Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления.
консультация (младшая, средняя группа)

Якимец Ольга Алексеевна

Вопрос о задержке речевого развития ребенка в настоящее время стоит очень остро. Когда и как ребенок должен говорить? К кому обращаться и как помочь малышу?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya_u_detey._puti_preodoleniya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления.

Вопрос о задержке речевого развития ребенка в настоящее время стоит очень остро. Когда и как ребенок должен говорить? К кому обращаться и как помочь малышу?Развитие речи

В ранний дошкольный период происходит интенсивное развитие ребенка. Малыш накапливает представления о свойствах предметов в окружающем его мире. В первые три года жизни пассивная речь опережает активную. Ребенок сначала учится понимать слова-указания, затем – слова-названия, поручения, позднее – рассказы. Дети этого возраста учатся опознавать различные предметы и оперировать ими по назначению. В течение первых трех лет у ребенка совершенствуется и понимание речи, и его собственная речь. К 3 годам словарный запас достигает до 1500 слов. Дети начинают правильно говорить, пользуясь грамматическими формами. У них формируется чутье языка. Для развития речи близкие люди, занимающиеся с ребенком, должны постоянно общаться с ним, вызывая ответную реакцию. Для целостного развития малыша имеет большое значение стимулирование формирования речевой функции. Формирование речевой функции человека раннего возраста тесно связано с развитием общей и мелкой моторики. А, следовательно, ребенок нуждается в создании условий для овладения двигательными навыками.

Ползать, падать, вставать, ходить, сидеть на разных предметах – необходимо ребенку для осуществления двигательных реакций. Сидение в манеже тормозит все развитие малыша.

Родители, которые стремятся угадать желания по мимике и жестам, тормозят речевое развитие детей. У малышей не появляется необходимость в произнесении звуков, слогов, слов. В этом случае у детей нет закрепления установления связи между словом, произносимым взрослыми, и предметами окружающего мира.

Окружающие ребенка люди должны побуждать его к подражанию четкой по артикуляции, спокойной речи. Когда взрослые «сюсюкают», процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, закрепляется неправильная речь, и в дальнейшем требуется помощь специалиста. Родители по-разному смотрят на развитие своих детей. Одни не замечают проблем ребенка в развитии, другие раздувают сами проблемы на пустом месте.

Что такое задержка речевого развития? И как помочь ребенку?

Речь возникла в процессе эволюции человека, и является специфической функцией. Речь ребенка формируется в процессе общения со взрослым на основе эмоциональной сферы, восприятия и внимания.

 В 2 месяца у малыша возникают подражательные звуковые реакции, в 4- 6 месяцев гуление превращается в лепет.

В 11-12 месяцев словарь ребенка может содержать 10-15 слов. Идет интенсивное развитие всех высших психических функций, а, следовательно, и речи.

К 15 месяцам ребенок произносит 20 и более слов.

В 18 месяцев он пробует строить предложения из 2х слов.

К 2-м годам может назвать пять предметов на картинке, пробует задавать вопросы.

В 30 месяцев может связно рассказать об увиденном простыми предложениями из 2-3 слов, задает вопросы.

К 3 годам задает разнообразные вопросы об окружающем мире, может сам рассказывать.

В основе задержки речевого развития лежит неврологическая симптоматика. У такого ребенка важно проверить интеллектуальную сферу. Нередко причинами являются генетические или психические расстройства. Для начала необходимо обследовать малыша и выявить причины патологии речевого развития. Отоларинголог проверит слух ребенка, а невропатолог оценит психофизическое состояние и назначит медикаментозное лечение, может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга.

Работа по преодолению задержки речевого развития

Работа по преодолению задержки речевого развития содержит следующие этапы:

  1. Работа над слуховым вниманием.
  2.  Работа над невербальными компонентами коммуникации.
  3.  Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  4. Работа над звукоподражанием.
  5.  Развитие зрительного пространства и синтеза.

 Всю эту работу специалист проводит вместе с родителями. Успешность зависит от того, насколько родители готовы следовать советам дефектолога и логопеда. Не надо считать, что все само собой наладится, если речь ребенка не соответствует возрастной норме! 

Учитель-логопед: О.А. Якимец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение...

Задержка речевого развития у детей

Консультация для родителей...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

Преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста приобретает все более актуальный характер, т.к. в настоящее время у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений централь...

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР...