Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конина Ольга Владимировна

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevidimka_-_vozduh.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Невидимка – воздух».

Программное содержание:

 познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Учить детей делать выводы, опираясь на экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

Предварительная работа: 

беседы с детьми о необходимости воздуха для дыхания живых существ; игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений Маршака, Пушкина, Даля.

Материал:

 прозрачная банка с подкрашенной водой, стаканчики с водой и соломинкой на каждого ребенка, веера,  пустые сосуды с различными запахами, воздушные шары, музыкальные инструменты,  картинки предметов взаимодействующих с воздухом, глобус, опорные карточки для подведения итога.

Ход занятия: 

Сегодня, ребята, я предлагаю вам вновь стать учеными. Согласны? Тогда  занимайте свои места. А займемся мы сегодня с вами изучением загадочного «невидимки». Искать его не надо, потому что он здесь, рядом с нами, вокруг нас.

Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей

Бежит, торопится. (Воздух)

 Догадались, кто этот «невидимка»? (Это воздух)

- Почему мы не видим воздух? (Он прозрачный)

- Что еще бывает прозрачным? (Стекло, вода, аквариум, лампочка и т.д.)

(Опорная карточка.)

Мы попытаемся увидеть, услышать и почувствовать воздух. Возьмите веера и обмахните ими лицо. Чувствуете движение воздуха? Он как бы говорит «Я здесь! Я рядом!» А теперь мы попробуем увидеть воздух. (Дети переходят к столам).

Опыт 1.

Берем пустой стакан.

- Что у меня в стакане? (Он пустой)

В прозрачную посуду с подкрашенной водой медленно опускаем перевернутый стакан. Что происходит? Почему вода не входит в стакан? Ведь он был пустой! Или нет? Что ей мешает? (В стакане был воздух)

- Правильно, в стакане притаился «невидимка». И мы заставим его показаться - стать видимым.

Опыт 2.

Осторожно наклоняем стакан. Что появилось в воде? (Пузырьки воздуха)

Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух легче воды, и его пузырьки быстро поднимаются наверх. Так можно «невидимку» увидеть.

Я предлагаю вам самим проделать похожий опыт. Возьмите стаканы с водой и подуйте в воду через соломинку. Что вы видите? (Появляются пузыри).

- Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды).

-Как вы думаете, можно ли воздух поймать? (Ответы детей)

Давайте попробуем поймать воздух с помощью воздушных шаров. Возьмите каждый по шарику и надуйте их. Почему шарики раздулись, стали большими? ( В них воздух). Почему иногда шарики лопаются? (Слишком много воздуха не помещается в шарике)

 Дети садятся на стулья.

- А можно ли услышать воздух? (Ответы детей).

Вы не раз слышали «голос воздуха». Например, когда ехали на велосипеде так быстро, что ветер в ушах свистел. А тот ветер, что в непогоду шумит за окном? Его в самом деле можно назвать песней «невидимки». А духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух. Предложить ребенку сыграть на флейте или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.

Воздух помогает нам услышать музыкальные звуки.

 (Опорная карточка).

- Теперь вдохните ртом воздух. Попробуйте его на вкус. Какого вкуса воздух? (Он безвкусный).

(Опорная карточка.)

- Вдохните воздух носом. Какой запах у воздуха? (Нет запаха).

(Опорная  карточка.)

У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой банке, что находилось.

Опыт 3.

Дети по запаху определяют, какие вещества находились в банках. (Кофе, чеснок, лимон, чистый воздух ).

Воздух есть  везде и в группе, и дома, и на улице. Для чего  нужен воздух? (Для того, чтобы могли дышать люди, животные, растения).

Воздух – удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, все живое на Земле погибло  в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. И Земля была бы мертвой пустыней. Воздух защищает Землю. Вот в космосе нет воздуха. А как же космонавты могут обойтись без воздуха? Интересно, сколько времени вы сможете не дышать? (Дети пробуют задержать дыхание). Всего несколько секунд! Поэтому космонавты перед полетом запасаются воздухом с Земли.

Воздух – хороший помощник в жизни человека. Люди давно научились использовать силу воздуха, силу ветра. Посмотрите на предметы и объясните, как воздух помогает человеку. (Ответы детей)

Какой хороший помощник есть у людей! И если с ним получше познакомиться, то он перестает быть таким загадочным. Скажите, что вы сегодня  узнали о воздухе? (Ответы детей). Молодцы, мои дорогие ученые! Вы хорошо потрудились, и надеюсь, узнали много нового и полезного о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по художественно-продуктивной деятельности "Аленький цветочек"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по художественно-продуктивной деятельности «Аленький цветочек» (рисование).      Испол...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Секреты воздуха»

Образовательная область: познавательное развитие, исследовательская деятельность, социально – коммуникативное.        Цель: Развивать познавательную активность...