Экспериментируем вместе с детьми
консультация (старшая группа)

Кузьмина Раиса Витальевна

Материал для родительского уголка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruyte.docx923.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментируем вместе

с детьми

C:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20171117_100238.jpgC:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20180122_110210.jpg

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Как провести эксперимент?

Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают и мысленные: их можно делать только в уме.

Мысленный эксперимент.  Трехлетнего ребенка спрашивают: «Что можно сделать из куска бумаги?»; пятилетнего - «Что будет, если все станут выше ростом?». (Эти задания могут выполнять дети разного возраста, и даже взрослые, просто уровень ответов будет разным.)

Спросите: «На какое животное  похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?», «Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?», «Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?».

Мысленный эксперимент с отражениями геометрических тел. Предложите детям рассмотреть рисунок, на котором изображены различные геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими?

 Какая тень соответствует каждому из изображенных геометрических тел?

Вот более сложная ситуация для мысленного эксперимента. Читаем детям неоконченный рассказ: «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось». Представьте, что вы полицейский. Что вы скажете Сереже? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его сестрой? Бабушкой? Родителями?

Но самые интересные эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. C:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20180126_090924.jpg

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов». Предложим ребенку взять десять разных предметов (деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.) и выстроить гипотезу: какие предметы будут плавать, а какие утонут? Эту гипотезу надо проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин. Кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду. Если вода попадет внутрь, то тарелка утонет.

Продолжим эксперимент. Изучим только плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, если мы придадим ему, например, форму тарелки? Что произойдет, если соединить плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или утонут? При каких условиях возможно и то и другое?

Эксперимент «Как вода исчезает». 

Возьмем разные предметы, например губку, газету, кусок ткани полотенце, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие  впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода?

Продолжим эксперимент. Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыт - Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим: что произошло? Какая-то часть воды исчезла. Отметим новую границу, через день вновь проверим уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит, она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц.

Эксперименты с лучом света. Вам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуйте определить, как разные предметы пропускают свет. Запаситесь  листами бумаги (чертежная, тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани. Перед проведением опыта попробуйте предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем опытным путем найдите  те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Эксперименты с магнитами и металлами.  Вам понадобится много разных металлических предметов: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др. В ходе проведения опыта выяснится: магнит хорошо притягивает стальные предметы (кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др.) и совсем не притягивает предметы из алюминия и меди (линейка, монеты и др.). Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы.

Эксперименты с отражением. Многие блестящие предметы позволяют увидеть собственное отражение. Сначала подумайте, где можно увидеть собственное отражение. После беседы и определения нескольких вариантов поищите в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение (зеркала, полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек). Свое отражение можно также увидеть в воде.

  Разглядывая собственные отражения, попробуйте определить, всегда ли они ясные и четкие. Дети придут к выводу: предметы, имеющие гладкую, блестящую поверхность, дают хорошее отражение, а предметы шероховатые - значительно худшее. При этом есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение. Например, свое отражение можно увидеть в оконном стекле, блестящей ложке, смятой фольге или другом неплоском предмете.

C:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20171204_104159.jpgC:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20171213_110350.jpg

C:\Users\Раиса\Desktop\кам\IMG_20171215_111521.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментируйте вместе с детьми

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

ОПЫТЫ С ВОДОЙ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Какую форму принимает вода, есть ли вкус, запах, зачем нужна?...

Консультация для родителей «Экспериментируйте вместе с детьми»

Консультация для родителей«Экспериментируйте вместе с детьми»...

" Экспериментируйте вместе с детьми"

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает  много вопросов, на которые он хочет получить ответ. А передо мной вс...

Экспериментируйте вместе с детьми

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней....

Консультация для родителей "Экспериментируйте вместе с детьми"

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и д...