Главные вкладки

    Формирования личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством литература
    методическая разработка на тему

    Опасинская Татьяна Андреевна

    Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирования личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

    Консультация для педагогов

     Влияние искусства на становление личности очень высоко. Без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармоничной личности. Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность – значит, он как личность состоялся. Окружающий мир встаёт перед изумленным ребёнком, как единая целостная картина мира.

     Первое ознакомление ребёнка с искусством происходит с рождения, когда родители знакомят его с устным народным творчеством- колыбельными песнями: («Баю — баю, баю – бай, ты, собачка, не лай, белолапа, не скули, мою Таню не буди. Ой, люли – люлюшеньки, баюшки – баюшеньки… Сладко спи по ночам да расти по часам».) (« Люли, люли, люли, прилетели гули. Сели гули на кровать, стали гули ворковать, тихо Машу усыплять. Спи, малютка, почивай, глаз своих не открывай».), пестушками: («Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки, а в ножки – ходунюшки, а в ручки хватунюшки, а в роток – говорок, а в головку- разумок»; Поехали, поехали с орехами, с орехами! Поскакали, поскакали с калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку по кочкам, по кочкам – в ямку – бух»!). Затем ребенка знакомят с потешками: («Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку. Простоквашка вкусненька. Кашка сладенька. Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели. На головку сели. Ладушки запели».) (« Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, Маше улыбаемся».), прибаутками: («Собака на кухне пироги печет. Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курочка в сапожках избушку метет.; Где кисель – тут и сел. Где пирог – тут и лег. Где блины – тут и мы. Где щи с мясом – тут и место наше».), небылицами: («Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках».) («Бегает Ермошка – у него собака да кошка, петушок да курочка, селезень да уточка. Вот как кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки. Собачка пустолайка лепешки печет. Кот в уголке сухари толчет. Утка в юбке холсты тачет. Селезень – пирожник пироги печет. Петушок в сапожках песни поет. Курочка в сережках избушку метет. Вымела избушку, положила голичок: — Ляг, голичок, под порог на бочок»!), считалками: («Раз, два, три, четыре, пять, вышел месяц погулять, а за месяцем луна, оставайся ты одна».) (« Шел котик по лавочке – раздавал булавочки, шел по скамеечке – раздавал копеечки, кому десять, кому пять, выходи, тебе искать».), загадками: («Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут» — облака.) (« Ползун ползет, иглы везет, всегда их при себе носит, а шить не может» — еж.) («Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит» — петух), пословицами: («Когда пир, тогда и песни. Подальше положишь – поближе возьмешь. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Где слова привета, там улыбка для ответа».), скороговорками: («У маленькой Саши санки едут сами. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку».), сказками: («Курочка – ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Красная шапочка» — ранний возраст. Для дошкольников – «Заяц – хвастун», «Сивка – бурка», «Двенадцать месяцев» и другие»). Благодаря этому у детей развиваются память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

     Самым доступным и привлекательным для детей раннего возраста является мир книжной графики.

    Рисунки в книге — это одно из первых произведений изобразительного искусства, с которым знакомятся дети. Детей знакомят с работами Васнецова, Лебедева, Конашевича, воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. У детей 4 лет воспитывают способность осознавать содержание рисунка, обращать внимание на изобразительные средства, в старших группах у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к искусству.

     Ознакомление детей с изделиями декоративно-прикладного искусства (хохломой, гжелью, дымковской и филимоновской игрушками, матрешками, вышивкой) даёт возможность ребёнку рассмотреть, потрогать, почувствовать и самим создать образы животных, кукол, из пластилина, солёного теста или изобразить на бумаге.

     При знакомстве детей с литературой (сказками, стихотворениями, баснями) происходит развитие творческих способностей, ребёнок знакомится с окружающим миром, получает через сказку информацию о жизненных ценностях, о жизненно важных явлениях. В сказке ребёнок узнаёт о том, как устроен мир, кто его создал, что происходит с людьми в разные периоды их жизни, о добре и зле, о дружбе и любви, об отношениях между родителями и детьми. Сказки дают ребёнку возможность увидеть целостное восприятие мира.

     Музыка оказывает большое влияние на физиологию человека, а также благотворно воздействует на его эмоциональное состояние. Такое же влияние музыка оказывает и на развитие ребенка. Музыка расслабляет или будоражит, активизирует, заинтересовывает. Помогает развить у детей воображение, творческое мышление, коммуникативные навыки, повышает самооценку на основе самоактулизации.

     Частью культурного наследия является игровая кукла. Кукольный театр оказывает большое развитие на детей. Кукольные представления помогают не только в развитии детей, но и в снятии неврозов у маленьких детей, связанных с больницей, осмотром, уколами.

     Кукольный театр используют в качестве терапии у детей с приступами гнева, ненависти, снятия напряжения, он даёт возможность больным детям познакомиться с окружающим миром, развить у детей речь, коммуникативные навыки, творческие способности.

     Только благодаря искусству, его влиянию на ребёнка, можно воспитать эстетически грамотных людей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".

    В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...

    «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

    Консультация для воспитателей Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»  Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требу...

    Развитие творческой личности ребёнка в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

    Консультация для родителей может быть использована в ходе проведения родительских собраний, круглых столов. Данные рекомендации дают более широкое представление о декоративно-прикладном искусстве. Зад...

    Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.

             В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного ми...

    Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.

    В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций, промыс...

    Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с художественной литературой

    Книга - вводит ребёнка в мир радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечнос...