д.)
    Воспитатель: Давайте, присядем на стульчики и посмотрим сюжет «Зачем нужен воздух?» и узнаем правы мы были или нет. (просмотр видеосюжета на мультимедиа)
    Воспитатель: Ребята, так зачем же нужен воздух, что нового вы узнали из сюжета? (ответы)
    Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось в лаборатории воздуха? (да)
    Воспитатель: Давайте и мы удивим его! Я предлагаю, в честь него – запустить большой и красивый салют! 
    Воспитатель: Подойдите к столу, у нас приготовлены цветная вода, кисточки, трубочки и ватман. Посмотрите, я вам сейчас покажу как сделать салют – беру кисточку, макаю его в цветную воду, капаю каплю на ватман и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Все поняли? А теперь попробуйте сами! 
    Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какой у нас получился салют в честь Воздуха! 
    Воспитатель: Вы сегодня все замечательно работали, мне было очень приятно с вами работать. А вам понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего? (ответы детей)
    (звонок колокольчика)
    Воспитатель: Опять Воздух наверное, подождите минутку. (заношу мыльные пузыри)
    Это он вас благодарит, что вы помогли ему разобраться с его свойствами в лаборатории. Откройте, подуйте. А сейчас поиграйте с мыльными пузырями!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Чудесные свойства улыбки"

    Чудесные свойства улыбки          Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение, п...

    Чудесные свойства глины

    Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...

    Улыбнитесь, друзья! - "Чудесные свойства улыбки"

    Консультация для родителей и воспитателей...

    Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа)

    Паспорт проектаВид  проекта:  краткосрочный (март-апрель)Тип проекта: исследовательски – творческийУчастники: дети  средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.Акт...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудесные свойства воздуха»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Методы и приемы:  - практические: опыты, эксперим...

    Чудесные свойства улыбки

    Искренняя улыбка способна преобразить любое лицо. Когда у нас хорошее настроение мы смеемся, излучаем тепло, и вокруг нас все приобретает новые краски. Несмотря на погодные условия, кучу проблем, непр...

    Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

    Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...