Проект "Счастливы вместе"
проект

Гурина Наталия Владимировна

Взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ml.gr_proekt_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx758.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttp://www.maam.ru/upload/blogs/b0962c2f5c8b81c45f87c56061a37194.png.jpg

«Д\с № 55»

Проект

младшей группы по взаимодействию с родителями

Тема: «Счастливы вместе»

http://eduportal44.ru/soligalich/Dsad-1/1/SiteAssets/SitePages/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/fgosnasayt.png

                                                                                           

Актуальность: 

Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди». 

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.  Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения.  В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.

Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.

Цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Задачи:

  • изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
  • организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
  • разработать содержание форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

Участники проекта: педагоги младшей группы, учитель-логопед, педагог -психолог, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители.

Сроки реализации: сентябрь 2016г. – май 2017г.

Формы работы с родителями:

  • консультации, беседы;
  • развлечения, праздники;
  • родительские собрания;
  • папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
  • обобщение опыта семейного воспитания.

Проект реализуется в три этапа:

I.  Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в группе проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (май).

 

Презентация реализации проекта на родительском собрании (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

             

Перспективный план взаимодействия

с семьями воспитанников на 2016–2017 уч. г.

Формы проведения

Сроки

Содержание

Анкетирование родителей: «Здравствуй, детский сад!»

Сентябрь

Сбор информации на предмет социального заказа

Составление социального паспорта группы

Конкурс фото «Летний отдых с семьёй»

Сентябрь

Совместная работа родителей и детей

Родительское собрание тема: «Этот сложный возраст. Кризис трех лет»

Сентябрь

Совместная работа родителей и детей

Конкурс для родителей тема: «Наш уголок природы» (родители изготавливают макеты по сезонно для уголка природы)

Октябрь

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Родительская конференция тема: «Организация сотрудничество с родителями»

Физкультурный досуг: «Весело всем вместе»

Заседание клуба «Ромашка» тема: «Кризис трех лет»

Октябрь

Совместная деятельность родителей и воспитателей

Оформление фотоальбома «Наша родословная. Семейные традиции»

Консультация: «Речевая среда для малышей»

Фото выставка на тему «Во что играют ваши дети»

Ноябрь

 

 

Совместная деятельность воспитателя и родителей.

Работа логопеда и воспитателя

Творческая работа воспитателей

Фото выставка на тему: «Выходные с пользой»

Консультация на тему: «Гипер активные дети»

Декабрь

 

Творческая работа

Родителей

психолог

Фото выставка на тему: «Мы юные железнодорожники»

Консультация на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

Выставка рисунков на тему: «Мой любимый Новый год»

Январь

 

Творческая работа воспитателей.

Логопед,

воспитатели

Творческая работа воспитателей и родителей

Консультация: «Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми»

Фоторепортаж на тему: «Мой папа самый лучший»

Февраль

Февраль

Творческая работа воспитателей

Творческая работа воспитателей

Выставка рисунков «Цветы для мамы» 

Концертная программа, посвященная 8 марта

 

Выставка рисунков на тему: «Пока не поздно» (по экологии)

Март

 

Творческая работа

Воспитателей

Творческая работа воспитателей и муз.работника

Творческая работа воспитателей и родителей.

Фото выставка на тему: «Наши домашние питомцы»  (животные ,растения)

«Час игры» (родители играют вместе с детьми в группе)

Консультация на тему: «Лого ритмы для малышей»

Апрель

 

воспитателей, родителей

Творческая работа детей и родителей

Муз. работник

Фото репортаж на тему: «Спасибо деду за победу!»

Консультация на тему: «Кризис трех лет»

Акция «Укрась участок малышам» (изготовление поделок из бросового материала на участок)

Май

 

Творческая работа воспитателей.

Педагог-психолог.

Творческая деятельность родителей.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  • динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
  • увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  • учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  • выявление, обобщение передового опыта семейного воспитания;
  • осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Приложение №1

Анкета для родителей

Здравствуйте уважаемые родители я рада видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеюсь, что благодаря нашим совместным усилиям вашим детям будет здесь уютно, весело и интересно. Для начала давайте знакомиться.

1. Ф.И.О. ребенка__________________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________________________

3. Домашний адрес ________________________________________________________________  

4. Телефон дом./сот. _______________________________________________________________  

5. Состав семьи (какой ребенок по счету в семье)  ______________________________________

6. С кем проживает ребенок  ________________________________________________________

7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании      _________________________________________________________________________________

8. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ____________________

 _________________________________________________________________________________

9. Как вы называете своего ребенка дома (его любимое имя)  ____________________________

10. К кому из членов семьи, на Ваш взгляд, ребенок больше привязан?  

 _________________________________________________________________________________

11.Часто ли ребенок болеет, какие заболевания, травмы перенёс?

 _________________________________________________________________________________

12.Основные виды игр и занятий дома ________________________________________________

 _________________________________________________________________________________

13. Какие игрушки любит, кто их убирает? ____________________________________________

 _________________________________________________________________________________

14. Любимые игры  ________________________________________________________________

15. Любимая пища  ________________________________________________________________

16. Нелюбимая пища  ______________________________________________________________

17. Как ребёнок засыпает? __________________________________________________________

18. Как ребенок просыпается утром:

     а) активен, в хорошем настроении   ________________________________________________

     б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам  ________________________________

19. Спит ли ребёнок днём? __________________________________________________________

20. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения или занятия доп. образования __________________________________________________________________

21. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:

     а) активен, лидер  _______________________________________________________________

     б) легко присоединяется к играющим ______________________________________________

     в) испытывает трудности  ________________________________________________________

22. Любимые занятия, интересы: ____________________________________________________

23. Как вы наказываете ребенка (перечислите)  ________________________________________

_________________________________________________________________________________

24. Какая мера наказания наиболее действенна ________________________________________

25. Какие меры поощрения вы применяете ____________________________________________

_________________________________________________________________________________

26.Что бы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?

_________________________________________________________________________________

27.  Ваши пожелания ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

                                                                                           

    Приложение №2                      

Конспект родительского собрания

Тема: «Этот сложный возраст. Кризис трех лет»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время.
  2. Обновить анкетные данные семей воспитанников.
  3. Научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
  4. Определить доступные методы и формы работы с родителями.

Ход собрания.

Воспитатель: Дорогие родители, наших детей! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача.

Но вначале, давайте познакомимся, каждый назовет свое имя отчество!

Воспитатель: Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

Очень важно, чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Чтоб они стали сильными, умными, честными, здоровыми, любознательными и т.д. Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте.

Хочу свое выступление начать со слов известного педагога А.С. Макаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной».

Младший возраст – важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают капризы, упрямство, строптивость (в контакте со сверстниками этого не происходит).

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!».

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию: «Этот сложный возраст. Кризис трех лет». Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.

  Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может правильно одеть носки, от помощи взрослых отказывается, ужасно сердится и кричит: «Я сам!»

Вопросы к родителям:        

  • Какому периоду жизни ребенка это характерно?
  • Что происходит с ребенком?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»

В три года дети сравнивают себя со взрослыми, хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».

Признаки кризиса трех лет:

УПРЯМСТВО

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Как не надо себя вести родителям ребенка в период кризиса 3 лет:

  • Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
  • Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет»
  • Не надо любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
  • Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в тоже время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ем, у во всем,-это чуть позже приведет или к безразличию ко всему.

Выступление учителя логопеда: «Развитие речи детей трех лет»

Игры с родителями:

  • «Ромашка»
  • «Ответь на вопрос»

Выбор родительского комитета.

Обсуждение оказания помощи родителей нашей в  группе.

В заключении хочется сказать: “Дети – это счастье, созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.

Спасибо за внимание!

                                                                                Приложение № 3

Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей

«Спортивный уголок дома»

     Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

        Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.

        Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры.      

   При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

        Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

•        делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

•        избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

•        позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для взрослых:

1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.

2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.

3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.

4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.

5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.

6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.

7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.

        Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

        Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!» - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

        Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

        При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

        Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

        Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

        Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

Маленькие хитрости.

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 15-20м.

                                                                                            Приложение№4

Сценарий родительского клуба «Ромашка» в младшей группе

 «Здоровье ребенка в ваших руках»

Цель: Приобщить родителей к здоровому образу жизни. Дать рекомендации и советы родителям.

Ход родительского клуба:

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались для того, что бы поговорить с вами о том, как растить малышей здоровыми.

Скажите, пожалуйста, каким должен быть ребенок, что бы его считали здоровым?

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжение многих веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. Панацея эта, оказывается, была рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. Эта истина должна находиться в основе воспитания ребенка, именно с первых дней его жизни должен закладываться фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

В то же время многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминатной» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью. В этом и заключается специфическая «работа» мозга в управлении здоровьем. Поэтому все правила здорового образа жизни должны входить в сознание маленького ребенка как естественные, приятные, а не иначе организованные действия. Хотелось быть заметить, что именно система строго определенных правил и действий, принятие ребенком их обязательности на эмоциональном и физиологическом уровне, а не «словесное обучение» обеспечивают успех формирования навыков здоровья у самых маленьких детей.

Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Учреждение  является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 6 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей: использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье- это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Уважаемые родители, предлагаю вам дать ответ на вопрос «Что такое здоровый образ жизни?» (ответы родителей)

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Какие вы знаете компоненты здорового образа жизни?

Компоненты здорового образа жизни:

  • эколого- гигиенические условия.
  • психологический комфорт.
  • рациональный распорядок дня.
  • оптимальная двигательная активность.
  • закаливание.

Какие виды здоровья вам известны?

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном)

Что такое физическое здоровье?

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

Как вы думаете, что такое психическое здоровье?

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием, внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Что такое нравственное здоровье?

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценного и общего развития можно добиться только объединенными усилиями детской организации и семьи.

Кому принадлежит ведущая роль в укреплении здоровья детей? (Семье.)

Да, выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, его психики, развития установок поведения во многом зависят от семьи. Знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, правильном питании, личной гигиене, режиме дня, активном и пассивном отдыхе, средствах восстановления организма помогут родителям вырастить ребенка активным и здоровым.

Поэтому очень важным является сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, так как их здоровье зависит не только от уровня физического развития, функциональной подготовленности, но и от природных и социально- экономических условий. А именно: рационально организованного режима, выполнения основных гигиенических норм, правильного питания, взаимоотношений в семье, контактов со сверстниками и взрослыми, в том числе и с персоналом дошкольной организации.

Предлагаю вам, уважаемые родители, маленькую викторину.

1. Система специальных процедур, действия которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию(закаливание).

2. Правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования(режим).

3. Залог полноценной физической и духовной жизни человека, его здоровья (питание).

4. Где взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы- живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных (на прогулке).

5. Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны выполнять свои функции, отсутствие недугов, болезни (здоровье).

6. Комплекс упражнений для укрепления костно- мышечной системы и поднятия тонуса (гимнастика).

Предлагаю вам обсудить маленькие хитрости.  Согласны ли вы с ними?

«Машина любит смазку, а человек-ласку». «Для того, чтобы существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12».

Древние китайцы знали такую хитрость: «Если ты недоволен собой- совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, не других».

Мы желаем вам вырастить всесторонне развитого, умного, удачливого ребенка!

Помните, здоровье ребенка- в наших руках!

Родители группы делятся тем, как они в семьях поддерживают здоровый образ жизни.

Презентации: семьи Черепанова Матвея и группы В.В. Журавлевой «Все мы любим физкультуру..» ; фото –газета «Наша спортивная семья» семьи Ершова Димы фото- альбома семьи Алексеевой Лили.

                                                                                  Приложение №5

Консультация для родителей

«Растим здорового ребенка»

    На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять своё здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеально здоровых детей практически нет.             В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье -это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально - экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте - отношение государства к проблемам здравоохранения.

По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей - это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Таким образом, детский сад сегодня - это та социальная структура, которая в основном определяет уровень здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду приоритетное направление деятельности всего коллектива, включает в себя:

- создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

- реализацию здоровьесберегающих технологий;

- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы упражнений и игр с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- формирование привычек здорового образа жизни;

- реализацию рационального здорового питания детей;

- разработку и осуществление системы закаливания детей;

- регулярный контроль за состоянием здоровья детей

Наибольшие положительные результаты эта важная многоплановая работа может принести только при условии тесного взаимодействия с семьёй. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Основы здоровья закладываются в дошкольном возрасте и являются необходимым фактором благополучной жизни любого человека. Неслучайно великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями.

В любое время года и взрослому человеку, и ребёнку необходимы закаливающие процедуры. У нас в детском саду они проводятся под руководством медсестры. Закаливающие воздушные процедуры и ходьба босиком по массажным коврикам.

Установлено, что человек, регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, особенно простудными заболеваниями, а также легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает.

Благодаря закаливанию совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.

Положительный эффект закаливания детей, воспитывающихся в семье, может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих правил:

•        индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур;

•        постепенность увеличения силы раздражения;

•        систематичность и постепенность закаливания.

Обширное умывание проводится прохладной водой. Этот вид закаливания можно применять с 3-х лет.

Ребёнок должен открыть кран, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же самое проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказав «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговые движения по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Обливание ног. Ребёнку в ванной поочерёдно обливают ноги водой. Температура воды 38 - 28 - 36 градусов. Лить воду нужно ковшом, начиная с колен. Температура воды постепенно снижать и довести до 26 - 18 - 36 градусов. Заканчивается процедура всегда тёплой водой. Затем ноги хорошо растирают мокрым полотенцем.

Можно применить контрастные ванны.

В ванной поставить два тазика с водой и предложить ребёнку сначала встать в тёплую воду, а затем в холодную, потом снова в тёплую. Температура воды 38 - 18 - 38 градусов. Ноги тщательно растереть полотенцем.

Закаливание воздухом осуществляется следующим образом.

В холодное время года продолжительное проветривание повторяется 5 - 6 раз в сутки, обязательно перед сном (20 - 30 минут); воздушные ванны (поясное или частичное обнажение кожных покровов) до 10 минут 3 - 4 раза в день.

Длительность прогулки должна быть 1, 5 - 2 часа, в зависимости от погодных условий.

Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функции головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведёт к истощению нервной системы. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами противопоказано. Полезны только успокаивающие процедуры, например, обтирание, тёплые ванны перед сном.

Выбирая закаливающие воздействия для ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие.

К закаливанию часто болеющих детей надо подходить очень осторожно. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно, прежде всего, необходимо для здоровья.

Положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур.

Десять советов родителям

Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.

Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.

Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения - это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре - проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией врача - аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией - возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка - обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т. п. - обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринолога, стоматолога, кардиолога, логопеда.

                                                                                          Приложение № 6

Консультация для родителей

«Физическая активность и здоровье»

    Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?

    Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.

    В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях.

       Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.

Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.

     Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?

    Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.

    Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.

    В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!

Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.

Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.

    Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.

     Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.

    Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.

    Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.

     Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

     Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

                                                                                           Приложение  № 7

Консультация для родителей

Тема: «Речевая среда для малышей»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности.

В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение, важно чтобы она была особым образом организована, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Исходя из этого, можно выделить следующие:

  • в младшей группе созданы условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);
  • организация и размещение предметов развивающей среды отвечают возрастным особенностям детей и их потребностям; динамичность среды;
  • функциональность предметов развивающей среды;
  • среда наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;
  • в младшей группе есть уютное место для отдыха детей.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 Продуктивная деятельность (создание книжек-малышек, книжек-загадок, комиксов, «лохматых» книжек -  авторских и коллективных)

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать, навыков самостоятельного рассказывания

«Уголок интересных вещей»

Игры и драматизации

РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Взаимодействие с родителями (проекты, досуги)

Самостоятельное рассматривание книг, картинок, предметов

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать, навыков самостоятельного рассказывания

Индивидуальное «авторское речевое пространство»

На третьем году жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением.

Очень интенсивно растет словарь детей (примерно 1200 – 1500 слов). Ребёнок употребляет почти все части речи, но не всегда правильно.

В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя и допускают ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк».

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребёнок всё больше познаёт окружающее, ориентируются в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Быстрая утомляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков предметов.

Вместе с тем у ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Но есть и свои особенности в речи ребёнка: неверное произношение ряда звуков или их пропуски, не сформирована в полном объёме интонационная сторона речи. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа речи, силой голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. При построении простых распространённых предложений они пропускают отдельные члены предложения.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Речь ребёнка этого возраста ситуативна.

 Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей четвёртого года жизни, можно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды:

  • организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы);
  • организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказ слова или фразы);
  • организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем; организация «уголка интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей;
  • рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия).

                                                                                           Приложение №8

Консультация для родителей

Тема: «Гиперактивные дети»

  Каждый ребенок - индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок - гиперактивный.

Гиперактивность (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder) синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист - врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гипер активных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гипер активность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.

Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудно исправимая.

   Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:

  • обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
  • соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
  • соответствующая медикаментозная поддержка;
  • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности:

Дефицит активного внимания:

1. непоследователен;

2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. не внимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

                                                                                               

 

    Приложение№ 9

          Родительское собрание в форме игротеки

«Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному и экологическому развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме практикума; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели, педагог – психолог

Место проведения: театральная студия       

План проведения:

1.Вступительный этап:

· введение в проблему;

· создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

· игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

· обратная связь;

· решение родительского собрания;

· рефлексия.

Подготовительный этап

· Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному и экологическому развитию. 

· Подборка и оформление рекомендаций по теме практикума. 

· Проведение консультаций: «Сенсорное и экологическое воспитание, развитие младших дошкольников». 

· Изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта. 

· Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты. 

· Театральная студия оформление выставки домашнего задания игр по сенсорике. 

Организационный этап

· Оформление выставки, посвященной сенсорному, экологическому развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия). 

· Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования. 

· Покупка необходимого оборудования и материала к собранию, фрукт миниола. 

                                                        

Ход собрания:

Воспитатель:

           Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на практикум.

               «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных и экологических дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.  И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

          Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

             Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

 В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

        - Знаете ли вы, представления, о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети четвёртого года жизни, обучаясь в детском саду по программе «Детство»

       Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

            Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

                На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях Изодеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

          -Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком?   Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей)    

        При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Воспитатель: Создание проблемной ситуации (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».)

              Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)

              Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

             Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

             Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научит вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

           Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная мелодия)

Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!    

Всем родителям помогу  

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук тук тук тук тук. 
Тук тук тук колеса, 
Мчится паровоз, 
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

1.Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Воспитатель: (Загадки)

(выставляются  человечки соответствующего цвета)

 Он в яйце есть и в цыпленке,                              
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зелёный цвет) 

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет)

(Олеся Емельянова)

Догадались, как станция называется? Станция «ЦВЕТНАЯ». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Воспитатель:- Пальчиковая  игра «Гимнастика для пальчиков»

(Большой палец встал один, указательный за ним, средний будет безымянный тот поднял мизинчик малый. Встали пальчики ура! В детский сад идти пора!)

Игра 1. «Построим башню» (по командам, по цвету)

Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры с 1 родителем).

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (Играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные лепестки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры. Для игры нужно взять несколько разноцветных лепестков. Когда ведущий поднимает красный лепесток – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Воспитатель:

Игра 3. «Разложи по коробочкам» (объяснение игр, варианты)

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

-Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет определенного цвета, запомним.

- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше 

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук, тук, тук, тук, тук. 
Тук, тук, тук колеса, 
Мчится паровоз, 
На следующую станцию

Он  детей привез!

Воспитатель:

 2.Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (Круг) 

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник) 

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь! 
Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник) 
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (Квадраты) 

Треугольник с полукругом 
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. (Овал)

     - Как станция называется? Догадались? (станция ФИГУРНАЯ). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра№ 4. «Волшебный мешочек»

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра № 5. «Прятки»

Те фигуры, которые дети достали из «чудесного мешочка» (5 штук) педогог ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит детей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Воспитатель:

Игра № 6. «Определи форму»

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза.

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

       -Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.

Воспитатель:

Наш поезд прибыл на конечную станцию «ИГРУШЕЧНУЮ». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (Знакомство с играми) Можно запустить презентацию.

        Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

( игры сделанные руками родителей)

Воспитатель:

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию) 

Загадаю чудо!    

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 –Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). - Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (______________________________________)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. 

Но родительский практикум продолжается и   тема, следующая «Экологический мост». А начнем мы с небольшой игры, чтоб настроиться на добрую дружескую обстановку.

Игра передай яблоко (по типу игры «Города») необходимо назвать слова на последнюю букву на экологическую тему. (земля – ягода- …)

Надеюсь, что ваше настроение поднялось и перед вами лежат смайлики выберите ток какое у вас сейчас настроение.

Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.

Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры дошкольника – одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.

  • сезонные прогулки
  • занятия - беседы
  • работа с календарем природы
  • дидактические игры по экологии  
  • чтение художественной литературы о природе

Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад.  Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

А сейчас я хочу с вами поиграть с помощью картинок мы разделимся на две команды и вспомним наши экологические знания.

1 задание:

Назовите народные приметы какие вы знаете!

(каждая команда называет по очереди)

2 задание:

Экологическая разминка «Найди лишнее»

(Для игры необходимы картинки с изображением предметов)

Яблоко, абрикос, груша, арбуз.   (Фрукты - ягода)

Дуб, ель, сирень, береза. (Деревья – кустарник)

Грач, ласточка, кошка, скворец. (Птицы – животное).

Фиалка, тюльпан, гвоздика, полынь.   (Цветы – трава)

Дельфин, акула, корова, семга.    (Рыбы – животное)

Жук, бабочка, стрекоза, воробей.    (Насекомые – птицы)

3 задание:

Наши ребята подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)

2. Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная, смородина.)

3. Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4. Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6. Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7. Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой

8. Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

Просмотр презентации на тему: «Что мы делаем на занятиях по экологии»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...