Адаптация ребенка к детскому саду.
консультация (младшая группа)

Зарюта Ольга Викторовна

адаптация к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в детский сад

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обоснованно. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из сложившихся у него стереотипов, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработке новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же это сделать?

Подготовка

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей,  с воспитателем той группы, в которую будет ходить малыш. Что нужно делать родителям ещё до поступления в детский сад?

Приблизительно за месяц, а то и раньше можно начинать подготавливать ребенка морально - рассказывать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим важно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в своих силах.

Ещё один совет- до начала посещения садика приобщить ребенка к совместным играм, больше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, чаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по  делам, но через какое-то время обязательно вернуться и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться заблаговременно – обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час с 13 до 15 часов. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться  под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21-00. К этому времени ребенок «созреет» и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. Рекомендации следующие : около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее, около недели - сразу после сна, а уже потом можно оставлять на ужин. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни  один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

Отдельная тема – еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там не вкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина их родителей, которые «приучили» их к  новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д.- тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только не редко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать- это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Адаптация

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е. каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку привязан к материи ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет лучше настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный  контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытывать чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Конечно, каждый ребенок реагирует на новую ситуацию по-разному, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду и яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно поводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Прощание с малышом - отдельная тема. Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму,  иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить ребенка в группу с гневными словами в его адрес, но и оттягивать момент расставания не следует. Нужно спокойно проводить, помахать рукой и передать воспитателю. Обычно дети ясельного возраста плачут 5-10 минут и успокаиваются. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать свое время ему - гулять с ним, играть, чтобы он не чувствовал себя брошенным.

   

                                                                     

                                                                     

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...