Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с художественной литературой
консультация (младшая группа)

Книга - вводит ребёнка в мир радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnosti_rebenka_s_pomoshchyu_knig.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.  Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Консультация для родителей

«Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с художественной литературой»

Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом жизненная судьба.

Общепризнанно, дошкольный возраст обладает сензитивностью, т.е. особой благодатной восприимчивостью. С поиском новых моделей воспитания, формирования личности ребёнка, я считаю необходимо приобщать детей к сокровищнице мировой художественной литературы.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал, тот и не понял и не узнал её» - писал В.Г.Белинский.

Книга - вводит ребёнка в мир радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Самые первые произведения, с которыми мы обращаемся к малышу – пестушки - игры с проговариванием, активным поглаживанием ребёнка по животику и ножкам, разведение и складывание рук - являются для наших детей необходимыми физическими упражнениями.

Потягушка потянись, поскорей,

скорей проснись....

В других случаях (качание на ноге, изображающее езду на лошадке) пестушка становится настоящей игрой. Ребёнок начинает активно двигаться, развивается общая моторика.

Общение с фольклором активно развивает речь ребёнка, закладывает основы нравственности, самостоятельности.

При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком («Ай, лады, не боимся мы воды», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется», Водичка, водичка, умой моё личико»...).

Используя в процессе воспитания малышей пестушки, потешки, мы помогаем им быстрее адаптироваться к новым условиям, создаём благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей произносить то, что произносим мы. Ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Младшим дошкольникам важно читать доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, стихи, сказки. Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

формировать у детей интерес к книге, приучать слушать литературные произведения;

обогащать жизненный опыт малышей знаниями, впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

учить детей выделять наиболее яркие поступки героев, оценивать их;

поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребёнка при восприятии книги;

учить обращаться с книгой

Планируя работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, необходимо учитывать индивидуальные возможности, а также уровень заболевания. Для детей с общим недоразвитие речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно, нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальчиковой моторики, словесно-логическое мышление недостаточно сформировано. Это проявляется на занятиях в игровой и бытовой деятельностях (быстрая утомляемость или излишне подвижные, вялы, апатичны, не проявляют интереса, отвечают невпопад...). Поэтому есть необходимость постоянно быть в поиске, чтобы заинтересовать детей. Мы «приглашаем» кукольных героев сказок, гостей теневого, пальчикового, картинного театр к себе в группу. Дети с удовольствием сами подражают животным, фантазируют, дают героям советы, предупреждают об опасностях.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказка играет терапевтическую роль в детской психики. Она формирует

нравственный багаж ребёнка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком и люди об него ушибаются, как о лежачий на дороге камень...». Применение сказкотерапии служит обогащению эмоциональной сферы ребёнка, развитию его творческих способностей, преодолению застенчивости, показывает разнообразие мира слов, музыки, движения и чувства. Доступный и лёгкий текст, содержащий в себе современные лексические образы, позволяют с лёгкостью заучивать и исполнять предложенные роли.

Существенную роль в формировании личности ребёнка через художественную литературу играет Уголок книги. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один.

Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволнованным эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой, а если книга ещё и иллюстрирована, то это и первый художественный музей, где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья даёт ребёнку самое главное - то, чего не может дать никакой другой социальный институт - личностную связь и исходное единство с родными.

Современные семьи весьма разнообразны и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребёнка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения. Поэтому работаю в тесном контакте с родителями. Для них проводим собрания на различные темы, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование. Семья для ребёнка — основное связующие звено между ним и более широкой общественной средой, проводник тех социальных ценностей, установок, которые существуют в обществе.

Дети - не только наше отражение, но и сами зеркало для нас. Самое чистое и самое верное зеркало.

Воспитатель

Сидорова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...

Развитие творческой личности ребёнка в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

Консультация для родителей может быть использована в ходе проведения родительских собраний, круглых столов. Данные рекомендации дают более широкое представление о декоративно-прикладном искусстве. Зад...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр....

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.

         В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного ми...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с разными видами изобразительного искусства: декоративно - прикладное искусство, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины....