как создать развивающую среду дома.
статья по теме

Романова Анна Алексеевна

в статье рассказывается о том как в типовых квартирах организовать развивающую среду ребенку.

Также даются рекомендации как расставить мебель,как разместить игрушки,объясняется значимость развивающей среды для развития ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как создать развивающую среду дома?

Развивающая среда – это все, что окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие. Обогащенная развивающая среда, которую, собственно, можно и нужно специально создавать, если мы хотим, чтобы ребенок развивался интенсивно, но в то же время гармонично и естественно, — это такая среда, которая способствует развитию ребенка в процессе ее освоения.

Почему стоит заняться созданием и обогащением развивающей среды для своего малыша?

Во-первых, это поможет вам снять с себя часть «обязанностей» по организации развивающих занятий с ребенком, ведь он будет развиваться, осваивая окружающее пространство, которое вы для него продумали и создали.

Во-вторых, это огромный ресурс для развития малыша, ведь он находится в данном окружении практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю, исключая несколько часов сна и прогулки.

В-третьих, развивающая среда, организованная с учетом актуальных задач развития, стимулирует развитие самостоятельной игры ребенка, помогает ему развиваться естественными темпами, исключая возможность «перегрузки» развивающими занятиями, которая вполне вероятна, если мама чересчур увлечена ранним развитием.

Создавая детскую комнату своей мечты, всю в розовых (или голубых) тонах, с плюшевыми мишками и воздушными шарами в каждом углу, мы безнадежно далеко уходим от развивающей среды в том понимании, которым ее наделяют психологи и педагоги (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, М.Монтессори и др.). Посмотрите, совершаете ли вы такие ошибки:

•        Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеется большое количество однообразных игрушек.

•        Игры и пособия располагаются на верхних полках – подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он, ни в коем случае, не мог достать все это сам, испортить, порвать, разбросать.

•        Ребенок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для крохи, на которые он соглашается или нет.

•        Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а-то и вовсе остается статичным в течение длительного времени.

Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?

Прежде всего, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребенка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно мысленно, а можно и в физическом пространстве, разложив по разным коробкам, контейнерам, ящикам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы наглядно увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребенка, и насколько гармонично они представлены.

Развивающая среда ребенка дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия, «работающие» на следующие направления развития:

•        Развитие речи: поместите сюда книги и тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, материалы для обучения чтению и письму.

•        Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие: здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаику, конструкторы, игрушки с застежками, кнопками, рычагами и переключателями, игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.

•        Развитие логики: к этой зоне относятся кубики и паззлы, матрешки, пирамидки и сортеры, счетный материал, лото, домино, мемори и другие настольные логические игры.

•        Развитие творческих способностей: здесь разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, бумагу, пластилин, цветную бумагу и картон, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин и выставку творческих работ малыша.

•        Музыкальное развитие: здесь расположите аудиозаписи и музыкальные инструменты.

•        Физическое развитие: домашний спорткомплекс дополнят или заменят фитбол, комплект мячей разного размера, гимнастическая палка и обруч, массажная дорожка.

•        Зона упражнений в практической жизни (по М.Монтессори): здесь разместите инструменты, которые малыш будет использовать, участвуя в домашних делах – метелку, ведро и тряпочку, фартук, щетки для одежды и обуви и т.п.

•        Зона естественнонаучного (космического) воспитания (по М.Монтессори): сюда включите материалы для знакомства ребенка с окружающим миром – географией, биологией, астрономией и т.д. Здесь найдется место и для географической карты, и для сделанного своими руками гербария, и для макета солнечной системы, и для компаса, и для лупы и других принадлежностей для наблюдений и экспериментов.

•        Эмоционально-личностное развитие: сюда мы отнесем разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т.п.

Теперь, когда вы продумали и реализовали наполнение развивающей среды в каждой зоне, самое время запомнить следующие основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ:

1.        Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.

2.        Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.

3.        Для поддержания порядка должны быть установлены и соблюдаться определенные правила, например, бережное обращение с игрушками и пособиями, возвращение их на место после игры и т.п.

Соблюдайте эти рекомендации, и вашему крохе всегда будет интересно играть и развиваться, даже без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать языковую среду дома!

Для родителей дошкольников......

План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

План-конспект посещения ребенка дошкольноговозраста на дому.Тема: «Предметно-развивающая среда дома».Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми п...

Консультация для родителей "Как создать музыкальную среду дома"

Давно ли вы пели ребенку колыбельную песенку, как часто вы играете с малышом? Присутствует ли музыка в вашей жизни, в жизни вашей семьи?   Как сделать так, чтобы музыка стала частью жизни ре...

«Пространство детской комнаты: как создать для ребёнка развивающую среду дома»

laquo;Пространство детской комнаты:как создать для ребёнка развивающую среду дома»...

Как создать Монтессори-среду дома?

Как создать Монтессори - среду дома?...

Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любоз...

Консультация для педагогов. Как создать развивающую среду в группе?

Этот вопрос мы поставили перед собой, когда наш сад «РОСИНКА» распахнул двери после капитального ремонта.Главное требование к образовательной среде в группе  - это возможность предост...