Главные вкладки

    Информационные стенды для родителей
    материал

    Абашева Виктория Витальевна

    Предварительный просмотр:

    Многие родители задаются этим вопросом. Данный материал, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры.

     «Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

    «Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слогов (для каждого возраста оно разное).

    «Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

    «Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

    «Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

    «Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.

    Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно, например, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет — «0».

    Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «0», если темп речи нормальный — то в «1».

    Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказкой.

    3 ГОДА

    Понимание речи.

    Выполнение одноступенчатой инструкции:

    1. Дай мне куклу (1/0).

    2. Дай маме мишку (1/0).

    3. Возьми книжку и положи     ее в шкаф (1/0).

    Связная речь.

    Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова)

    1.Яблоко (1/0).

    2.Кошка (1/0).

    3.Стул (1/0).

    Оценка речи по звучанию.

    Общее впечатление от речи:

    1.Внятная (1);

    2.Невнятная (0).

    Слуховое внимание. 

    Хлопки (все хлопки одинаковые)

    1. Два, два (1/0)

    2. Три, два (1/0)

    3. Два, один (1/0)

    4.Два (1/0).

    Лексико-грамматический строй речи.

     Звукоподражание:

    1.Как мяукают котята (1/0)?

    2.Как лает собака (1/0)?

    3.Как тикают часы (1/0)?

    Состояние голоса:

    1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0).

    2. А теперь — большая собака (1/0).

    3. Маленький щенок (1/0).

    (Следим, изменяет ли ребенок голос).

    Темп речи.

    Норма (1).

    Укоренный (0).

    Замедленный (0).

    Запинки (0). 

    РИС. 1

    РИС. 2

    РИС.3

    4 ГОДА

    Понимание речи. 

    Выполнение двух и трехступенчатой инструкции:

    1.Возьми куклу и положи ее на стол. (1/0).

    2.Подойди клише. Возьми ее за руку (1/0). Подведи ее ко мне.

    3.Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).

    Связная речь.

     Сюжетные картинки с открытым смыслом.

    1.Составь предложение по картинкам:

     Мальчик  читает (1/0).

     Девочка спит (1/0).

    Девочка  рисует (1/0). (Рис. 4, 5, 6.)

    2.Серия из трех картинок (1/0) (любых).

    Оценка речи по звучанию. 

    Общее впечатление от речи:

    1.Внятная (1),

    2.Невнятная (0).

    Фонематический слух. 

    1.Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0).

    2.Покажи: где миска, а где мишка (Рис. 7.)

    Лексико — грамматический строй речи.

    1.Основные цвета: красный (1/0), желтый (1/0), синий (1/0), зеленый (1/0).

    2.Показываем картинки петуха, козы. Задаем вопросы:

    Кто это? (Например, петух.)

    А как он кричит (1/0)? (Например, ку-ка-ре-ку!)

    А что это у него (1/0)? (Например, гребешок, хвост.)

    Состояние голоса. (Умение модулировать).

    Сказка «Три медведя». Пусть ребенок скажет за Михайло Ивановича, Настасью Петровну, маленького Мишутку.

    Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1/0)

    Настасья Петровна (1/0).

    Мишутка (1/0).

    Темп речи.

    Норма (I).

    Ускоренный (0).

    Замедленный (0).

    Запинки (0).                                          Абашева В.В.

    РИС. 4

    РИС. 5

    РИС.6

    РИС.7



    Предварительный просмотр:

    У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.

    Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.

    При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

    Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.

    Далее приводятся примеры игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез). Все игры способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации), устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а также обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений (рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).

    Назови картинки, в названии которых есть звук Р.

    Покажи, где коза, а где коса (лук – люк, крыса – крыша, лак – рак).

    Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

    Определи сколько звуков в слове кот (мак, муха, бант и т.п.)

    Абашева В.В.



    Предварительный просмотр:

    Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику) ?

    Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

    Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

    Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

    Знает ли он названия пальцев рук?

    Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких

    движений пальцев рук

    1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

    Пять пальцев  на руке твоей

    Назвать по имени сумей.

    Первый палец – боковой –

    Называется БОЛЬШОЙ.

    Третий твой палец –

    Как раз посредине,

    Поэтому СРЕДНИЙ

    Дано ему имя.

    Палец второй –

    Указчик старательный, -

    Не зря называют его

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

    Палец четвертый

    Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

    Неповоротливый он

    И упрямый.

    Совсем как в семье,

    Братец младший – любимец.

    По счету он пятый,

    Зовется МИЗИНЕЦ.

    6.  Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

    3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

    4. Увлекательно проходит игра со спичками:

    - можно выкладывать узоры по образцу;

    - по памяти;

    - придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

    5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

    2  С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

    7.   Игры в лото, мозаику, пазлы.



    Предварительный просмотр:

    Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений.

    Самомассаж ушей

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будем с вами мы играть.

    Есть у ушка бугорок

    Под названьем «козелок».

    Напротив ушко мы помнем

    И опять считать начнем.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Продолжаем мы играть.

    Сверху в ушке ямка есть,

    Нужно ямку растереть.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Продолжаем мы играть.

    Из ушка к верхушке

    Дорожка идет,

    По этой дорожке

    Наш пальчик пройдет.

    Погладим ее мы,

    Чтоб гладкой была…

    И дальше продолжилась

    Наша игра.

    Снизу в ушке ямка есть,

    Нужно ямку растереть.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Продолжаем мы считать.

    Ушкам отдыхать пора

    Вот и кончилась игра.

    Самомассаж лица

    Оттяну вперед я ушки,

    А потом назад.

    Словно плюшевые мишки,

    Детки в ряд сидят.

    Раз, два, три — скажу, четыре,

    Пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для ушек

    Нужно делать всем.

    Оттяну вперед я ушки,

    А потом назад.

    Словно плюшевые мишки,

    Детки в ряд сидят.

    Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

    А теперь по кругу щечки

    Дружно разотрем:

    Так забывчивым мишуткам

    Память разовьем.

    Раз, два, три — скажу, четыре,

    Пять и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для щечек

    Нужно делать всем!

    Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

    На подбородке круг черчу:

    Мишке я помочь хочу

    Четко, быстро говорить,

    Звуки все произносить.

    Чтобы думали получше

    Озорные мишки,

    Мы погладим лобики

    Плюшевым плутишкам.

    Раз, два, три — скажу, четыре,

    Пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж такой

    Нужно делать всем!

    Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом — круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

    Чтобы мишка лучше видел,

    Стал внимательней, шустрей,

    Мы волшебные очки

    Нарисуем поскорей.

    Раз, два, три — скажу, четыре,

    Пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж такой

    Нужно делать всем!

    Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

    Точка 1

    Мы подушечками пальцев

    В точки попадем:

    Так курносому мишутке

    Носик разомнем.

    Раз, два, три — скажу, четыре

    Точка 2

    Пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для носа

    Нужно делать всем!

    Мы подушечками пальцев

    В точки попадем:

    Точка 3

    Так курносому мишутке

    Носик разомнем.

    Раз, два, три — скажу, четыре

    Пять, и шесть, и семь.

    Не забудь: массаж для носа

    Точка 4

    Нужно делать всем.

    Мы подушечками пальцев

    В точки попадем:

    Так курносому мишутке

    Носик разомнем.

    Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

    Мишка, мишка, рот открой!

    И налево двинь щекой...

    Мишка, мишка, рот открой!

    И направо двинь щекой...

    Ох, устали наши мишки,

    Тихо в ряд сидят.

    Знают: польза от массажа

    Будет для ребят!

    Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

    Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

    Самомассаж рук

    1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

    Очень холодно зимой,

    Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

    Надо ручки нам погреть,

    Посильнее растереть.

    2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

    Мы постряпаем ватрушки,

    Будем сильно тесто мять.

    Колобочков накатаем,

    Будем маме помогать.

    3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

    Мы точили карандаш,

    Мы вертели карандаш.

    Мы точилку раскрутили,

    Острый кончик получили.

    4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

    Пилим, пилим мы бревно –

    Очень толстое оно.

    Надо сильно постараться,

    И терпения набраться.

    5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

    Мы браслеты надеваем,

    Крутим, крутим, продвигаем,

    Влево-вправо, влево-вправо,

    На другой руке сначала.

    6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

    Мы как древние индейцы

    Добываем огонек:

    Сильно палочку покрутим –

    И огонь себе добудем.

    7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

    Ну-ка, братцы, кто сильнее?

    Кто из вас поздоровее?

    Все вы, братцы, молодцы,

    Просто чудо-удальцы!

    8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

    Ножик должен острым быть.

    Будем мы его точить,

    Чтобы чистил нам морковку

    И картошку на готовку.

    9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

    Мы пружинку нарисуем

    Длинную и крепкую.

    Мы сперва ее растянем,

    А затем обратно стянем.

    10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

    Гуси травушку щипали,

    Громко, весело кричали:

    «Га-га-га, га-га-га!

    Очень вкусная трава!»

    11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

    Человечки на двух ножках

    Маршируют по дорожке.



    Предварительный просмотр:

    Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

    Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

    Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

    Рекомендации к проведению упражнений:

    • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

    • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

    • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

    • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

    • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

    • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

    Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

    «Лопаточка»

    Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

    «Иголочка»

    Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

    «Часики»

    Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

    «Футбол», «Орешки»

    Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

    «Качели»

    Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

    «Худышка-толстячок»

    Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

    «Улыбка»

    Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

    «Горка», «Киска сердится»

    Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    «Чашечка»

    Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    «Грибок»

    Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).

    Учитель-логопед: Абашева  В.В..



    Предварительный просмотр:

    Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

    Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

    Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

    Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

    «Лягушечка» - «Хоботок»

    Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка

    «Заборчик»

    Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

    «Лопаточка» - «Иголочка»

    Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

    «Качели»

    Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

    «Часики»

    Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

    «Горка»

    Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

    «Чашечка»

    Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

    «Вкусное варенье»

    Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

    «Лошадка»

    Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.

    «Грибок»

    Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

    «Барабан»

    Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

    «Чистим зубки»

    Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

    Учитель-логопед: Абашева В.В..



    Предварительный просмотр:

     

    Наконец-то!   На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?

    Вы потратите не более 15 минут в день, но Ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

    Естественно начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: ДРА-ДРА-ДРА, РО – РО – РА (ША – ШО – ША, СА-СА- СО и т.п.)

    Скучно?

     Тогда представьте, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме Вас и вашего ребенка не знает, что  ДРА – ДРА – ДРА, означает «здравствуйте».

    Теперь задание сложнее: произносим слова.

    Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете Вы? А ребенок?

    Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы).

    Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р?

            

    Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

    Где обедал воробей?

    В зоопарке у зверей.

    Пообедал он сперва

    За решеткою у льва.

    Подкрепился у лисицы,

    У моржа попил водицы.

    Ел морковку у слона,

    С журавлем поел пшена.

    Погостил у носорога,

    Отрубей поел немного.

    Побывал он на пиру

    У хвостатых кенгуру.

    Был на праздничном обеде

    У мохнатого медведя.

    А зубастый крокодил,

    Чуть его не проглотил!

    Снова усложняем задание: пересказываем.

    Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

    Кормушка для птиц

    Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

    Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

    Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

    Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!

    Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

    Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

    Хозяйка однажды с базара пришла.

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковку, горох,

                            петрушку и  свеклу, ох!

    Накрытые крышкою, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и

                                   свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

    Снова усложняем задание: пересказываем.

    Для пересказа можно использовать любой небольшой рассказ. Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

    Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!

    Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

    Учитель-логопед: Абашева  В.В.



    Предварительный просмотр:

    Ребенок только начинает изучать буквы. Это очень не легкая задача. Естественно, что на первых порах ребенок может путать буквы, это особенно заметно при попытке их написать. Ведь буквы так похожи!

    Неточность в изображении букв может проявляться следующим образом:

    - недописывание элементов буквы;

    - добавление лишних элементов;

    - написание вместо нужного элемента относительно сходного с ним;

    - неправильное расположение элементов букв в пространстве, в том числе «зеркальное письмо»

    Задача взрослых помочь ребенку как можно быстрее запомнить буквы и усвоить их начертание, если этот процесс затянется - в школе не избежать проблем.

    Вот некоторые игровые приемы, помогающие научить ребенка различать буквы.

    Сначала убедитесь, что ребенок понимает и употребляет в речи предлоги (в, на, у, около, под, над, за, перед, из-за, из-под, по, к), для этого можно использовать любые игрушки и предметы. Вы меняете положение предметов, а ребенок называет, что где находится.

    Если не возникло трудностей, тогда приступайте к следующим заданиям.

    Конструирование букв: буквы можно лепить из пластилина, теста, выкладывать с помощью шнурка, мозаики, крупы,  палочек, спичек, карандашей,  изображать пальцами.

    Нахождение «спрятавшихся букв»: нужно определить сколько и каких букв «спряталось» в каждой из фигур.

    Игра «Полубуковка»: нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

    «Превращение буквы»: нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

    «Правильно - неправильно»: взрослый пишет на листе буквы правильно и неправильно, а ребенок должен отыскать только правильно написанные буквы (обвести их или заключить в овал).

    Полезными окажутся также такие задания (напрямую не связанные с буквами), как например:

    «Скопируй узор»

    «Найди отличия»

    Учитель-логопед: Абашева В.В.



    Предварительный просмотр:

    Важнейшим показателем развития и необходимым фундаментом дальнейшего успешного обучения ребенка являются его знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Запас и качество необходимых знаний дошкольника

    зависят непосредственно от уровня развития его восприятия и сформированности обобщенных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и других так называемых сенсорных эталонах.

    Если взрослые мало разговаривают с дошкольником на «детские темы». Не предлагают ему заданий для развития мышления и речи, его познавательные процессы (восприятие, внимание, память) формируются с задержкой, и это непременно затруднит обучение в школе.

    Выполняя с ребенком предложенные задания, придумывая аналогичные, вы научите его внимательно рассматривать изображенные предметы,

    правильно определять, сравнивать и сопоставлять их части, признаки, употребляя соответствующие слова - наименования, оперировать представлениями о форме и величине предмета в процессе практических действий в реальной обстановке.

    Игра «Чьи игрушки?»

    Куклы поссорились, помоги поделить между ними кубики. Кукле в синем платье дай только синие кубики, в зеленом - зеленые и т.д.

    Игра «Помоги бабочкам спрятаться»

    Понадобятся вырезанные из картона цветы и бабочки четырех цветов, одна птичка. Задача ребенка в том, чтобы разместить бабочек, на цветках соответствующего цвета, чтобы птичка их не могла склевать.

    Игра «Какой формы?»

    Предложите ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Какой формы предметы на рисунке?» Можно сосчитать сколько предметов квадратной (круглой) формы.

    Игра «Геометрическая мозаика»

    Ребенок должен сказать, из каких геометрических фигур состоят изображенные предметы.

    Игра «Расставь по порядку»

    Ребенку предлагается показать сначала самый большой предмет, затем чуть поменьше, затем еще меньше и самый маленький. Можно расставить соответствующие цифры. Количество предметов может доходить до 10.

    Игра «В чем отличие?»

    Ребенок сравнивает предметы по цвету, форме и величине. Взрослый следит, чтобы ребенок употреблял в речи такие прилагательные как, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий и т.п.



    Предварительный просмотр:

    Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

     У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).

    Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.

    Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка.

    Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела.

    Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате.

    Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы и сравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий - низкий, длинный - короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.)

    Где бы не находились (в комнате, на улице, в магазине) предложите ребенку определить положение предметов относительно ребенка: что находится справа, слева от него, впереди, позади.

    Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)

    Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.

    Дети седьмого года жизни сами могут рисовать схемы пути, планы, в том числе, используя условные обозначения. Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет. 



    Предварительный просмотр:

    Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела (занятия продуктивными интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни.

    Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам.

    В 5 - 7 лет ребенка  нужно научить:

    - воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);

    - называть их основные признаки и последовательность;

    - определять временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и т.д.);

    - адекватно использовать в речи временные понятия (медленно - быстро, рано - поздно, утром - днем - вечером, давно - недавно, часто - редко, вчера - сегодня - завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)

    - определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)

    ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА

    Побеседуйте с ребенком о том, как меняется человек с возрастом.

    ВРЕМЕНА ГОДА

    Какое время года изображено на каждой картинке? Расскажи, чем отличаются зима и лето, весна и осень.

    МЕСЯЦЫ

    Расскажите ребенку о том, как называются зимние, весенние, летние и осенние месяцы, какие изменения происходят в природе от месяца к месяцу.

    ДНИ НЕДЕЛИ

    Чтобы ребенку было легче запомнить последовательность дней недели можно использовать разноцветные карточки с цифрами. (ПН - красная карточка, ВТ - оранжевая, и т.д.). Далее взрослый задает ребенку различные вопросы (Перед каким днем наступает суббота? Какой день недели сегодня, а какой был вчера? Что раньше среда или четверг?)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    ЧАСТИ СУТОК

    Поиграйте в игру «Путаница»: взрослый произносит предложения с ошибкой, а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала.)

    ЧАСЫ И МИНУТЫ

    Что делают дети на каждой картинке? Выбери картинки с действиями, которые можно сделать за 1 минуту. Составь по ним предложения.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

    Какие бывают часы? (Настенные, песочные…) Сколько времени показывают часы?

    РЕЖИМ ДНЯ

    Вместе с ребенком можно составить режим дня, если ребенок еще не умеет читать, а также для большей наглядности, лучше наклеить или нарисовать картинки с изображением различных действий.

    Учитель-логопед:Абашева В.В..

    ВНИМАНИЕ! В продаже имеется немало игр и книг, помогающих сформировать представления о времени.



    Предварительный просмотр:

    Информационные стенды

    для родителей

    «Занимаемся с ребенком дома»

    Учитель-логопед

    МДОУ д/с № 47

    Абашева  В.В.

    Ачинск, 2016

    В пособии представлены 11 информационных  стендов, которые могут быть размещены в уголке для родителей. Каждый стенд красочно оформлен, содержит краткую информацию по теме («Развиваем мелкую моторику», «Самомассаж», «Артикуляционная гимнастика», «Послушные буквы» и др.), методические рекомендации для занятий с детьми. Материалы позволяют рассказать родителям о том, как можно интересно, в игровой форме организовать работу с детьми дома.

    Пособие предназначено для учителей-логопедов дошкольных учреждений, может быть полезно психологам, студентам педвузов и воспитателям.

    Содержание

    1. Как говорит ваш ребенок?
    2. Учите детей произносить и различать звуки
    3. Развиваем мелкую моторику
    4. Самомассаж
    5. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
    6. Артикуляционные упражнения
    7. Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)
    8. Послушные буквы
    9. Цвет, форма, величина
    10. Учим ребенка ориентироваться в пространстве
    11. Что должен знать ребенок о времени

    Список литературы

    1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.
    2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб, 2003.
    3. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук // Логопед, № 6, 2005. - С. 58 - 60.
    4. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками // Логопед, 2005, № 2. - С. 60.
    5. Изучаю форму и величину предмета: Книжка с наклейками. Для занятий с детьми 5 - 7 лет. - М., 2007. - 16с.
    6. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль. - 2002. - 160с.
    7. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
    8. Определяю время: Часть 1. Книжка с наклейками. Для занятий с детьми 5 - 7 лет. - М., 2007. - 24с.
    9. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб, 1996. – 384с.
    10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. - М., 2002. - 72с.
    11. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М., 2003.
    12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. - М., 2005. - 32с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные стенды для родителей "На беседу к логопеду"

    Рекомендации для родителей по закреплению изученной лексической темы: игры на активизацию словаря, развитие лексико-грамматических категорий, совершенствование связной речи. Игры и упражнения для разв...

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    В данной разработке представлены информационные листы "Наш проект", в которых  родители могут узнать, чем дети заняты в процессе реализации проекта или рекомендации, чем можно занять ребенка дома...

    информационный стенд для родителей

    ЗОЖ ребёнка дошкольника...

    Информационный стенд для родителей на тему: "Что беспокоит родителей перед записью детей в школу?"

    Что беспокоит родителей будущих первоклассников? на какте вопросы пытаются найти ответы? Переход ребенка из дошкольного учреждения в школу тяжелый психологический процесс, который порой обусловлен нез...

    Информационный стенд для родителей "Дружеские отношения родителей и детей"

    Информационный стенд для родителей "Дружеские отношения родителей и детей"...

    План изучения работы с родителями «Информационные стенды для родителей»

    План раскрывает анализ информационных рубрик стендов для родителей....