Как хорошо уметь читать
консультация (старшая группа)

Караблинова Тамара Анатольевна

Рекомндации для родителей по обучению детей чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать!

Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Мы забываем о том, что чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обагащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие,внимание, память, мышление и воображение ребёнка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников,испытывают трудности в общении.

Уже не раз было сказано и написано о том, что детский сад не должен заниматься обучением детей чтению, что это дело школы, что дошкольник должен слушать художественные произведения из уст взрослого и это гораздо ценнее для становления интеллектуальной культуры ребенка, так как развиваются психические познавательные процессы, обеспечивается взаимодействие со взрослом, формируются коммуникативные навыки.

Но на практике мы по-прежнему наблюдаем настойчивое стремление родителей научить читать своего малыша задолго до поступления в школу и ни для кого не секрет, что вызвано это стремление ужесточившимися требованиями к первокласснику со стороны школы.

Когда и как приступать к обучению своего ребенка чтению? Пожалуй, это вопрос, интересующий многих родителей. Ко всему прочему, существует множество методик по обучению чтению, поэтому порой очень сложно выбрать ту самую, способствующую достаточно эффективному обучению ребенка.              

Принципы обучения чтению дошкольников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Элькони. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Рассмотрим одну из них, состоящую из пяти этапов.

Этап первый: добуквенный,звуковой период обучения

Ребёнку показывают, что речь «строится» из звуков.Взрослые играют с ребёнком в звуковые игры, цель которых – выделение в словах определённых звуков, как гласных, так и согласных.Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, «Научусь-ка я читать», «Азбука в стихах и картинках».

Этап второй: определение звукового состава слова

Ребёнка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твёрдую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Этап третий третий: звуковой анализ слова

Ребёнка учат выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона,пуговиц, мозаики).

Этап четвёртый: буквенный период обучения

Ребёнка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывания изображения букв из палочек, рисуя буквы на песке, снегу, запотевшем окне, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов, заголовках газет и журналов.Всё это  помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребёнком на прогулке, по дороге домой.

Этап пятый: слияние слогов в слова

На первых порах обучения ребёнка слог является основной единицей чтения. Учите ребёнка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их (ССОО-ССННАА), (ММАА-ШШИИ-ННАА).Это поможет ребёнку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

Изначально необходимо знать, что есть смысл начала обучения ребенка чтению только в том возрасте, когда его устная речь уже довольно хорошо развита и малыш уже овладел навыком вести разговор предложениями. К тому же, у ребенка должен быть уже достаточно сформировавшийся фонематический слух и он должен разборчиво слышать каждый звук в слове по отдельности.

Также существует необходимость учета индивидуального ритма ребенка в постижении нового материала, потому как бывает, что у ребенка нет никаких проблем с речью, но вот в изучении азбуки, он нисколько не продвигается. В этом случае необходимо просто отложить обучение на 2-3 месяца, по-видимому, ребенок еще пока психологически не созрел для данных методических занятий.

Методики обучения чтению.

Для того чтобы обучение ребенка чтению проходило довольно успешно, рекомендуется выбрать именно ту методику, которая бы достаточно хорошо подходила ему, исходя из его эмоционально-психологического склада характера. Ко всему прочему, перед тем как взяться за обучение ребенка, нужно хорошенько подумать, а готовы ли вы к этому сами, так как обучение чтению потребует не только огромных затрат времени, но и весьма существенной подготовки дидактического материала.

Начинать ребенка обучать чтению необходимо с букваря. Тем не менее, рекомендуется учитывать значимость такого момента, как соединение в слоги двух букв. Как правило, по привычке, звуки ребенком произносятся раздельно. К примеру, вместо слога «ра», он сначала выговаривает «р», а только потом «а». Чтобы оказать помощь ребенку и одолеть эту трудность, следует использовать принцип соединения букв: показываем карандашом на первую букву, а затем по дуге передвигаем карандаш ко второй букве и предлагаем ребенку их соединить. Пускай ребенок самостоятельно упражняется в соединении букв в слоги, проводя пальчиком от одной буквы к другой.

Если соединение букв в слоги ребенком уже освоено, то можно переходить к обучению ребенка в соединении слогов в слова. К тому же необходимо постепенно научить ребенка к соединению разбитых на слоги слов в одно целое слово.

Существует любопытная методика Николая Зайцева по обучению ребенка чтению. Данная методика основывается на обожаемом занятии всех детей — игре в кубики. Обучение заключается в том, чтобы ребенок сразу начинал запоминать слоги, а не отдельные буквы. С точки зрения автора, такой подход намного облегчает и ускоряет весь учебный процесс. При обучении чтению по методике Николая Зайцева используются кубики, попевки и настенные таблицы. Такая методика довольно хорошо помогает на стадии интенсивного обучения чтению, в случае, когда из слогов складываются отдельные слова. Но сразу же после того как ребенок

научился складывать слова, необходимо переходить к чтению небольших текстов в детских иллюстрированных книгах.

Не давите на ребёнка, не гонитесь за скоростью чтения, больше уделяйте внимания правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребёнка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. Не перегружайте ребёнка, достаточно 5-6 минут непрерывного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"

Всем хорошо известно, насколько сложно  и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...

"Как хорошо уметь читать!"

Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....