Рекомендации для родителей.
консультация (средняя группа)

Балагурова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям детей с умственной отсталостью.

Учитель-дефектолог: Балагурова О.В.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии. Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучены.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Самопожертвование не должно быть напрасным

Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов».

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что умственно отсталый ребенок - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться «эмоционально неграмотным».

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка - инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи.

Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей - инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.

Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить о том, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью.

Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи; роли на уровне подсистем; роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение – эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справится со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение.

Несоответствие материнского статуса ожиданиям, вызванное своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери. Как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня.

При рождении ребенка с нарушением психического развития основная нагрузка как физическая, так и психологическая ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, она оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.

Как говорилось выше, в случае «особого» материнства взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку - объективная, либо субъективно так воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит.

Невротические проявления становятся фактически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее выраженными из них являются следующие: снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов - женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Усугубляют проблемы родителей среднего возраста отсутствие перспективы на будущее, страх собственной смерти и возможные, связанные с этим, изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка».

К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных взаимоотношений искажает способность матери адекватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудовлетворенность. Ребенок с ней, но она не с ним.

Женщины, воспитывающие детей с умственной отсталостью, имеют высокую личностную тревожность. Это тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.

Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. И вот в состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество - вынужденное состояние таких матерей.

Ориентация женщины на социальные стереотипы - это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью - это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации она теряется, боится своего ребенка, его нарушения, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с ней, но она не с ним.

Следовательно, можно выделить как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем родителей, имеющих умственно отсталых детей, что позволяет разработать коррекционные программы, ориентированные как на сами семейные отношения, так и в отдельности на родителей и их детей.

Степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, их установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Список использованной литературы:

Автор неизвестен (https://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-esli-v-seme-rodilsya-rebenok-s-umstvennoy-otstalostyu-945443.html)



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития по развитию эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР

Учитель-дефектолог: Балагурова О. В.

       Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

        В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

        Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

          Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

           Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

           Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

            Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

         В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:

·        эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь Вас, родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;

·        Ваше представление об идеальных качествах, которые Вы желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;

·        Ваши интимные переживания по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Что Вам нравиться, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Большинство родителей сознают необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных;

·        важно, чтобы Вы замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;

·        привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, Вы тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;

·        понимать роль Вашего собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, Вы тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

·        дети должны постоянно чувствовать, что Вас, родителей, тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Ваше устойчивое внимание к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

Под эмоционально-смысловым мы понимаем такой комментарий, который позволяет нам «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Поэтому он должен:

·         быть обязательно привязанным к опыту ребенка, к тому, что он знает, видел, на чем останавливалось его внимание. Например, если родители рисуют с ним вместе, то весь рисунок может быть построен на воспоминаниях о лете, о даче. При этом важно проговаривать эмоционально окрашенные детали: «Сейчас нарисуем куст смородины с красными ягодами, - помнишь, как летом на даче ты рвал с куста ягодки?»;

·       вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию. Так, если малыш раскачивается, сидя на диване, мы приговариваем в такт его движениям: «Тук-тук, стучат колеса, поехали, поехали на поезде»;

·       расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая, по возможности, неприятные. Например, если ребенок смотрит в окно, мы начинаем комментировать то, на что упал его взгляд: «Как красиво падает снег в свете фонаря!»;

·       прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными влечениями. Например, когда ребенок напряженно, с испугом прислушивается к шуму водопроводных труб, мы начинаем рассказывать ему о том, как по ним бежит вода, что она попадает к нам из реки, что потом вода проходит долгий путь по трубам, проложенным под землей. В ходе рассуждений мы замечаем, как падает напряжение ребенка, вызванное страхом, как он начинает заинтересованно слушать, поглядывая на взрослого.

·       передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил. Например, педагог говорит своему малышу: «сейчас мы с тобой уберем игрушки, а мама придет и похвалит нас, скажет: «Какая чистота!»;

·       давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. В первую очередь следует комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз накладывая словесную форму на его аффективные реакции.

Комментарий должен быть неторопливым, не слишком простым и односложным, так как реакция ребенка может быть отсроченной, надо оставлять ему паузы, промежутки, в которые он мог бы отозваться - хотя бы эхолалией. По возможности этот комментарий должен быть сюжетным.

 

 Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:

1.           Специально организованное обучение (Вы, как родитель, здесь являетесь организатором, ставите перед ребенком задачи, организуете и контролируете их выполнение).

2.            Ваша совместная деятельность с ребенком (чтение книг, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, совместный труд, экскурсии, прогулки, которые сопровождаются вашими рассказами, пояснениями, беседами, сюжетные и настольные игры).

·  Ваша цель – стимулировать любое желание вашего ребенка исследовать окружающий мир.

·  Помните, что избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание ребенка, не позволяет освоить каждую из них. Важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, придумывать игры.

·  Разговаривайте с Вашим ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обязательно обращайте внимание не только на свои слова, но и на интонацию голоса, артикуляцию, мимику, жесты. В разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему.

·  Прослушивайте музыкальные произведения, сказки, включайте своему ребенку детские песни.

·  Помните, что основным помощником в развитии речи являются книги с картинками. Побуждайте повторять прочитанное или сказанное.

·  Важно развивать мелкую моторику в домашних условиях. Она влияет на речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию Мелкой моторики:

– Лепка из пластилина, глины (зимой можно вылепить снеговика из снега, летом построить замок из песка или мелких камушков).

– Рисование (гуашью, акварелью, пальчиковой гуашью, восковыми мелками) и раскрашивание картинок. Особо стоить обращать внимание на рисунки детей, разнообразны ли они.

–Изготовление поделок из бумаги. Не бойтесь давать ребенку ножницы с закругленным концом для вырезания, выполняйте совместные аппликации, поделки из природного материала (шишек, желудей, листьев). Данные виды деятельности развивают также воображение, фантазию ребенка.

– Постройки из мелкого и крупного конструктора.

–Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика).

– Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

– Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д.

– Нанизывание бус и пуговиц.

– Перебор крупы. Насыпьте в небольшую емкость, например, горох, гречку, рис и попросите ребенка перебрать крупу.

– Собирание пазлов, мазайки.

           – Рисование манкой – тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку, проведите пальчиком ребенка по крупе. Попробуйте нарисовать домик, солнце, мячик, дождик, буквы и т.д.

·                  Выполняя предложенные рекомендации не забудьте про эмоциональное общение со своим ребенком. Ничто не заменит ребенку моментов теплого, заинтересованного общения с Вами (родителями). И только в личном общении у ребенка возникают ощущения того, что он нужен другому человеку, которое необходимо для возникновения чувства безопасности, уверенности в себе.

Развивать эмоционально-волевую сферу детей можно при прочтении сказок, детских стихов. Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

·                   При прочтении сказок  взрослый может спрашивать про настроение героев сказок, пробовать проигрывать небольшие сюжеты, помогать ребенку определить разницу между эмоциональными состояниями (радость - грусть; удивление - интерес; страх - злость и т. д.).

·                   Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить вас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас (что играет большую роль в развитии детей с ЗПР).

·                   Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Чаще говорите о ценности книги;

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

 Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение книг для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

 Читайте книги вслух. Не жалейте на это времени! Ребенок, слушая ваше чтение, учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития когнитивных (познавательных) способностей.

 

 

Список использованной литературы:

Автор не известен.( http://ds484nsk.edusite.ru/p183aa1.html)



Предварительный просмотр:

Помощь ребенку с аутизмом в адаптации к окружающей среде. Памятка родителям.

Учитель-дефектолог: Балагурова О. В.

Понять ребенка и заниматься – это нелегко для любого родителя или педагога. Дети, больные аутизмом, нуждаются еще в большем внимании и рачительности, поэтому обучая или воспитывая аутиста, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Не унижайте его и не говорите при нем о его недостатках.
  • Не выпускайте ребенка из своего поля зрения, к нему должно прийти понимание, что он всегда может подойти к вам.
  • Одной из особенностей аутиста являются то, что им трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Будьте последовательны.
  • Соблюдайте определенный режим дня.
  • Выполняйте ежедневные ритуалы.
  • Родителям нужно помнить, что такому ребенку нужно гораздо больше времени для адаптации.
  • Создайте укромное место, где ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть, расслабиться.
  • Обучайте навыкам самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.
  • Обязательным компонентом в воспитании ребенка-аутиста является психолого - педагогическая коррекция.
  • Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Если семья активно участвует в коррекционном процессе, результаты его окажутся более благоприятными.
  • Приступая к лечению, знайте, что нет единого метода. Между родителями и специалистами, в лечении детей, должны установиться взаимодоверительные отношения. Необходимо иметь тесный контакт с психологом, дефектологом, логопедом и остальными учителями, которые работают с вашим ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляют ребенку и соблюдать их рекомендации.
  • Научитесь замечать изменения в поведении ребенка, не дайте ему выйти из–под вашего контроля.
  • Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно.
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его как можно чаще, например, за выполненную инструкцию, за разученный новый навык и др. Показывайте своё одобрение каждый раз, как только ребёнок успешно выполнил задание. Но знайте, большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
  • Старайтесь не показывать ребёнку своего недовольства, ведь самое главное - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

В окружающем мире дети с аутизмом сталкиваются с уникальными проблемами. Родители и другие члены семьи могут вынужденно выступать в роли педагога для своего ребенка. Конечно, все родители и члены семьи учат детей, но обычно это происходит не напрямую, не как в школьном классе. Родители и близкие объясняют и показывают детям, как мыть посуду, как складывать свою одежду и как ездить на велосипеде. Однако из-за своего уникального стиля обучения дети с аутизмом нуждаются в гораздо более конкретных и подробных инструкциях практически во всех областях повседневной жизни.

Методики обучения, описанные в этой статье, помогут родителям и другим членам семьи избавиться от постоянного раздражения на ребенка. Эти методы помогут детям осваивать новые навыки с минимальными затратами. Все это инструменты, которые много лет применяются педагогами и другими специалистами в области аутизма, и которые доказали свою высокую эффективность.

Планы по изменению поведения

Хороший план по изменению поведения прост для понимания и воплощения в жизнь. Однако нужно отметить, что хотя планы по изменению поведения могут быть полезны для ребенка, во многих случаях дети гораздо лучше реагируют на изменения в самой окружающей среде. Поведенческий план включает три компонента: А, В и С.

А. Антецедент, предшествующий стимул

Это инструкция, которую родитель дает ребенку непосредственно перед реакцией ребенка. Например, Джонни говорят, что пора собираться в школу. Фраза о том, что Джонни пора собираться в школу — это антецедент.

В. Поведение

Это реакция ребенка, которая следует за антецедентом. Также его называют целевое поведение. В рамках плана по изменению поведению ваша цель — уменьшить или увеличить то или иное целевое поведение. Например, увеличить поведение — Джонни надевает штаны и рубашку.

С. Последствия

Это реакция родителя или другого члена семьи, которая следует за целевым поведением. Эта реакция помогает уменьшить или увеличить частоту такого поведения. Например, если Джонни одевается и чистит зубы, то ему разрешают пятнадцать минут играть в любимую компьютерную игру перед тем, как пойти в школу. Очень важно, чтобы до начала применения плана по изменению поведения, вы очень внимательно выбрали целевое поведение. Вы должны четко обозначить, что вы хотите увеличить или уменьшить частоту какого-то совершенно конкретного поведения.

Если вы хотите увеличить частоту или сохранить какое-то поведение, то вам нужно выбрать очень сильную награду, или  подкрепитель, который станет «С», последствием в плане по изменению поведения. Если же, с другой стороны, вы хотите уменьшить или полностью искоренить нежелательное поведение, то вы должны выбрать нежелательные для ребенка последствия. Однако при обучении ребенка намного эффективнее сосредоточиться на положительном и желательном поведении, а также желательных последствиях за него. Как в приведенном выше примере родители решили научить Джонни своевременно и самостоятельно одеваться, предлагая желательные последствия сразу после желательной реакции Джонни.

Доски выбора

Доска выбора — это инструмент, который предоставляет детям возможность выбрать занятие или награду за желательное поведение. Ребенок может быть мотивирован выполнить требуемое задание, если во время работы расположить перед ним доску выбора.

После того, как ребенок выполнил задание (например, завершил домашнюю работу), ребенок выбирает одну из картинок или символов на доске. Каждая картинка обозначает определенный выбор ребенка. Картинки крепятся к доске с помощью ленты-«липучки» или магнитной ленты.

Награды могут включать занятия, предметы или угощения, которые ребенок любит особенно сильно. Вы можете определить предпочтения вашего ребенка с помощью простого наблюдения. Предпочтения и неприязнь также можно определить, если предлагать ребенку определенные занятия, предметы или угощения и оценивать его заинтересованность. Желательно составить письменный список предпочтений вашего ребенка.

Затем нужно сделать символ для каждого предмета или занятия из списка. Символы могут включать слова, пиктограммы, фотографии, рисунки, даже реальные предметы, в зависимости от того, что будет более понятным для ребенка. Если ребенок умеет читать, то может быть достаточно слов или описания занятия или предмета. Если ребенок не может читать или у него есть трудности с пониманием символических изображений, то можно использовать фотографии реальных объектов или сами предметы. Например, если любимое угощение ребенка — кренделек, то можно обернуть пищевой пленкой один кренделек и прикрепить его к доске.

Вы можете сделать доску выбора в любое время или в соответствии с особенностями данной ситуации. Например, перед обедом вы можете избегать лакомств в качестве награды, чтобы не испортить ребенку аппетит. Выбор занятий и предметов должен быть приемлемым и уместным для данного момента.

Прямые инструкции

Прямые инструкции — это простой, четкий и понятный метод, когда ученика инструктируют по предмету обучения. Исследования показали, что прямые инструкции эффективны для учеников с нарушениями обучения. Хорошие прямые инструкции учат навыкам по маленьким шагам, чтобы ребенок мог постепенно осваивать более крупные навыки. Прямые инструкции — это интенсивный подход к обучению, который требует большой степени взаимодействия между учителем и учеником. Очень важно, чтобы перед уроком вы четко определили конкретный навык, которому вы учите. Также важно, чтобы этот навык поддавался наблюдению и измерению.

Наилучшие результаты дети с аутизмом демонстрируют при интенсивном обучении один на один.

Прямые инструкции ограничены маленькими шагами, каждый из которых должен осваиваться отдельно. Например, в примере выше родитель учил ребенка, как вызывать скорую, а не пожарных или полицию. Этим другим навыкам нужно обучать отдельно, чтобы не перегрузить ребенка. Очень важно постоянно проверять, понял ли ребенок инструкцию. Прямые инструкции сосредоточены на уровне навыков ребенка и на том, чему реалистично научить ребенка за один непродолжительный урок.

Карточки «сейчас-потом»

Исследование психолога Дэвида Премака (1965) показало, что люди скорее выполнят нежелательное дело, если знают, что за этим последует нечто предпочтительное. Этот поведенческий феномен распостраняется как на взрослых, так и на детей. Карточка «сейчас-потом» — это инструмент, который основан на данном принципе.

Карточки сейчас-потом обычно делают из какого-то легкого материала, например из картона или ламинированного листа бумаги. Карточка делится на две половины одной линией. В левой части карточки наверху пишется слово «Сейчас». В правой части карточки наверху пишется слово «Потом». Под словом «Сейчас» размещается обозначение того задания, которое должен сделать ребенок. Можно воспользоваться скотчем, магнитом или лентой-липучкой, чтобы прикрепить к карточке символ задачи. В качестве символа можно использовать небольшие предметы, фотографии, пиктограммы или слова. Поначалу от ребенка требуется просто выполнить только одно занятие из графы «Сейчас», пока ребенок не освоит концепцию и цель таких карточек. Ребенок сам выбирает то, что ему хочется, и размещает в графе «Потом».

В результате у ребенка появляется зрительное напоминание о том, что он приближается к награде «Потом». Карточка также напоминает ему, что нелюбимое занятие, например, домашнее задание, близится к завершению. Когда ребенок понимает формат карточки сейчас-потом, то можно увеличивать количество требуемых от него заданий.

Взрослый должен относиться к карточкам сейчас-потом как к своего рода контракту или соглашению. Если ребенок усердно трудится над выполнением соглашения сейчас-потом, то за этим обязательно последует награда. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы не давить на ребенка, понуждая его продолжить работу. У вас может возникнуть такое искушение, так как результаты ребенка могут улучшиться благодаря использованию такого инструмента. Однако помните, что карточка сейчас-потом работает, только если как ребенок, так и взрослый, придерживаются своего соглашения.

Макро и микро расписания

Расписания — чрезвычайно полезны и важны для детей с расстройствами аутистического спектра. Они уменьшают потребность в устном языке и запоминании вербальных инструкций. Это повышает понимание и делает окружающую среду более предсказуемой для ребенка.

Дети с аутизмом постоянно сталкиваются с разнообразными внутренними и внешними стимулами, и им нужна помощь, чтобы разобраться в происходящем вокруг. Наглядные расписания помогают ребенку сосредоточиться на требуемых занятиях и повышают его успехи в обучении. Если ребенок еще плохо читает, то расписания составляются из изображений. Для детей, которые хорошо понимают написанные слова, символы и их значения, подойдет письменное расписание или расписание из пиктограмм.

В расписании для ребенка с аутизмом не должно быть конкретного времени, скорее это последовательность или порядок определенных событий. Это связано с тем, что дети с аутизмом могут зацикливаться на фактической информации, например, на времени. Ребенок может сфокусироваться на времени (например на том, чтобы начать дело с точностью до секунды), а не на том, что надо сделать.

Макро расписания

Макро расписания обычно обозначают самые основные периоды дня или недели. Ниже приводится пример такого расписания на день:

1. Встать.

2. Одеться.

3. Почистить зубы.

4. Пойти на кухню и съесть завтрак.

5. Пойти на автобусную остановку.

6. Приехать в школу, пойти в класс.

7. Сесть в автобус, чтобы поехать домой.

8. Вернуться домой, перекусить.

9. Поиграть во дворе на качелях.

10. Сделать домашние задания.

11. Съесть ужин.

12. Посмотреть телевизор.

13. Принять ванну и надеть пижаму.

14. Лечь в постель, почитать книгу с папой.

15. Выключить свет.

Микро расписания

Микро расписание похоже на макро расписание, но оно посвящено одному конкретному делу. Микро расписание также может состоять из маленьких предметов, фотографий, рисунков, пиктограмм или слов. Микро расписание позволяет родителям разбить задачу на маленькие шаги. Это помогает ребенку лучше понять каждый шаг и задачу в целом.

Как и макро расписание, микро расписание необходимо разместить на видном месте в доме. Некоторые родители ламинируют микро расписание и наклеивают их на стены, например, в ванной. Например, такое микро расписание в ванной может выглядеть следующим образом:

1. Намочить волосы.

2. Нанести шампунь на волосы.

3. Массировать пальцами голову, чтобы нанести шампунь.

4. Смыть шампунь.

5. Взять кусок мыла и руками или мочалкой намылить:

— лицо

— руки

— ноги

— переднюю часть туловища

— заднюю часть туловища

6. Смыть мыло.

7. Промыть мочалку и повесить ее сушиться.

8. Выключить воду.

9. Вытереться полотенцем.

Проигрывание по ролям

Проигрывание по ролям — это инструмент обучения, которые помогает людям понять, как реагировать в социальных ситуациях. Подобные упражнения с проигрышами могут быть полезны детям с расстройствами аутистического спектра.

Моделирование с помощью видео может дополнить проигрывание социальных ситуаций по ролям

Простой формат проигрывания по ролям приведен ниже. Пример иллюстрирует, как научить ребенка с аутизмом говорить с другом. Ваш ребенок может играть роль друга. Вы будете играть роль вашего ребенка. Для обучения ребенка новым навыкам вам потребуется делать много подсказок и намеков.

Затем роли меняются, чтобы ребенок мог потренироваться в навыке, который пригодится ему в реальной жизни. Очень важно, чтобы вы показывали ребенку пример, и объясняли ему важность тона и невербальной коммуникации, в том числе улыбки и того, насколько близко можно стоять к другому человеку. Обычно друзья рады видеть друг друга и улыбаются. Вот пример такого проигрыша по ролям:

Друг (улыбается): Привет.

Марк (улыбается): Во что хочешь играть?

Друг: У меня есть видеоигра, или можно пойти качаться на качелях. Чем хочешь заняться?

Марк: Я бы хотел поиграть в видеоигру.

Друг: Посмотри, в какую игру хочешь играть сначала?

Марк: Ну, давай играть в эту.

Друг: Будет здорово.

В некоторых случаях, например, с детьми более старшего возраста, полезно снимать проигрыш по ролям на видео. Родители и ребенок могут просматривать такую видеозапись для дополнительной практики.

Готовые сценарии

Сценарии можно использовать для обучения детей с аутизмом социальным навыкам и расширения их языковых возможностей. Обучение социальным навыкам происходит в контексте сценария.

Вот пример такого сценарии, касающегося правильного поведения в школьном автобусе:

«Я хочу рассказать тебе про хорошего мальчика по имени Ник. Каждый день он ездит в школу на школьном автобусе. Каждый день он ждет в очереди, пока автобус не остановится. Автобус останавливается, и он заходит в него. Он идет прямо к своему месту. Он сидит там во время всей поездки, и никогда не встает, пока не приедет в школу.

Ник сидит рядом с девочкой по имени Сара и говорит с ней. Он говорит с ней о том, что ему нравится в школе. Иногда он рассказывает ей, как трудно учиться математике. Когда автобус останавливается, то он ждет, пока водитель автобуса не скажет, что пора выходить. Когда водитель это говорит, Ник встает и выходит из автобуса.

Иногда он говорит водителю «до свидания». Он идет в свой класс и готовится к урокам».

Написание сценария — несложная задача, и это очень полезно для детей с расстройствами аутистического спектра. Вы можете проявлять сколько угодно творчества, описывая проблематичную ситуацию, с которой предстоит столкнуться ребенку.

По опыту родителей, такие сценарии лучше читать с ребенком множество раз. Так ребенок скорее вспомнит сценарий в сложной для него ситуации.

Системы коммуникации символами

Системы коммуникации символами предоставляют детям с аутизмом зрительные подсказки. Такие дети часто испытывают трудности с вербальными инструкциями, так как у них есть нарушения восприятия речи на слух, формирования концепций, краткосрочной слуховой памяти и внимания. Если же вы много раз повторяете одну и ту же инструкцию, то это может лишь вызвать раздражение, сопротивление и отказ следовать вашим указаниям.

Системы коммуникации символами — это прекрасный инструмент обучения для родителей и учителей. Очень важно правильно подобрать систему, которая соответствует развитию и когнитивному уровню вашего ребенка. Символы могут включать реальнее предметы, фотографии, рисунки или слова. Системы символов могут включать абстрактные пиктограммы. Существуют базы данных пиктограмм для формулирования предложений, которые включают все языковые концепции и обширный словарь.

Родители могут использовать зрительные символы во всех аспектах жизни ребенка, например, для составления ежедневных расписаний, для обучения конкретным навыкам, для поручения ребенку заданий, для подсказки верного вербального ответа и практически для всех ситуаций, где используется устная речь.

Не волнуйтесь, использование символов не является шагом назад для ребенка. Они просто повышают вероятность, что ребенок поймет, чего от него ожидают, и, следовательно, они увеличивают его шансы на успех в различных областях жизни.

Аутизм часто проявляется в том, что ребенку трудно понять, что происходит. Необычное поведение часто является результатом того, что ребенок не понимает, что соответствует данной ситуации, или же он не понимает, как выразить свои желания. Например, повторяющиеся движения руками могут быть связаны с тем, что ребенок не понимает, как иначе регулировать свое тело.

Родителям рекомендуется всегда сопровождать свою речь и инструкции зрительными символами и невербальной коммуникацией настолько, насколько это возможно. В новых для ребенка ситуациях, или когда он расстроен, стоит избегать исключительно вербальных инструкций.

Пример карточек с символами для напоминания правил поведения в классе

Большинство видов негативного поведения можно предотвратить. Невербальные символические подсказки и зрительная поддержка чрезвычайно эффективны для детей с аутизмом, поскольку они уменьшают их замешательство в той или иной ситуации.

Какую символическую систему выбрать? Это зависит от уровня готовности ребенка. Совсем маленькие дети могут нуждаться в предметах, которые символизируют то или иное занятие. Например, маленькая игрушечная машинка может обозначать, что пришло время ребенку садиться в машину.

Для более зрелого ребенка можно использовать менее конкретные образы. Например, очень эффективны фотографии реальных предметов из окружения ребенка. Например, родители показывают фотографию школы ребенка, когда говорят, что пришло время собираться в школу.

Использование пиктограмм может быть следующим шагом по мере развития ребенка. Некоторые родители снабжают ребенка целой «книгой» таких пиктограмм. Пиктограммы крепятся в книгу с помощью ленты-липучки. Обычно такую книгу делают дома, и ребенок носит ее с собой дома, на улице и в школе. Кроме того, можно сделать отдельную книгу для конкретных занятий, например, для ужина. Можно сделать картинку для каждой части ужина. Картинка для основного блюда заменяется на картинку с десертом по мере того, как ребенок ужинает.

Когда ребенок уже хорошо читает, можно использовать ежедневные расписания на основе текста. Многие взрослые используют ежедневники, почему же детям нельзя этого делать?

Родителям следует творчески подходить к этой задаче и подбирать такие символы для системы коммуникации, которые соответствуют уникальным особенностям их ребенка.

Анализ задачи

Многим людям с аутизмом повседневные дела могут казаться чрезвычайно сложными. Чистка зубов может показаться простой задачей. Однако чистка зубов состоит и из множества мелких навыков, включая:

1. Взять зубную щетку.

2. Промыть зубную щетку.

3. Нанести зубную пасту на зубную щетку.

4. Совершать горизонтальные и вертикальные движения щеткой по зубам.

6. Промыть щетку.

7. Прополоскать рот.

Перечень этих навыков и есть анализ задачи. Каждую задачу можно проанализировать и разбить на маленькие составные части. Анализ задачи как правило нужен для того, чтобы научить ребенка новому навыку. Кроме того, этим маленьким навыкам обучают в рамках прямых инструкций.

Родителям рекомендуется проводить анализ задачи, если ребенок демонстрирует раздражение во время той или иной деятельности. Если разделить задачу на небольшие части и обучать ребенка каждому навыку в отдельности, то ребенок с аутизмом, да и любой ребенок, пожалуй, сможет освоить новый навык с минимальным раздражением и расстройством. Например, ребенок расстраивается, когда ему говорят «вымой за собой тарелку». Но такая задача может быть не просто неприятной, ваш ребенок может приходить от нее в замешательство. Возможно, он не знает, как выполнить эту задачу. Если вы научите его отдельным шагам по выполнению задачи и одновременно будете предоставлять зрительные подсказки, то шансы на успешный опыт будут гораздо выше.

Коробки ожидания

Коробки ожидания — это очень полезный инструмент для многих детей. В такую коробку (пакет, сумку, корзинку) собирается то, что ребенку нравится читать или использовать. Ребенку разрешается брать эти предметы, только если он чего-то ждет. В нашей жизни очень часто приходится ждать, например, когда мы едем куда-то на машине, стоим в очереди, ждем начала матча. Ожидание тяжело дается многим детям с аутизмом, и наша цель — упростить им эту задачу. Коробки ожидания можно приспособить к нуждам конкретного ребенка и ситуации. Например, в ожидании начала матча можно дать ребенку мячик, который можно сжимать, а в машине в коробке ожидания могут быть книги и игрушечные машинки.

Список использованной литературы:

Дион Беттс и Нэнси Патрик / Dion Betts and Nancy Patrick/Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам / (https://outfund.ru/kak-pomoch-rebenku-s-autizmom-adaptirovatsya-k-okruzhayushhej-srede/)



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте  4 - 5 лет должен уметь:

Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.

Находить сходства и отличия  между  предметами. Находить пару каждому предмету.

Собирать пирамидку без посторонней помощи.

Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.

Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты;  стол, стул, диван - мебель,  и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.

Складывать по образцу постройки из конструктора.

Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.

Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных;  уметь запоминать  связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.

Находить сходства и различия предметов.

Математика

Ребенок в возрасте  4 - 5 лет должен уметь:

Различать и называть части суток, времена года

Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.

Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.

Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.

Понимать значение: больше - меньше, поровну.

Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений,  раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.

Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Развитие Речи

Ребенок в возрасте  4 - 5 лет должен уметь:

Понимать речь окружающих.

Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.

Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Находить предмет по описанию. Описать предмет.

Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.

Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).

Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).

Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).

Выделять первый звук в слове.

Читать наизусть небольшие стихотворения.

Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте  4 - 5 лет должен уметь:

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.

Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.

Понимать отличие строения  человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.

Называть домашних и диких животных и их детёнышей.

Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).

Назвать какие бывают профессии,  чем занимаются люди этих профессий.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте  4 - 5 лет должен уметь:

Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).

Самостоятельно  раздеваться, одеваться с  помощью взрослого.

Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.

Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.

Правильно удерживать в руке карандаш.

Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

Создавать узор на круге, квадрате.

Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.

Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.

Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.



Предварительный просмотр:

Развитие детей 5-6 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте  5-6 лет должен уметь:

Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.

Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.

Сравнивать два изображения по памяти.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.

Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Математика

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.

Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).

Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Развитие речи

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.

Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

Замечать неправильную постановку ударения в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных.

Заменять слово другим словом со сходным значением.

Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.

Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.

Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.

Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.

Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

Знать своих родственников, домашний адрес.

Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.

Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.

Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.

Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.

Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Самостоятельно раздеваться, одеваться.

Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).

Завязывать узелки на веревке.

Ориентироваться в тетради в клетку

Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.

Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.

Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.

Владеть навыком округлого раскатывания

Владеть навыком рационального деление пластилина

Использовать в работе стеку

Умение передавать в лепке движения

Правильно держать ножницы и действовать ими

Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...