выступление на родительском собрании
консультация (младшая группа)

Кузьмина Евгения Владимировна

адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptacaya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Малыш в период адаптации»

Цели собрания:

   Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить      родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду;

   Способствовать  сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Ход собрания

  1. Приветствие.

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания «Улыбка малыша в период адаптации». Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка , а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения.

 Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.

Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т.д.

  1. Релаксация.

            На фоне легкой музыки звучат слова:

            « А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

            Представьте себе сейчас галактику вселенной…

            Мы видим Вас там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние…  И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку… Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…

  • Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.
  • Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.
  • Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей… И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите  своего  ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет…  ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».

            Спасибо Вам за наше путешествие!

  1. Введение.

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Конечно, родители, лучше, чем кто–либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.

     - Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?  

      Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?

      Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

Упражнения «Орехи»

Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.

Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

Чтобы каждому малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

  1. «Особенности адаптации».

- Так что же такое адаптация?

Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», «Адаптационный период». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме.  Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

 Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации.

  • Адаптация социальная – универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы  и результат ее соответствующих изменений.
  • Адаптация физиологическая – совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.
  • Адаптация психологическая – изменение  чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.

 

  1. «Уровни адаптации».

 Адаптационный период – достаточно сложный в жизни ребенка – дошкольника и может проходить по-разному. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три уровня:

1.В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство.

Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)

2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20 – 40 дней)

3. При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10 – 15 дней)

Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагаются самим попробовать определить уровень.

Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может занять себя содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н, М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.

  1. «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»
  • Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», « можно с тобой поиграть?» , и т.п.
  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляясь в сад напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.
  • Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать ( ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).
  • Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
  • Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
  • Забирая малыша не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!

 Приходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительный сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.

  • Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.
  • Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.
  • Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого.
  • У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.
  • Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

 

  1. Притча «Банка жизни»

   …На стол  ставится стеклянная пустая банка

  - Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?

  (Она пустая.)

  - Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.

  - А теперь что Вы можете сказать об этой банке?

  ( Теперь банка полная!)

 Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:

 - А теперь?

 ( Теперь банка полная!!!)

 Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

 (Ну, теперь-то банка точно полная!)

 Тогда достается стакан чая и выливается в банку.

 - А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это саамы важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то , что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!

Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.

Литература:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
  2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
  3. Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.

Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»

Анкета « Готовность ребенка к поступлению ребенка в детский сад».

Ф.И. ребенка ____________________________________возраст ___________ лет ___________ мес.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

-бодрое – 3 балла; - раздражительное, неустойчивое – 2 балла; - подавленное 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

- быстро (до 10 мин) – 3 балла; -медленно – 2 балла; - неспокойно – 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

- дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла

4. Какова продолжительность сна?

- 2 часа – 3 балла; - менее 1 часа – 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший – 4 балла; - избирательный – 3 балла; - неустойчивый 2 балла; - плохой 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

- положительно 3 балла; - не просится, но бывает сухой – 2 балла; - не просится, и ходит мокрый 1 балл

7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

- сосет палец, пустышку или др. 1 балл; - нет – 3 балла

8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

10. Как ваш ребенок играет?

-умеет играть самостоятельно – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл

11. Взаимоотношение со взрослыми:

-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл

12. Взаимоотношение с детьми:

-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл

13. Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

-есть – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -нет – 1 балл

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

-перенес разлуку легко – 3 балла; -тяжело – 1 балл

16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?

-есть – 1 балл –нет – 3 балла

         Анализ и интерпретация результатов анкетирования:

54-40 баллов – ребенок готов к ДОУ;

39-24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;

23-16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...