Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудесные свойства воздуха»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы:

 - практические: опыты, эксперименты, физкультминутка;

- наглядные: наблюдение за опытом, рассматривание;

- словесные: чтение стихотворения, загадывание загадки, рассуждения, подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ «ОЦ» имени С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий

 детский сад «Золотое зёрнышко».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Чудесные свойства воздуха»

(по методике Н.А. Коротковой).

                                                                           

                                                                               Составила: воспитатель

                                                                               первой квалификационной

                                                                                категории

                                                                               Сураева Наталья Юрьевна.                                 

 

2015 год.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Чудесные свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

1) Формировать у детей представления о свойствах воздуха. Развивать мышление, интерес к экспериментированию, любознательность и познавательную деятельность. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает лёгкостью, упругостью и силой. («Познавательное развитие»)

2) Развивать двигательную активность детей, умение выполнять свои движения в соответствии с текстом. («Физическое развитие»)

3)  Развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы. Создать атмосферу творческого поиска.  («Социально-коммуникативное развитие»)

4)  Активизировать речевую деятельность детей, развивать речевое дыхание. Обогатить словарь детей словами "невидимый", "упругий", "прозрачный". Формировать навыки доказательной речи на основе проведенных опытов и простых исследований. («Речевое развитие»)

Методы и приемы:

 - практические: опыты, эксперименты, физкультминутка;

- наглядные: наблюдение за опытом, рассматривание;

- словесные: чтение стихотворения, загадывание загадки, рассуждения, подведение итогов.

Материалы и оборудование: игрушка – сердце, целлофановые пакеты, деревянные палочки, стаканы с водой, трубочки и стаканчики (на каждого ребёнка), воздушные шары (на каждого ребёнка), коробка из-под обуви, в которой посередине меньшей стороны вырезано квадратное отверстие, 10 негранёных фломастеров (или карандашей), воздушный шарик.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка

Игровая

Игра с правилами

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экспериментирование.

Коммуникативная

Беседа, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Чтение стихотворения, загадывание загадки

Вводная часть: (знакомство с детьми)

Дети с воспитателем встают в круг.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Сегодня нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать друг друга. Меня зовут Наталья Юрьевна. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены теплота, любовь, дружба. Давайте поделимся теплотой своего сердца друг с другом, подарим приятное слово своему соседу. (Воспитатель передает сердечко рядом стоящему ребенку, называет его по имени и хвалит его умные глаза, ребенок передает игрушку своему товарищу и т.д.)

        - Теперь мы с вами дружная команда и у нас будут свои правила:

  • никого не обижай, никого не унижай; слушай внимательно, не перебивай;  
  • хочешь сказать, подними руку, но прежде хорошо подумай.

- Вы согласны, ребята, с такими правилами?

Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:      

                      Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

 Дети: - Воздух!

Воспитатель: - Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Я не зря в халате белом

Занимаюсь важным делом,

Разные я опыты провожу,

Вас в лабораторию тоже приглашу.

В халаты белые вы одевайтесь,

В ученых важных превращайтесь.

Без промедленья помогите мне

Сделать важные открытия.

Воспитатель: - Ребята смотрите, какие шары у меня есть, разные, ой, а что это случилось с этим шариком? Он какой - то стал маленький, грустный.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы шарик стал весёлым и круглым?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно. А что же там у него внутри?

Дети: - Воздух у шарика внутри.

Воспитатель: - Какой воздух, я ничего не вижу. А вы видите воздух?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель: - Я придумала, как нам можно поймать воздух и посмотреть какой он? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он стал упругим. На что похож?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А теперь возьмите острую палочку и проткните пакет с воздухом, поднесите к лицу. Что вы чувствуете?

 (Дети делятся своими впечатлениями и делают вывод, что воздух прозрачный, но его можно почувствовать. Он лёгкий и упругий.)

Воспитатель: - Как вы думаете, нам нужен воздух? Мы можем прожить без воздуха? Давайте проверим, закроем рот и зажмём нос одновременно, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (ответы детей). Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же –

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: - Интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Давайте проверим! Подходите к стаканчикам с трубочками. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, что это происходит с водой?

Дети: - Выходят пузырьки.

Воспитатель: - Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: - Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Пойдемте на ковер.

Физкультминутка «Ветер дует к нам в лицо».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, воздух способен двигать предметы?

Дети: - Да. Нет.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами это проверим, прошу всех к столу. Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведем опыт, и узнаем обладает ли воздух" силою"? Ну для этого нужна ваша помощь.

Воспитатель достает коробку, в которой воздушный шарик, ставит на карандаши (которые ребята помогают выкладывать на стол рядом с друг другом). И наполняет шарик воздухом.

Воспитатель: - Мы наполнили наш шарик воздухом, а теперь давайте попробуем его отпустить и посмотрим что же произойдет?

Воспитатель: - Что происходит с коробкой?

Дети: - Она движется.

Воспитатель: - Шар сдувается и коробка движется вперед, потому что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух весь вышел коробка остановилась, потому что на нее уже не влияет не какая сила.

Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Дети: - Воздух обладает силой.

Воспитатель: - Воздух в жизни человека играет важную роль. Здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим. Как вы думаете, что приводит к загрязнению воздуха? (выхлопные газы машин, заводов, отходы производства). Что люди делают, чтобы воздух был чистым? (есть специальные приборы для очистки воздуха). Чем мы с вами можем помочь воздуху? (сажать деревья и кустарники). Почему? (они помогают очищать воздух).

Заключительная часть:

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы сегодня были отличными учеными. Вместе с вами мы определили, несколько свойств воздуха. А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Воздушный шарик». Мы сделаем круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе нового. Молодцы! Мне с вами сегодня было так интересно, а вам понравилось?

Прощание с детьми:

Все встают в круг, берутся за руки и говорит, что чувствует теплоту детских сердец через ладони. Воспитатель просит подарить друг другу свое хорошее настроение (улыбнуться самой доброй улыбкой).

Воспитатель: - На память о занятии я хочу подарить вам любимые подарки, наполненные воздухом (воздушные шары).

Самоанализ познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы.

Мной было проведено познавательное занятие на тему «Чудесные свойства воздуха».

Проведение этого занятия обусловлено тем, что я в рамках своего самообразования специализируюсь на теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Выбор этой темы объясняется тем, что в настоящее время актуальным вопросом считается интеллектуальное развитие ребенка, в связи с интенсивным развитием современного общества. А в процессе экспериментирования активизируются мыслительные процессы, происходит развитие речи, творческих способностей, эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, я считаю, что параллельно с развитием интеллекта необходимо развивать духовно-нравственную сферу человека.

Я считаю, что с поставленными задачами я справилась, т.е. дети получили представление о некоторых свойствах воздуха, а так же прошла воспитательная работа по формированию доброжелательности друг к другу.

Наиболее удачными и эффективными приемами в занятии я считаю: применение элементов психологического тренинга в вводной и заключительной частях, которые помогли детям настроиться и расслабиться; проведение самих опытов, что помогло понять детям на практических действиях принципы выявления свойств.

Также я считаю, что был учтен дифференцированный подход к детям по каналам восприятия: для кинестетиков предполагалось использование практических методов, для аудиалов – словесных, для визуалов – наглядных; по функциональным различиям полушарий мозга: для правополушарников –наглядность, практические методы, эмоциональность речи, для левополушарников – многократный повтор, смена положения; по активности: малоподвижным – побуждать к ответам, похвала, с высоким уровнем активности – побуждать помочь с ответом.

Была достигнута при помощи примененных приёмов познавательная и речевая активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности c детьми старшей группы. Тема: Развитие эмоциональной сферы дошкольника

Представленная обучающая ситуация, основана на сказочной истории показывающая  борьбу добра и зла, сказка служит материалом для обсуждения, поиска путей разрешения ситуаций, вызывает у ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Изобразительная деятельность Средняя группа Тема: «Чудесное превращение гусеницы»

Цель: познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисования и аппликации.Задачи:1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, воспитывать дружелюбное отношение к своим това...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через ...