консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"
консультация

Зубова Надежда Васильевна

«Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»

Дыхание — важнейший физиологический про­цесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание мож­но влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыха­тельными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую пор­цию кислорода, необходимую для нормального функционирования организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях, что достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, — переходная фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Про­должительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и др.

Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстила­ющая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чи­стом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.

Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. В ком­плекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы — параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Последовательность выполнения дыхательных упражнений:

  • Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; мед­ленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
  • Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки, одновременно выдохнуть.
  • Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе, и, делая выдох, медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
  • И.п. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в и.п.
  • Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать пра­вую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, — вдох, опускать руку и плечо — выдох; то же, но в другую сторону.

Очищающее «ха»-дыхание

Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный глубо­кий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задер­живать дыхание, пока это приятно; открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный вдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов (вдох — выдох). Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от всего.

Энергетизированное дыхание (задувание свечи)

Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный вдох и задержать дыхание. Сложить губы трубочкой, сделать три коротких резких выдоха, словно стараясь задуть свечу: «Фу-фу-фу». Во вре­мя упражнения корпус держат прямо, отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

Стимулирующее «шипящее» дыхание

Дыхательное движение такое же, как в гармонично-полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука [с].

В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, шаров. Надувание следует начинать с трех-четырех выдохов, постепенно увеличивая их количество на два-три выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения иг­рушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

  • дышать нужно носом;
  • заниматься нужно в удобной спортивной форме;
  • необходимо следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга;
  • нагрузку увеличивать постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"

Познакомить родителей со значением дыхательной гимнастики, правилам для успешного овладения дыхательными упражнениями, техникой их выполнения....

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"

Дыхание важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д.не соверше...

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"

Задача: познакомить родителей со значением дыхательной гимнастики, правилам для успешного овладения дыхательными упражнениями, техникой их выполнения....

Консультация для родителей. Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей.

Познакомить родителей со значением дыхательной гимнастики, правилам для успешного овладения дыхательными упражнениями, техникой их выполнения....

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"

Консультация для родителей о значениее дыхательной гимнастики в оздоровлении детей...

Консультация для родителей" Дыхательная гимнастика в оздоровлении детей"

В консультации раскрывается роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей, а также представлены дыхательные упражнения....