Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Щеглова Оксана Брониславовна

Что может быть интереснее опытно-экспериментальной деятельности проводимой вместе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Программное содержание:

-Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ,в жизни человека;способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
-Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.                  -Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; прозрачная емкость с водой; веер; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри на пол группы; карточки - обозначения свойств воздуха; апельсин, глубокая миска с водой, два мольберта.

Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром.

Воспитатель:   Ребята! К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и подарим наши добрые улыбки.                                                                                                  Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)?

Слышен звук ветра  и в зале появляется воздушный шарик с видеописьмом от Фиксика , в котором говорится, что он проспал на уроке в школе новую тему и теперь не знает что изучали. В подсказку ему дали только загадку.Он очень просит ребят помочь ему.Воспитатель:А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Правильно, это воздух.Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?Ответы детей.Воспитатель:Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. И чтобы это доказать, мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем проводить опыты.А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями.Уважаемые исследователи! Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).                                      Как вы думаете,где находится воздух?Ответы детей.Опыт №1«Как поймать воздух».Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Ответы детей. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(Воспитатель подносит пакет к лицу).Воспитатель:  Какой мы сделаем вывод? что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».Воспитатель:Теперь проведем еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 2« Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?А почему пузырьки поднимаются на поверхность?Ответы детей.Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.Давайте поставим на мольберт еще одну   карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».А как вы думаете, ребята, имеет ли воздух запах?Ответы детей.Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?Опыт №3.Воспитатель:Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха».                                                         Тогда почемуже на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?Ответы детей.Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №4«Движение воздуха»

Возьмите в руки листочки, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.Воспитатель: Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?
Воспитатель: Чем хорошо? (Плавают парусные суда, люди летают на
дельтаплане и т.д.)
Воспитатель: Чем плохо? Что может случиться при сильном ветре? (Ураганы, штормы)Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кому и зачем нужен воздух?
Ответы детеи: Воздух нужен, чтобы им дышать.
Воспитатель: Правильно.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. На столе у меня разложены картинки. Давайте выберем, кому нужен воздух. Прикрепим их на мольберт.Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но вот интересно, а сможем ли мы прожить без воздуха?
Опыт № 5Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.Почему вы убрали рукуоткрыли рот? (Мы себя чувствуем плохо) Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения).
Опыт№6. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос , он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим , а значит воздух находится в нас.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух есть и во фруктах тоже?

 Опыт№7:Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4.  Воздух движется.

5. Мы дышим воздухом. Он часть природы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/077c/000362db-c6cdd603/hello_html_m6186a91f.jpg

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-08/1283261059_vozdux.jpg