«Пространство детской комнаты: как создать для ребёнка развивающую среду дома»
консультация

Крючкова Ирина Владимировна

«Пространство детской комнаты:

как создать для ребёнка развивающую среду дома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kryuchkova_i.v_statya.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Пространство детской комнаты:

как создать для ребёнка развивающую среду дома»

Воспитатели МБДОУ г. Мценска «Детский сад №14»

Крючкова И. В.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Родители с раннего возраста малыша стараются максимально обустраивать развивающее пространство детской комнаты, однако споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают.Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.Сегодня не утихают споры по поводу необходимости развивающих занятий с детьми раннего возраста, однако, положительного влияния на общее развитие малыша не смог оспорить ни один противник раннего обучения.Рассмотрим основные методики и доктрины раннего развития.Первым ученым-медиком, который озвучил необходимость раннего развития ребенка, стал американский врач-нейрохирург ГленнДоман. Работая с травмами головного мозга, Доман заметил, что при систематическом повторении увиденного на картинках, в словах или фигурах, поврежденные клетки головного мозга начинают функционировать быстрее и восстанавливаются гораздо в большей степени.Он предположил, что в случаях с маленькими детьми в период интенсивного роста головного мозга можно добиться небывалого успеха в освоении чтения, счета и музыкальной грамоты. Важным условием успеха его методики является интенсивность смены карточек к разглядыванию. Она наращивается подобно снежному кому.  ГленнДоман также доказал необходимость сочетания умственного и физического развития. Он предложил выкладывать грудного ребенка с самого рождения на специальный трек для ползания, давая тем самым закрепиться рефлексам мышечной системы.Сесиль Лупан — француженка, которая умело сочетала методику ГленнаДомана с собственным подходом к развитию дочери. Она изменила принцип показа карточек, сделав процесс медленней, но интересней. Сесиль постаралась взять из методики ГленнаДомана основную идею, но применяла она ее исходя из собственных реалий. С результатом ее эксперимента можно ознакомиться в книге «Поверь в свое дитя».Еще один яркий представитель подвижников раннего развития — МасаруИбука. Не педагог, не врач и даже не психолог. МасаруИбука — обычный бизнесмен, который искал методы и формы реабилитации для больного сына.    Итогом его просветительскойдеятельности стало создание организации «Обучение талантов»и «Японской ассоциации раннего развития», которая продолжает свою деятельность и сегодня. Как говорил МасаруИбука, «После трех уже поздно!»Это означает, что наиболее подходящий период для развития задатков в ребенке напрямую связан с темпами роста его головного мозга.Чем быстрее растет мозг, тем больше знаний можно вложить в малыша, тем больше талантов возможно развить. Так как к полугоду мозг малыша формирует около 50% нейронных связей, а к трем годам до 80% головного мозга сформировано, то именно в самом раннем возрасте можно развить в ребенке потребности, чувства, мышление и творчество. Среди известных педагогов раннего развития можно отметить наших соотечественников Бориса и Елену Никитиных. Как отмечают сами педагоги, они старались уйти от программного воспитания, доверяя больше интуиции и потребностям малыша, чем правилам и догмам. В основе их методики лежит физическое развитие ребенка — как ключ к активации познавательного интереса. Никитины — первые педагоги в нашей стране, выделившие игру как форму развивающего обучения.Сегодня по методике семьи Никитиных работают педагоги во всем мире, Борис и Елена выпустили большое количество развивающих игр, разработали целую концепцию раннего развития, закаливания, физической активности.

Безусловно, достойна рассмотрения и старейшая система раннего развития, получившая широкое распространение на Западе, а к нам пришедшая в конце восьмидесятых годов, — система Марии Монтессори.

Более ста лет назад Мария, будучи врачом в детской клинике, обратила внимание на то, как бесцельно слонялись по коридорам лечебницы дети с психическими отклонениями. Она отметила, что эти дети при должном уходе и стимулировании могли бы получить полноценное воспитание и исправить свой недуг.Мария начала изучать психологию и педагогику, вскоре разработав свою систему раннего развития в естественной среде. Автор метода опиралась на сенсорную обстановку, окружающую ребенка. Она впервые заговорила о том, что для полноценного развития малыша необходимо дать ему свободу действия.Главный принцип педагогики Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!» Другими словами, родитель или воспитатель создают развивающую среду для ребенка при помощи подручных средств, направляют ребенка в его познании и дают ему шанс закрепить свою индивидуальность в окружающем мире.

Хочется отметить, что развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности, обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша.Детально изучив некоторые методики раннего развития, мы можем систематизировать полученные знания и вывести несколько правил в организации развивающего пространства для маленького ребенка.

Правило 1.При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша, выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный и красный цвет; в первом случае у ребёнка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.

Правило 2. Физическое воспитание — неотъемлемая часть развивающей среды для младенца. Сначала это выкладывания на живот, массажные сеансы или упражнения под руководством родителя, затем — самостоятельное познание мира.ГленнДоман говорил: «Пол — основа естественной развивающей среды для ребенка. Ешьте на полу, спите на полу, растите на полу». Он во многом оказался прав.В детской можно устроить разно уровневый пол, который позволит ребенку самостоятельно выбирать вид передвижения, научит его преодолевать препятствия и решать сложные задачи.

В детской развивающей среде обязательно должно быть место для спортивного уголка. Пусть у вас не будет стационарной гимнастической лестницы, но мячик для упражнений, скакалки и обруч в детской быть должны. Мало того, ими необходимо активно пользоваться, не забывая о мягком мате на полу.

Правило 3. Детская комната состоит из универсальных предметов, которые можно переставлять, объединять и даже перекраивать согласно потребностям разных периодов развития ребенка, (кресла-мешки, которые удобно трансформировать в тот вид, который необходим для игры, освещение в детской комнате, где центрирование со временем преобладает над рассеянным потоком света, а также игрушки и модули для их хранения, которые можно трансформировать в домики, горки, гоночные треки ит.д).

Правило 4. Ребенку должно быть интересно развиваться и расти в гармонии с окружающим миром. Для этого в детской комнате малыша необходимо обеспечить мобильность смены декораций и интерьера. Яркиемобили над кроваткой. Проекции на стену картин природы, сопровождаемые музыкой для релаксации. Разноцветные игрушки, погремушки, развивающие пособия, созданные из подручных средств.Яркие краски в рисунках на стене, возможность все пощупать, попробовать на вкус. Одним словом, детская комната малыша, с одной стороны, напоминает сенсорную комнату, с другой стороны — служит стимулом к дальнейшему успеху в развитии ребенка.

Правило 5. Развивающее пространство для малыша должно носить сенсорную направленность. Познание окружающей мира у ребенка происходит через органы чувств: все, что он увидит, пощупает, понюхает или попробует на зуб является предметом развития и источником информации об окружающем мире.Малыш нуждается в яркой, радостной обстановке комнаты. Красные, желтые и синие цвета должны преобладать среди игрушек в детской комнате годовалого малыша. Яркие цвета вызывают интерес, малыш хочет подержать игрушку в руках, попробовать ее на вкус — на смену созерцанию приходит тактильный контакт.

Игрушки, мебель, обои на стенах в детской комнате маленького ребенка должны обладать ярко выраженной текстурой, чтобы ее было приятно щупать, познавать.

Правило 6.Как бы ваш малыш ни любил общение, ему рано или поздно понадобится уголок для уединения. Для ребенка двух лет и младше идеально подойдет бассейн с мячами или домик из парусины, с входом и окнами. В этом домике ребенок может играть с любимыми игрушками, уединяться от окружающих.Хочется отметить как общаться с малышом в развивающем пространстве?

Важно:

-в общении с маленькими детьми помните, что они такие же, как вы, только маленькие! Не сюсюкайте, не принижайте их мнение;

-не пытайтесь остановить ребенка категоричным «нет». Очень часто слово «нет» только вызывает раздражение и всплеск эмоций у детворы;

-не пытайтесь навязать свое мнение о детских игрушках. Иногда бывает, что потрепанный и старенький мишка дороже новенького трехколесного велосипеда;

-маленькому ребенку все нужно объяснять и показывать на своем примере! Рисовать красками не страшно: макаем свой палец и выводим первую «каракулю» на листе или на планшете. Нельзя качаться на стуле, иначе упадешь: посадите на маленький стульчик куклу и раскачайте его. Кубики можно собирать в картину, в башню и т.д. Благо, в современной детской комнате богатое поле для фантазии и примеров;

-на маленького ребенка нельзя злиться и раздражаться. Если ребенок довел до «белого каления», стоит досчитать до десяти, повторяя про себя, что это ребенок, и переключить его внимание на другую игру. Если переключить не получается, дайте ребенку несколько минут одиночества.

И вообще, помните, уважаемые родители, что ребенок чувствует наше настроение, улавливает каждую нотку в нашем голосе.Садясь с ним играть и общаться, не допускайте ни тени фальши и наигранности в поступках.Радуйтесь каждой проведенной вместе с ним минуте. Разрисовывание стен в детской, складывание пазлов или сборка конструктора, театральные постановки, игра в концерт на импровизированной сцене из блоков LEGOили просто прятки по углам и за шкафами — все должно быть весело и естественно!Стоит на минуту разбудить в себе ребенка, и ваше общение с маленькими детьми обязательно наладится и подарит радость общения и взрослому и ребёнку.В заключении, хочется отметить, обустраивая в детской комнатеразвивающую среду, следует помнить о ее естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? (Текст) , 2005
  2. Данихнова Я.А. Пространство детской комнаты  - Ростов н/д Феникс, 2015
  3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни дл шести лет , Дельта 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды дома

Важно создать предметно - развивающую среду для ребёнка дома....

Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

Как организовать развивающую среду дома ( рекомендации для родителей)

Рекомендации для родителей по организации развивающей среды для детей в домашних условиях с примерами....

План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

План-конспект посещения ребенка дошкольноговозраста на дому.Тема: «Предметно-развивающая среда дома».Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми п...

как создать развивающую среду дома.

в статье рассказывается о том как в типовых квартирах организовать развивающую среду ребенку.Также даются рекомендации как расставить мебель,как разместить игрушки,объясняется значимость развивающей с...

Проект"Темная сенсорная комната, как развивающая среда дома ребенка".

В данном статье представленны цели, задачи и формы реализации краткосрочного проекта :Темная сенсорная комната, как развивающая среда Дома ребенка"...

Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любоз...