Консультация для родителей «Дидактические игры для развития ребенка с 2–3 лет»
консультация

Ермолаева Елена Викторовна

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития ребенка с 2–3 лет»

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская.

Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление самостоятельности не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка.

Игра - это практически единственный инструмент, при помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. В этом возрасте детям очень сложно сосредоточиться и длительное время выполнять определенную задачу. В игровой форме вы сможете обучить своего малыша правильно разговаривать, считать, писать, общаться со сверстниками и взрослыми.

При помощи дидактической игры ребенка можно обучать определению цветов, изучению геометрических форм, букв, цифр, запоминанию названия продуктов, животных и многому другому. Чтобы начать обучение ребенка таким способом, нужно знать, какие существуют дидактические игры для детей 2 — 3 лет.

В педагогике дидактические игры применяются уже очень давно. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость. Дидактические игры для ребенка 2 — 3 лет периодически нужно повторять. Ведь суть таких игр заключается не только в простом веселом времяпровождении, но и в учебе. И полученные знания нужно закреплять и постоянно повторять.

«Кто где спрятался?»

Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: любая игрушка.

Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась игрушка? (под стол). Правильно. Игрушка под столом". Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: "Куда ты спрятал игрушку?"

«Подбери крышку»

Цель: Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки для каждой баночки и закрутить. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получатся, обязательно помогайте ему. Примечание: рекомендуется использовать небьющуюся посуду.

«Красная башенка»

Цель: Учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета.

Описание игры: К детям приходит маленький щенок (котенок или медвежонок). Щенок просит малышей построить для него домик красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего цвета. Взрослый дает каждому ребенку по одному красному кубику и предлагает помочь щенку. Но чтобы получилась башенка, ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета. Когда дети справятся с заданием, взрослый спрашивает детей«Какого цвета твоя башенка?» Щенок подходит к башенкам, радуется и хвалит малышей. Играя в следующий раз, дети строят башенки из кубиков других цветов.

«Строители»

Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету. Описание игры: Детям предлагается побыть строители. В одном месте строится городок из кубиков красного цвета, в другой стороне — из кубиков зеленого (синего, желтого) цвета. Между городами лежат кубики красного и зеленого (синего, желтого) цвета. Малыши на машинах развозят стройматериал на место строительства. Взрослый спрашивает каждого малыша«Какого цвета твой домик?»«Какого цвета кубики ты выбрал?»«Почему?» Каждый раз сравниваются два цвета.

«Помоги Петрушке»

Цель: Учить выделять предметы определенного цвета, сравнивать их по цвету, раскладывать предметы по группам, ориентируясь на их цвет. Описание игры: К детям приходит Петрушка. Он говорит, что играл в кубики и все перепутал, а как разложить их правильно не знает. На столе дети видят кубики трех цветов и три коробки. Взрослый кладет в каждую коробку по одному кубику разного цвета. Дети раскладывают кубики по коробкам по образцу. Петрушка рад, говорит малышам «Спасибо». В следующий раз игра проводится с кубиками четырех цветов.

«Бабочки»

Цель: Продолжать учить выделять и называть цвет предметов, объединять предметы по группам, ориентируясь на цвет. Описание игры: У каждого ребенка по четыре цветка разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и по четыре бабочки таких же цветов. Цветки и бабочек воспитатель готовит заранее. Взрослый просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Взрослый спрашивает малышей«Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок); Затем взрослый просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек) Если ребенок не отвечает на вопросы, взрослый проговаривает ответ за него.

«Цветочки на полянке»

Цель: Формировать умение выделять и называть цвет предметов, объединять предметы в группы по цвету.

Описание игры: На полу разложены цветы четырех основных цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Взрослый сообщает детям, что сегодня у куклы Кати именины, и предлагает поздравить ее. Катя очень любит желтые цветочки. Давайте соберем букеты из желтых цветов. В ответ кукла благодарит малышей и хвалит. В игру можно поиграть несколько раз, предлагая собрать букеты из цветов другого цвета. Играя в другой раз, предложите малышам собрать букеты других цветов. В процессе игры взрослый спрашивает детей«Какого цвета у тебя букет?».

«Найди такую же фигуру»

Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.

Оборудование: Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточек цвета фигур разные. Описание игры: У взрослого геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов. В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку. Взрослый берет по одной фигуре и показывает детям, при этом называя фигуру по цвету и форме«Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?» Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у взрослого и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону. Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке. В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь. В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.

«Наведем порядок»

Цель: Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг — это общая форма некоторых предметов.

Оборудование: Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки. Описание игры: Жил-был заяц Касьян. Вот пошел он в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему колесо домой забрать, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока эта все обо всем знала. И говорит она зайцу«Забирай колесо, оно ничье». Хотел заяц колесо поднять, да не смог, очень уж оно тяжелое. Как же зайцу быть, как колесо домой отнести? (ответы детей) Если дети не догадаются сами, взрослый показывает, как надо докатить колесо. Вот прикатил заяц Касьян колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами. Увидели зайчата колесо и говорят«Где ты такую большую пуговицу взял?» «Какая же это пуговица, это же тарелка»- говорит зайчиха. «Это не пуговица и не тарелка, это колесо»- говорит заяц Касьян. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем. Зайчата кричат«Пуговица». Зайчиха кричит«Тарелка». Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы. А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей). Выслушав ответы детей, взрослый делает вывод: «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся». Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе.

«Башенка»

Цель: Продолжать учить различать и называть размеры предметов.

Оборудование: Для игры нужны кубики одного цвета, но трех размеров (по комплекту на каждого ребенка) Описание игры: Взрослый вносит коробку с кубиками и говорит, что медведи прислали им подарок. Посмотрите, что в коробке. Сколько кубиков? (много) Давайте поиграем в кубики. (раздает детям по комплекту кубиков) Кубики у вас одинаковые или разные? После ответов детей воспитатель уточняет, что кубики одинаковые по цвету, но разные по размеру. Давайте построим из этих кубиков устойчивую башенку. Дети строят башенки. Если ребенок построил неустойчивую башенку, взрослый, коснувшись ее, нарушает равновесие и говорит, что упала, потому что она неустойчивая, просит подумать малыша, как сделать устойчивую башенку. Если ребенок не догадывается сам, то взрослый подсказывает. Когда малыши построили башенки, взрослый спрашивает, какой кубик поставили вниз? (большой) Какой взяли следующим? (поменьше) Какой поставили сверху? (маленький).

«Что внутри?»

Ребенка в этом возрасте часто называют "маленьким исследователем" из-за его любопытства. Ему нравится все разбирать и смотреть, что внутри. Эта игра стимулирует развитие будущего Эйнштейна!

Цель: развивать координацию глаз и рук, мелкую моторику, мышление, учить классификации и идентификации предметов.

Оборудование: бумажные пакеты, небольшие предметы, которые можно спрятать в пакетах: особенные игрушки, расческа, бутылочка, памперс, мячик, кукла, набор ключей, ботинок и т. д. Описание игры: Подберите разные предметы, знакомые ребенку (например, те, что упомянуты выше). Положите их по одному в пакеты, заверните верх пакета и заклейте скотчем. Сядьте на пол вместе с ребенком, а пакеты спрячьте позади себя. Достаньте один пакет и дайте ребенку пощупать его снаружи. Пощупайте его тоже и скажите: "Интересно, что же там внутри?". Пусть ребенок попробует догадаться. Если у него не получается, вы можете высказать свое предположение, но не давайте правильного ответа. Ребенок начнет размышлять о том, что же может быть внутри. Продолжайте щупать и угадывать. Если ребенок сдастся, откройте пакет и дайте ему потрогать предмет, не заглядывая внутрь. Посмотрите, сможет ли он догадаться на этот раз. Когда вы оба выскажете все свои предположения, откройте пакет и посмотрите, правильно ли догадался малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»

ldquo;Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра...

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"...

Консультация для родителей. "Дидактические игры для развития ребенка с 2-3 лет".

Играя в дидактические игры, ребенок обучается,  сам того не подозревая....

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»«Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра...

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития ребенка 2– 3 лет»

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, орг...

Консультация для родителей "Дидактическая игра в жизни ребенка"

laquo;Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра...