Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Проценко Наталья Викторовна

конспект занятия воспитателя высшей категории Проценко Натальи Викторовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_eksperiment.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Программное содержание:

1 .Закрепить представление детей о свойствах воздуха, воды (невидимы, бесцветны, не имеют запаха, формы); о способах обнаружения воздуха и воды.

  1. Развивать представления детей о единстве окружающего мира и самого себя.

3.     Активизировать речь и обогащать словарь детей.

4.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5.     Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом,  песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

 Трубочки,  стаканы с водой, акварельные краски,

(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?

Дети: Экспериментировали , проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:

- надуть воздушный шарик (показ)

- подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам!  (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

И так подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Конспект открытого занятия в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой»

Цель занятия. Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей еще с одним свойством воды («Пар - тоже вода»). Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал: грязна вода, чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, кубик, шар, термос с горячей водой, стекло, салфетка, алгоритмы, аудиозапись «Вода», аудиозапись «Капитошка».

Ход занятия.

Группа разделена на две части: в одной части стоят скамейки полукругом, в другой – лаборатория.

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель. И сегодня речь пойдет о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь. А как же вы должны беречь воду?

Проводится игра на внимание «Вода, воздух, огонь, земля».

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся на стульчики за столы) .

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Используем алгоритм символизирующий, что у воды нет собственного запаха, вывешивая алгоритм на доску.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть ее. Спросить видны ли пальчики через воду (ответы детей) .

Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета (используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.)

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (ответы детей). Вывешиваем алгоритм символизирующий это свойство воды.

Опыт 4. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем широкий стаканчик с водой и перельем в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.)

Слышится плач. Воспитатель на обратной стороне доски находит «Капельку»- она грустная и грязная.

Воспитатель. Дети посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась «Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная? Дети, а зовут нашу капельку, «Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.

Воспитатель предлагает детям очистить воду.

Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.

Воспитатель меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что капелька стала веселой. По окончании работы ребята делают вывод: что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала веселой и чистой.

Физкультурная минутка.

Капля раз, капля два

Капля медленно сперва

Кап- кап- кап

Капли стали поспевать

Капля каплю догонять

Кап- кап- кап

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом

Зонтики скорей раскройте, от дождя себя укройте.

Опыт: «Пар- это тоже вода».

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода

может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и

налила горячую воду в термос.

Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.

Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Воспитатель предлагает салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.

Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем алгоритм) .

Подвести итог занятия спросить, что нового узнали на занятие, что большего всего понравилось отметить каждого ребенка в чем он себя проявил на занятие

Конспект занятия на тему: Воздух и вода
Подготовила: воспитатель МДОУ д/с №63 «Машенька» г. Старый Оскол, Рыжих И.П.


Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Ход занятия:

- Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
- Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.

Скороговорки скажем:
«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»

«Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера
Три еще позавчера»

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.

Упражнение с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

Итак, занятие начнем с загадки.

Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… (глобус)

- Что изображает глобус? (планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, …)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)
- Солнце – это планета? (звезда)
- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь 
И усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)

- В какое время суток она нам светит? (днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)
- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)


- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
- Кто скажет про него загадку?

«Кинешь в речку не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше? 
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»
Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим как шарик красиво отлетает вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.


Физминутка.
«Мы мыльные пузырики»

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде) 
- Давайте проверим. 

Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
Значит воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Ребятки, вода это что? (жидкость)
- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
- А может ли вода изменить свой цвет? (может если в нее положить краску)
- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде)
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)
- На какой сок похож? (лимонный)
- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
- А если соль? (соленая)
- Лимон? (кислая)

- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.

Итог: 
- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?

«Воздух, вода, земля.  Экспериментальная деятельность».

Конспект итогового занятия по экспериментированию в старшей группе

Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода,  солнечный свет, земля для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Познакомить с некоторыми свойствами воды, воздуха и земли. Развивать представления детей о единстве окружающего мира и самого себя. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения и экспериментирования с различными природными объектами.

 Проводя опыт, воспитатель и дети должны соблюдать правила безопасности

Ход занятия

        

Ребята, посмотрите на экран нашего телевизора, что за фотография на нем? Правильно, это наша планета Земля. Как вы знаете, на нашей планете действуют четыре стихии, назовите их. Молодцы, правильно – это вода, земля, воздух и огонь. И сегодня мы с вами поговорим о них и обязательно узнаем что-то новое об этих интересных явлениях. Для этого мы отправимся в нашу лабораторию и станем настоящими учеными.

Давайте проведем маленький опыт – возьмите трубочки и подуйте в  стаканчики с водой. Что получается ? Да, это воздух, который мы выдыхаем. Значит, мы дышим, и воздух есть внутри нас. А что было бы, если бы воздух исчез? Мы не смогли бы жить.

Без воздуха нет жизни. Ребята, а как выдумаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, листочки.)

- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода) .

Сказка «Спор»

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.

Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода? » Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная! » «Но и без воздуха не проживешь! — добавили растения. — Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле растениям темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. А еще – все живое растет на Земле, и без нее погибнут  и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и земля и солнце.

Мы сегодня убедимся в этом и поработаем в нашей лаборатории. Давайте начнем.

II. Экспериментальная деятельность

 Товарищи ученые, мы с вами занимались экспериментами и уже много знаем о тех явлениях, стихиях, которые дают нам жизнь. Давайте поговорим о воде. Что вы знаете?   Какая вода? Есть у нее цвет запах, форма? Нет. Давайте проверим. Возьмем наш стакан воды посмотрим, понюхаем... А мы сейчас попробуем добавить в нее немного уксуса… Что, пахнет? А если мы добавим немного краски, она станет такого же цвета, правда? Значит вода – хороший растворитель, в ней растворяются вещества и она может приобрести цвет, запах и вкус. Так что мы узнали о воде? (ответы детей)

А еще вода умеет держать предметы, хотя она кажется не такой сильной. Только это зависит от материала, из которого сделан предмет. Есть материалы, которые держатся на воде ,а есть – не очень. Давайте посмотрим на наш экран и увидим ,как  Елисей узнавал об этом. (Фото опыта Елисея)

Нужно беречь воду, без воды умрет все живое, без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для ее сохранения или хотя бы не причиняет ей вред.

 Физкультминутка.

Рано утром по порядку

Зайка делает зарядку.

Руки кверху поднимает,

Ими весело играет.

Он качает головой: вперед-назад,

Повороты выполняет,

Низко-низко приседает.

По дорожке скок да скок

И уселся на пенек.

Он вздремнул и потянулся,

Здравствуй, утро, я проснулся.

Теперь вернемся в нашу лабораторию  и  вспомним о воздухе. (Заставка)

Что такое воздух?.  Это то, что вокруг нас, мы его видим?  Можем потрогать? Понюхать? А если брызнуть духами или почистить чеснок, что будет? Да, в воздухе могут растворяться запахи. Посмотрите фотографии следующие. Юля нам рассказала, что воздух есть везде даже в пустой банке или стакане. А что вы узнали о нем из наших опытов?  Смотрим на фотографии: теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. А теперь опыт с виноградинками – рыбками. У вас есть еще стаканчики с водой и виноградинки. Если мы возьмем их и опустим в водичку, они утонут? Нет? Попробуем? Они поднимаются со дна и плавают, как рыбки. Почему?  Виноград не очень тяжелый, и пузырьки воздуха поднимают наших  «рыбок» наверх. Оказывается, воздух есть даже в воде. Что мы узнали о воздухе?

Ну, перейдем к Земле.

Что же мы знаем о ней? Это тоже стихия, которая дает нам что? (жизнь, еду, растения и животных) Что же мы еще знаем о воде? Мы делали опыт, посмотрите на экран – если бросить немного земли в воду, что будет? На поверхности воды появляются пузырьки воздуха, оказывается, в земле есть воздух.  А если мы нагреем на солнышке немного земли и поднесем к ней салфетку, на ней будет вода. В земле есть вода, даже если она кажется сухой. Именно эту водичку и «пьют» растения, когда нет дождя.

Так что, земля – тоже главная, как и воздух, и вода. Вы помните нашу историю, как они все поспорили? Кто там еще был? Да, там еще было солнце. Оно дает нам тепло, как и огонь. Про огонь мы много говорили, он может быть помощником, а может быть очень опасным. А вот про солнце мы узнаем кое – что. Мы с вами сегодня утром разложили на подоконниках листочки бумаги. Они разного цвета – белый, красный и черный. Попробуйте, подойдите. Какой из них больше нагрелся? Черный? Почему, как вы думаете? Дело в том, что темные предметы притягивают солнечные лучи, а светлые, белые, их отражают. Убедились? Молодцы?

И в конце – сюрприз для наших ученых. Мы посмотрим, что случается, если все стихии собираются в одном месте. Мы увидим извержение вулкана прямо в нашей лаборатории.

Опыт – смешиваем чайную ложку соды, немного сухой краски, пять капель моющего средства и уксуса. Это делается в посуде, накрытой конусом из картона.    

 Ну, что товарищи ученые, подведем итоги. Мы поговорили о стихиях, узнали много нового.

Давайте скажем, что же такое стихии? Что такое природа? А мы с вами убедились сегодня в том ,что все они очень тесно связаны друг с другом, и все они жизненно важны. Каждая стихия дает нам то, без чего мы и все остальные существа не можем жить. И наша задача - беречь природу, нашу планету и уметь дружить со стихиями. И мы будем учиться этому в нашей лаборатории. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...