«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
методическая разработка по теме

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

 Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требует затраты сил, сопереживания и времени. От взрослых требуется мастерство, такт и терпение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Выполнила: Леващева Е. В.

МДОАУ ДС №3 «Тополек»

I квалификационной категории

г. Ясный, 2013

Формирование личности ребенка – это формирование его восприятия мира, в котором он живет, отношения к этому миру, развитие всех его чувств и качеств (доброта, честность, справедливость, взаимовыручка, умение сопереживать и т.д.). А что главное в формировании личности ребенка на данном этапе развития нашего общества? Думаю, что развитие патриотизма. Если в детстве не заложено это чувство, то по-настоящему любить свою Родину человек не будет. Что же такое Родина для ребенка? Это просто красота родного края, которая открывается через сказки, через народное творчество, в том числе декоративно-прикладное, через произведения искусства (музыку, литературу, живопись).

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.

Специальные исследования убедительно показали, что эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Для людей, художественно неразвитых, критерием оценки произведений изобразительного искусства часто служит сходство. Если, похоже – картина хорошая, если нет – плохая. Надо уберечь детей от таких примитивных критериев.

Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требует затраты сил, сопереживания и времени. От взрослых требуется мастерство, такт и терпение. Чтобы проникнуть в суть произведения, не следует торопиться. Знаменитый скульптор О. Роден сказал: «Смотрите, смотрите долго, еще смотрите».

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращается к сфере человеческих чувств и переживаний. На полотнах великих мастеров мы видим счастье, восторг, неутешное горе, муки человека и другие эмоциональные состояния. Но ведь у маленького ребенка еще очень ограниченный жизненный опыт и это не позволяет ему самостоятельно постигать сложный мир человеческих отношений, человеческой души. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем настроением, выраженное в произведениях искусства, и, что немаловажно, отобрать те произведения, которые являются для маленького ребенка наиболее эмоционально значимыми.

Установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырех лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребенку этого возраста (мать, дитя и их взаимоотношения). Привлекает малышей и книжная графика. Рисунки в книге – это первые произведения искусства, с которыми знакомятся дети.

У нас нет возможности водить детей в музеи, на выставки и т.д. Поэтому очень ценно учебно-наглядное пособие «Дошкольникам об искусстве».

Методика работы с детьми младшего возраста такова:

  1. Заинтересовать детей произведением, заинтриговать их.
  2. Предоставить возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию.
  3. Поинтересоваться, понравилась она или нет, и приступить к беседе, в ходе которой выясните точку зрения ребенка, одобрите ее, выскажите свою.
  4. По окончании разговора с детьми поместите репродукцию в хорошо освещенном месте на уровне глаз ребенка. Но не забывайте о ней. Побуждайте детей обсуждать то, что стало источником их переживаний.

Очень часто понимание красоты приходит к ребенку через вкусовые оценки окружающих его взрослых. Важно сохранить детскую восприимчивость во всей ее наивной первозданности и максимально обогатить детей содержанием культуры, которое выработало человечество.

Это, конечно, не просто и не все педагоги находят правильные пути решения этих вопросов. Ведь как часто мы рассматриваем рисунки, как сумму каких-то смысловых обозначений? От ребенка требуем рассказать, например, почему мальчик сидит, а старик лежит, в какой одежде, в какое время года, дня, что у них в руках и т.д.? Этим все ограничивается. Так идет воспитание путем изображений, но не путем искусства, которое передает чувства, настроения, мысли, доступные детям!

В результате специальной экспериментальной проверки были отобраны произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Вот рекомендации по работе с этим материалом:

-         Начать работу с «погружения» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. (Например, иллюстрация Ю. Васнецова к сказке В Бианки «Лис и мышонок»…). Эти игры «погружения» позволяют ребенку почувствовать сопричастность к миру художественных образов. Ребенок становиться на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия, сочувствует чужим горестям и радостям. Если ребенок пожалеет козлят, разделит радость с друзьями Айболита, посочувствует Волчишке, то можно сказать, что произведения воздействовали на ребенка и сделан первый шаг к тому, чтобы маленький человек состоялся.

-         На втором этапе работы нужно постараться сделать так, чтобы ребенок понял состояние животного по его движениям, мимике (иллюстрации Е.Чарушина). Ведь звери, как и люди, могут быть разными: спокойными, расслабленными, агрессивными, приветливыми, хмурыми и т.д. Не следует торопиться с рассматриванием репродукций. Чтобы обогатить художественное восприятие ребенка, вначале предложите ему прислушаться (что говорит Тюпа, как кричат воробьи, как скулит Волчишко и т.д.).

Затем помогите ребенку представить те события, которые могут произойти потом: «Как ты думаешь, дождется ли свою маму Волчишко или нет?». Т.е. работа с книжной иллюстрацией должна превратиться в интересную  и запоминающуюся игру. Но при всей кажущейся простоте детская книга – вещь очень тонкая. Художница Л. Токмакова говорила, что лишь гениальному взгляду ребенка и мудрому терпению взрослого доступны ее вершины.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен видеть, понимать и любить изобразительное искусство. Эту способность нужно только развивать, нужно помочь детям понять волшебную силу изобразительного искусства, дать понятие цвета, линии, композиции. Цвет обладает удивительными свойствами. Цветовые сочетания, помимо нашего сознания, воздействуют на нас определенным образом: навевают грусть, вселяют надежду, вызывают радостную улыбку. Линия может быть плавной, гибкой, певучей, резкой, энергичной, слабой и неуверенной и т.д. Композиция выделяет главное на фоне второстепенного, выражает порядок через равновесие и ритм.

Детей надо знакомить с пейзажем, портретом, натюрмортом.

Пейзажи помогут детям совершить увлекательную и прекрасную «Прогулку» по природе родной страны.

Портреты покажут не только внешний облик человека, но и то, как художник передает его характер, его внутренний мир. У детей появляется естественное желание узнать о жизни и делах человека, а знания о знаменитых соотечественниках вызывают чувство гордости и уважения ко всему, что ими сделано для отечества.

При знакомстве с  натюрмортом надо дать детям понятие о том, что это не просто изображение каких-то вещей. В нем есть смысл, содержание. Видя, какие чудеса творит художник с изображением таких простых вещей, как лук, понимаешь волшебную силу искусства цвета, композиции.

Методика работы проста. Сначала предоставьте детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию. Поинтересуйтесь, понравилась или нет. Назовите фамилию художника, расскажите все, что знаете о нем. Но информационная сторона – не главное. Главное – воспитание личностного отношения, как к произведению искусства,  так и к миру, к другим людям, к самому себе.

Таким образом, непременным условием успешного решения этой задачи является:

  1. Повышение уровня собственной информированности по теме.
  2. Правильная организация и  система работы с детьми.
  3. Взаимодействие с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр....

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.

         В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного ми...

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.

В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций, промыс...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с художественной литературой

Книга - вводит ребёнка в мир радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечнос...

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с разными видами изобразительного искусства: декоративно - прикладное искусство, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины....