Преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста приобретает все более актуальный характер, т.к. в настоящее время у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление задержки речевого развития у детей младшего

 дошкольного возраста

Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста приобретает все более актуальный характер, т.к. в настоящее время у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать, т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалистам (неврологу, логопеду, психологу) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Если к 4-5 годам ребенок знает много слов, овладевает умением связно рассказывать: довольно связно и последовательно пересказывает содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передает свои впечатления  о пережитом событии, но  не произносит 2-3 трудных звука [р, л, ч, щ], то это не страшно, к 5—6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, то это уже серьёзно!

        Для преодоления задержки речевого развития рассмотрим основные направления комплексной системы работы по развитию речи, которая позволит малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями.

1.Развитие понимания обращенной речи

  • Научить узнавать предметы по их назначению (по картинкам).

«Покажи,  то чем ты будешь кушать, что ты наденешь на голову,

когда пойдешь гулять; чем ты будешь чистить зубы; чем ты нарисуешь домик?».

  • Научить узнавать демонстрируемые предметы по их описанию.

Шарик, кошка, птичка (он круглый, красный; у неё пушистая шубка, пушистый  хвост и длинные усы и т.д.).

  • Научить соотносить слова и предметы: «один-мало-много».
  • Научить соотносить слова и предметы: «большой-маленький».
  • Работа по сюжетной картинке (покажи: кто кушает,  кто играет, кого купают и т.д.).

2. Развитие общей моторики (упражнения на координацию движений)

«Вот идет колючий ёж

(топаем, идём по кругу),

Он на ёлочку похож

(руки вверх, пальчики растопырены),

Все грибочки ёж собрал

(наклоняемся «собираем грибочки»),

И домой он зашуршал

(идём, шурша по полу)» и т.д.

3. Пальчиковые игры

Для этого всего лишь нужны игры с мелкими деталями: конструкторы, игрушки-шнуровки, пазлы, мозаики, кубики и мячики разных размеров, кольцеброс, и более усложненные варианты, например, тренажер обучающий завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно для ребенка рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и т.д.

А вот упражнения для пальчиков под сюжетный текст, кроме развития мелкой моторики, решают ещё и задачу развития пространственной координации и межполушарных взаимодействий.

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика проводится в течение 4-5 мин. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий ротик», «Сожми крепко губки», затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики – куклы бибабо и различные игрушки.

5. Вызывание звуков речи и звукоподражаний

уа — младенец плачет;

иа — ослик;

бе-е-е — овечка;

ме-е-е — козленок;

му-у-у — корова;

га-га-га — гуси;

ко-ко-ко — курица;

пи-пи-пи — мышка;

би-би — машина

бух — ребенок упал и др.

6. Введение в активный словарь  глаголов: «дай», «на», «пока», «идём», «есть» и т.д.

7. Формирование фразы: «Мама, дай», «Дай, би-би», «Мама, дай ля-ля» и т.д.

Ответы на вопрос где?: там, тут, вот,  здесь.

8. Игры на формирование звуковой культуры речи

  • Игра «Угадай, что звенит?». Положите перед ребенком игрушки:

погремушку, колокольчик, молоточек и др. Покажите, как они звенят. Спросите: «Что звенит?». Ребёнок показывает. Спрячьте игрушки за ширму и снова позвените, спросите: «Что звенит?» и откройте ширму. Ребёнок показывает игрушку.

  • Игра «Кто как голос подает?». Положите перед ребёнком 3-5 игрушек,

которые,  он знает, как озвучить, например кошку, корову, собачку, малышку и т.д. Закройте губы листом бумаги и скажите: «мяу-мяу». Спросите малыша: «Кто так голос подает? Покажи».

  • Игра  «Попугайчик». В этой игре ребёнок - весёлый попугайчик,

который любит повторять каждое слово. Предложите повторить за

вами слоги: ва-ва-ва, та-та-та, тук-тук, та-па, му-бу, ма-му, са-си и др.

9.Произнесение

  • двусложных слов: вода, муха,  ноги, боты, мама, папа, тетя, дядя, баба,

деда, Вова, Дима, Катя, Витя, Ната, Таня, Митя, Тома, Ваня, Вика, бегу,

буду, могу, хочу, иди и т.д.

  • односложных слов :  конь, кот, дом,  мак, вот, тут, там, мой, Том, дуй,

дай и т.д.

  • простейших чистоговорок:

Са-са-са,

Зайка и сова.

Ду-ду-ду,

Я домой иду и др.

  • двусложных слов со стечением согласных в середине слова: 

бабка, дедка, банка, банька, юбка, папка, ветка, майка,  ватка, утка,

дочка, тучка, кухня, качка, очки, буквы, нитки, тапки,  давно, найду,

пойду, Димка и т.д.

  • двусложных слов, состоящие из открытого и закрытого слога:

веник, паук, банан, пакет, мячик, батон, петух, диван, обед,  кубик, котик, домик, утюг, обувь, медведь, бантик, винтик, бинтик, фантик, чайник,

умный, мягкий, отдать, отбыть, отмыть, подбить, поднять, отнять, выгнать и т.д.

  • трехсложных слов, трехсложных слов со стечением согласных:  

бегемот, котенок, утенок, ботинок, попугай,  богатый, дубовый, вынимать,

виноват, думает, обидит, имеет, бывает, победит, катает, пугает, читает, капает, нюхает, кидает и т.д.

10. Разучивание глаголов повелительного наклонения, глаголов третьего лица.

Учим малыша говорить фразы,  состоящие из имени собственного и глагола повелительного наклонения: «Оля, кати», «Ляля, лови», «Таня, иди», 2ната, мой» и т.д.

11. Пересказ сказок, рассказывание по сюжетным картинкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.

12. Развитие познавательных процессов

Развитие восприятия цвета

  • Учим красный, желтый  цвет; различение красный-желтый.
  • Учим зеленый цвет;  различение красный-желтый-зеленый.
  • Учим  синий,цвет; различение синий-зеленый.
  • Различение красный-желтый- синий-зеленый.

Различие восприятия формы

  • Учим шар, кубик, крыша.
  • Учим шар-круг, кубик- квадрат, крыша-треугольник.
  • Учим круг-квадрат-треугольник.

Таким образом, своевременное  выявление речевой проблемы у ребенка, дает возможность  для определения специальных  методов развития, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей до начала школьного обучения.