ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
рабочая программа (младшая группа)

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами проводятся 3 раза в неделю.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом 2 раза в неделю.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом 1 раз в неделю.

Длительность занятий 15-20 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._programma.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № »

Утверждаю:

заведующий

МБДОУ «Детский сад № »

___________ФИО

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ФИО

Троицк 2000 г.

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О. _____________________

Дата рождения: 13.03.2000 г.

Место жительства: г. Троицк, Челябинская область, д., ______

Коллегиальное заключение ПМПК № __________ от  _____________ г.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами проводятся 3 раза в неделю.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом 2 раза в неделю.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом 1 раз в неделю.

Длительность занятий 15-20 минут.

Содержание

Примечания

  1. Здоровье и условия воспитания:

  • Выполнение четкого режима дня.
  • Соблюдение единых требований к обучению ребенка.
  • Массаж пальцев и рук ребенка 1-2 раза в день по 3- 5 минут.

Виды упражнений:

  • Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
  • Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
  • Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).
  •  Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
  • Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
  • Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.

  1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

       Учить  действовать самостоятельно:

  • приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место;
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана;  пользоваться салфеткой во время и после еды.
  • одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) -  трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
  • приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

  1. Социальное развитие:
  • закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность; учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями.
  • формировать  представления ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, изучить рот: там есть губы, зубы, язык.
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу читать книгу»; «Я хочу играть» и т.д.
  • обращать внимание Ребенка на просьбы других людей: «Я  хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и т.д.
  •  формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече.
  • воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;

4. Физическое воспитание:

       При выполнении физических упражнений важно формировать

        у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, - руки вверх;

       выдох через рот – руки вниз);

       Развитие общих движений:

  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.  
  • учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч
  •  учить ударять ногой по мячу (играть в футбол)
  •  учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • учить спрыгивать с небольшой высоты; делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого);
  •  ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
  •  учить ходить на мысках – руки вверх продолжать  учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях
  •   развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику
  • учить ловить мячи разного размера и разные по весу; бросать в цель игры
  • бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед
  •  доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на мысочки.

       5. Развитие познавательной деятельности.

      Сенсорное воспитание:

  • продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.
  • Величина: выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
  •  учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов:  подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать  яблоки в корзинки с учетом  трех-четырех величин.
  • Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других, доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);  и предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
  • Цвет: учить называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий); знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.).Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.
  • Целостное восприятие – продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).
  • Тактильно-двигательное восприятие: продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех).
  • Продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты).
  • Слуховое восприятие: учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;

различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

Формирование наглядно-действенного мышления:

  • знакомить с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой нельзя достать предмет или игрушку и надо искать орудия или  вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);  
  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб - пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: продолжать выбирать предмет-орудие (из 3-4-х) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку  с различным концом); «достань рыбку» (использовать удочки разные по длине); «качели» (угадай, кто  сможет покачаться на качелях – мишка (пластмассовый) и сова (железная); мишка и кошка (оба пластмассовые)- Почему мишка и сова не могут покачаться?
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.

Ознакомление с окружающим:

  • формировать представления об явлениях природы: зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?»;
  • формировать представления  о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь,  (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки - щенок);
  • знакомить  с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан;
  • учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?»;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки; знакомить с птицами - воробей, ворона, голубь, утки, курица с цыплятами, гуси.
  • учить показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках? Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить снежки; катать куклу на саночках; лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

Формирование количественных представлений:

  • учить выделять 1, 2, 3 предмета из группы по подражанию, образцу;
  • учить выполнять счетные операции в пределах 3-х.

6.  Развитие речи:

Проводить активную артикуляционную гимнастику:

  • растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;
  • удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и.т.д.

Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

Формирование активной речи:

  • делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
  • учить подражать действиям губ – «по - пу - пы”, “мо-мы”;  “то – ты - ту”,  “до-ды”, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);  
  • уточнить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  
  • закрепить произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.
  • уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;
  • учить произносить отдельные слова (логопед группирует их по частям речи): Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т.д.
  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Ребенка рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т.д.
  •  обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример:«Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать у Ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет?   и т.д).
  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где была? Гуляла на улице. Что там видела? Там холодно, много снега. С кем гуляла? Кого видела? Как зовут няню? Тетя Галя);
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  с Ребенка игры с пальчиками с речевым сопровождением, считалки: “Мы делили апельсин» , «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.»  Игра. «На блины»;
  • учить отвечать на простые вопросы по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить отвечать на вопросы, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет.и т.д.;
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.
  • Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д.

     7. Формирование игровой деятельности:

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): кормление, укладывание куклы спать, гулянье снему;  строительные игры – нагружаем кубики,  везем их строить зоопарк, строить дом;
  • включать знакомые игровые действия в  простой сюжет, постепенно усложняя его (игры:Магазин, Доктор, Повар и др.).
  • учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой  игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни и др.

      8. Формирование продуктивных видов деятельности:  

       Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;
  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

         Рисование:

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый  на глазах у ребенка рисует красками,  при этом он может брать краску рукой, а не только кисточкой. Он изображает снежинки или капли дождя, которые падают на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками;  дорожку для зайчика; следы зайчика; колобка, который  катится по дорожке; ежика под елочкой и т. д.  Рисуя снежинки, взрослый говорит: «Вот они снежинки, падают на землю. Снежинок много на земле, на деревьях, на крышах домов и т.д.
  • учить рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки;
  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;
  • учить рисовать знакомые предметы по образцу.

          Конструирование:

  • учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции: “Лесенки”, стол и кроватка для матрешек;    «Клетки для большого  и маленького зверему», «Гаражи для большой, среднему и маленькой машин», «Дачи высокую и низкую для матрешек», дорожки между домами и т.д.; обыгрывать знакомые постройки.

Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать  простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
  • учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

     ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2.  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
  4. Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

  • выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
  • показывать на себе части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
  • соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
  • выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

декабрь-май 2000 г.

Количество пропусков

Динамика состояния ребёнка:

В конце периода (декабрь-май)___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе_____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________  

                                                                              Учитель-логопед________________________

                                                                              Родители_________________

Работа с родителями.

Ф.И. ребёнка, дата рождения: _____________________________________________________________________________

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1.

Консультативно – диагностическая помощь

сентябрь-октябрь

2.

Динамическое наблюдение  на ПМПК

май

3.

Согласование индивидуальной программы

октябрь

4.

Консультации:

- индивидуальная программа для ребёнка 1 год обучения;

- развитие речи и артикуляции;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- гимнастика и развитие координации;

И т.д.

ноябрь-апрель

Подпись родителя_________________

Подпись специалиста______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута сопровождения детей в рамках ПМПк

ИОМ - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного време...

Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений

Индивидуальный образовательный коррекционный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальны...

Презентация на тему: "Оказание комплексной квалифицированной помощи детям с ОВЗ через индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение"

Презентация содержит информацию по созданию программ медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их типа психосоматической конституции....

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения воспитанника ДОУ ( 2 мл гр)

Индивидуальный образовательный маршрут  сопровождения воспитанника ДОУ ( 2 мл гр)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического  развития, индивидуальных возможностей, ...