Круг домашнего чтения для детей раннего и младшего возрастов
учебно-методический материал (младшая группа)

Для чего необходимо знакомить ребенка с художественным произведением? На этот и другие вопросы вы найдете ответ в этой разработке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_chteniya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 166 ДО «Солнышко»

«Круг домашнего чтения для детей раннего и младшего возрастов»

Воспитатель:

Пироговская О.А

Для чего необходимо знакомить ребенка с художественным произведением?

У детей раннего возраста особенно заметно желание общаться с книгой вместе со взрослыми, рассматривать ее, вслушиваться в голос читающих родителей. У детей 2-3 лет очень любима стихотворная форма, которую они предпочитают прозе. При этом малыши тяготеют к динамическим ритмам, радостной плясовой мелодике. Вот почему для них так важен детский фольклор. Также дети с удовольствием слушают короткие рассказы  и сказки. Большую роль играет также и чтение детям перед сном, малыши быстро успокаиваются, позволяя себя уложить спать, долго и спокойно спят. Просыпаются в хорошем настроении, готовые к познанию всего нового и интересного.

 Число литературных произведений, доступных малышам невелико. Они должны звучать постоянно, многократно повторяясь, включаясь в каждодневную жизнь ребенка, развивая в нем первоосновы чувства художественного слова.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения  и интерес к ним;
  • Вырабатывать умение слушать чтение или рассказ взрослого;
  • Стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами и рифмами;
  • Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки и действия);
  • Побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;
  • Активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций (Кто это? Что он делает? А это что?... и т.д)

Вот примерный список рекомендуемой литературы для чтения в детском саду и дома для детей третьего года жизни:

Малые фольклорные формы:

  • «Катя, Катя»
  • «Ладушки»
  • «Сорока – сорока»
  • «Пальчик – мальчик»
  • «Петушок – петушок»
  • «Киска – киска»
  • «Баю – бай, баю – бай, ты, собачка не лай»
  • «Водичка, водичка»
  • «Идет коза рогатая»
  • «Поехали, поехали»
  • «Большие ноги…»

Стихи:

  • А.Барто «Уронили мишку на пол», «Снег», Нет, напрасно мы решили», «Села птичка на окошко», «Я люблю свою лошадку», «Самолет построим сами», «Кто как кричит».
  • М.Клокова «Мой конь», «Гоп – гоп»…и др.

Поэзия:

  • В Жуковский «Птичка»
  • А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!»
  • М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»
  • А.Барто «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Лошадка», «Кто как кричит»
  • В. Берестов «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока»
  • З.Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!»
  • Э.Мошковская «Мчится поезд»

Проза:

  • «Репка»
  • «Курочка Ряба»
  • «Колобок» (русская сказка в обработке К.Ушинского)
  • «Теремок» (русская сказка в обработке М.Булатова)
  • Л.Толстой «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес…», «Была у Насти кукла»
  • Е.Чарушин «Курочка»
  • К.Чуковский «Цыпленок»
  • Е.Сутеев «Под грибом», «Три котенка»
  • Н.Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»

Методические рекомендации по чтению произведений для родителей:

Когда вы читаете своему ребенку произведение, будь то сказка или стихотворение, используйте эмоционально окрашенную речь, тогда ребенок быстрее включится в процесс слушания, он заинтересуется произведением, практически сразу запомнит некоторые интересные для него моменты. Читайте 2 – 3 произведения не один раз и откладывайте его, а продолжительное время, так ребенок лучше запомнит его, уловит суть, запомнит главных героев. Обязательно рассматривайте вместе с детьми иллюстрации в знакомых и еще не знакомых книгах. Это побуждает детей узнавать героев произведений в иллюстрациях и игрушках, называть героя и его действия, воспроизводить отдельные выразительные отрывки из художественного текста «Петушок, Петушок – золотой гребешок…». (это способствует развитию связной речи).

 После того как чтение завершилось, сделайте паузу, дайте малышу подумать о том, что ему прочитали, уловить главное, интересное, может даже сформулировать свои вопросы к вам. Если вы заметили, что ребенок хочет что-то спросить, но затрудняется, помогите ему вопросами: например, «Понравилась ли тебе сказка?», «О чем она?», «Про кого она?», «Может ты знаешь кто главный герой?», «Какой он? Добрый или злой?»….и т.д. Тем самым вы подведете итог вашего знакомства с тем или иным произведением, ребенок запомнит самое главное, с вашей помощью научится составлять связный рассказ.

Для облегчения знакомства детей с художественным словом, мы подобрали для вас примерный список рекомендуемой литературы с учетом возраста и особенностей детей, которому мы следуем в детском саду, и советуем вам продолжить чтение этих произведений дома.

Не забывайте  обязательно читать короткие произведения перед сном, художественное слово способствует спокойному засыпанию малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль совместной игровой деятельности педагога с детьми в сенсорном развитии детей раннего и младшего возраста.

          Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и вел...

Роль совместной игровой деятельности педагога с детьми в сенсорном развитии детей раннего и младшего возраста.

          Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и вел...

Сценарий проведения дня защиты детей "В гости к бабушке" (для детей раннего и младшего возраста)

Сценарий разработан для роведения на свежем воздухе, для детей специализированного учреждения раннего возраста....

План проекта для детей раннего и младшего возраста "Домашние животные и их детеныши"

План поекта для детей раннего и младшего возраста "Домашние животные и их детеныши"...

Абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи.

В статье рассматривается организация и способы абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи. А так же об особенностях и направлениях в работе с детьми разной...

Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ.

Аннотация: автор рассматривает тему ранней профориентации, посредством технологии «Гость группы», делится собственным опытом.Ключевые слова: ранняя профориентация, «Гость группы&raqu...