Консультация для родителей "Можно ли обойтись без наказаний?"
консультация

Сигаева Алена Александровна

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mozhno_li_obojtis_bez_nakazanij.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Можно ли обойтись без наказаний?»

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Отношения к наказаниям меняется на протяжении веков. Так в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину – то и приголубьте сыну». В то же время Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребёнка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нём воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребёнка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других детей возникает отчуждённость в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха.

Одна из характерных черт последних столетий – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении. Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Болевое воздействие вызывает реакции ярости и страха. Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание» противоречит самой природе человека.

Психологи посвятили много исследований самоанализу человека. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребёнка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребёнок ждёт подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. По мнению учёных, эмоциональный комфорт ребёнка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребёнка, несхожие с их представлениями о должном.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребёнок стремится взять в руки какую-либо вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь, и его снова наказывают. Запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Педагогам и родителям  приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребёнка.

Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он не даст, выполнить их всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

Есть ли педагогические оправдания наказания? Если да, то какие?

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
  • выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребёнка чего-либо приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомство, но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребёнка можно не больше нескольких минут.

Недопустимо:

  • недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью;
  • иногда можно использовать наказание, как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Очень полезно дать ребёнку понять, что он сам страдает из-за своего непослушания;
  • осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия;
  • недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребёнка стремление противодействовать им. Взрослые должны чётко определять, что ребёнку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Рекомендуется отвлечь малыша. Но если этот метод не помогает и ребёнок продолжает настаивать на своём, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребёнка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

При дефиците любви родителей становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Существует ряд документов, защищающие права ребёнка:

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребёнка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребёнка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребёнка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

Подведём итог:

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учётом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него, не оттачивайте на детях своё остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Можно ли обойтись без наказания"

Данная консультация поможет родителям правильно подойти к вопросу наказания ребенка, ведь можно обойтись и без него....

Можно ли обойтись без наказаний (Консультация для родителей)

 За что можно наказать, и как можно наказать, и чего мы хотим добиться наказанием? А подготовлен ли малыш к наказанию? А можно обойтись без наказания? Почему малыш «треплет нер...

Консультация для родителей "Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний?"

Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Им...

Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счасть...

Консультация для родителей " Можно ли обойтись без наказания"

 Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с вывод...

"Можно ли обойтись без наказаний?" Консультация

Консультация для родителей«Можно ли обойтись без наказаний?»Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах ипоговорках русского народа отражена необходимость физиче...