Культура здоровья семьи-одно из обязательных условий воспитания культуры ребенка
консультация (младшая группа)

Салдаева Светлана Вячеславовна

Сохранение и укрепление здоровья детей-одна из приоритетных задач общества.Первая школа растущего человека-семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_zdorovya_semi-konsultatsiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «КОЛОСОК» города Алатыря Чувашской республики

Консультация для воспитателей на тему:

«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания

культуры здоровья ребенка»

                                                                                                        Подготовила:

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                          Салдаева С.В.

г. Алатырь 2019 год

Консультация для воспитателей на тему:

«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания

культуры здоровья ребенка»

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного,

физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента

здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции

модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка,

здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая

педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи

складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт:

убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к

окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка

принадлежит семье.

В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация

«Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья

рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные

социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для

материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для

роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о

престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой

сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание (то же

самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов

воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью

достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное

воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль

семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и

духовной жизни растущего в ней человека.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда

соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах

воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности,

культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех

был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может

это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю

бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не

живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое»,

я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой

и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих

руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности

человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам

выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или

приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из

приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав

ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее

направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства

образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок

должен ощущать себя счастливым человеком!

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут

заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного

развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в

работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное

отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего

детства, владеть необходимыми санитарно- гигиеническими навыками.

Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного

учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и

формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только

воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным

содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы

в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным

планом работы коллектива).

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета

их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление

авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у

колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает

основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю

оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы

воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет

человеку общество.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача

распространять среди родителей педагогические знания, повседневно

помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший

опыт воспитания.

В соответствии с содержанием программы разрабатывались план

физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной

деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание

деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает

следующее:

– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и

мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом

образе жизни;

– участие в составлении программ оздоровления детей;

– анкетирование родителей;

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной

работы;

– целенаправленную просветительскую работу;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях следует использовать различные формы сотрудничества:

беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные

праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский

сад следует давать информацию родителям о том, какие мероприятия

проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей.

Выяснять отношение пап и мам к различным формам закаливания.

Проводить дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы

с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми

старшего дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни

группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе

должны быть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления

без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для

профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития

общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в

тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей

медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и

родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.

Двигательная активность – это физиологический акт, основа

жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная

активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в

развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического

возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической

незрелостью.

Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно

важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая

осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности.

Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле:

компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации

физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи

родителей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не

сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в

содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли

пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных

мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках

детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает

возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность

данного вида деятельности, помогает более

грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать

положительный опыт другим семьям.

У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и

родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать

себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога

«не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и

интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на

успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на

интерес дает положительный эффект в работе.

Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями

скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической

культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию

и оздоровлению дошкольников были согласованными – это и соблюдения

режима дня, правильный подбор мебели, соответственно возрасту ребенка,

правильное питание и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского

сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-

педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов,

воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по

вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован

процесс управления деятельностью коллектива.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо

пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а

необходимо развить у них желание быть здоровыми.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых,

которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим

поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и

здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Недаром

говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...

Консультация для воспитателей "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка."

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфер...

Методические рекомендации "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребёнка"

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.       Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, ког...