«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»
статья по логопедии (младшая группа)

Ляляева Вероника Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. В силу данных тенденций расширяются и методы коррекции речевой патологии. Логопеды в своей работе помимо традиционных методов применяют также и современные, инновационные средства.

В головном мозге центры речи и движения находятся в одном полушарии. При развитии моторики происходит и положительное воздействие на речевые центры. Поэтому логопеды в своей работе активно используют упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Использование музыкального сопровождения улучшают качество и результат занятий, так как музыка воспринимается детьми легко, отработка ритма, плавности движений параллельно с развитием речи происходит естественно и интересно для ребенка.

Изучением логопедической ритмики в системе коррекционно-логопедического процесса в разное время занимались такие авторы как В.А. Гринер, Н.Г. Александрова, Г. А. Волкова, Н.А. Рычкова и многие другие.

Применение логопедической ритмики актуально в общей системе коррекционно-логопедической работы, так как решает большое количество важных логопедических задач:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие навыков переключения с одного вида деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики и фонационного и физиологического видов дыхания;
  • развитие слуховой, зрительной и двигательной координации.

Актуальность обусловлена разработкой новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушения речи, в соответствии с принципом комплексности.

Логопедическая ритмика подразумевает терапию с воздействием на двигательную сферу детей совместно со словом и музыкальным сопровождением.

Задержка речевого развития представляет собой нарушение, при котором происходит отставание темпов нормального речевого развития. Дети с ЗРР в более поздние сроки овладевают навыками речи, отмечается качественное и количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной стороны речи, отсутствие фразовой речи к двум годам и связной речи к трем. Коррекционная работа по преодолению задержки речевого развития требует комплексного подхода. В логопедической работе необходимо использовать всевозможные методы и приемы. На наш взгляд, проведение занятий по логопедической ритмики поможет в более короткие сроки преодолеть данное нарушение. Из этого предположения формируется цель нашей выпускной квалификационной работы.  

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В 30-е годы прошлого столетия было выделено особое направление в лечебной ритмике для работы с детьми с патологиями речи – логопедическая ритмика. Данное направление стало активно применяться в коррекционно-логопедической работе с детьми с заиканием. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. Логопедическая ритмика давала положительный результат коррекции музыкальной стороны речи: мелодии, ритма, логического ударения, пауз. Смысловое содержание речи передается словами, но эмоциональность, субъективную значимость высказываний отражает музыкальные ритмы.

Коррекционное значение логопедической ритмики велико. В общей системе коррекционно-логопедического процесса в работе с детьми с речевыми нарушениями можно выделить в несколько отдельных категорий: развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти; развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего; развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица; воспитание чувства темпа и ритма в движении; воспитание личностных качеств человека с речевым расстройством; воспитание и развитие темпа и ритма дыхания; развитие орального праксиса; развитие просодии речи, развитие фонематического восприятия. Таким образом, коррекционное значение логопедической ритмики в работе с детьми с различными речевыми нарушениями велико, логоритмика помогает развитию многих процессов и компонентов речевой системы.

Проведение логоритмических занятий возможно использовать при коррекционно-логопедической работе с детьми с различными речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи, заикание, дизартрия, задержка речевого развития. В отечественной логопедии существует достаточное количество методик, разработанных для проведения логоритмических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями. Основополагающей методикой можно считать учебное пособие Г.А. Волковой

Задержка речевого развития – нарушение, при котором происходит отставание речи от возрастной нормы речевого развития. Обычно о задержке речевого развития говорят до 3,5 лет, в старшем возрасте можно говорить о других нарушениях речи, например, алалия, ОНР. Ребенок с ЗРР способен в дальнейшем овладеть всеми навыками речи, однако это будет происходить значительно дольше, и усваиваться в более поздние сроки. Отличие речи детей с ЗРР от нормально развивающихся сверстников будет иметь только временный характер. Речь детей с ЗРР будет соответствовать речи детей младших по возрасту. Об этом свидетельствует онтогенетическое проявление закономерностей формирования лексики и грамматики в речи детей с ЗРР.

Обследование речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития наиболее обширно и полно представила Е.В. Мазанова в речевой карте обследования.  Для обследования психомоторного состояния детей младшего дошкольного возраста с ЗРР нами была использована методика Н.А. Казовой, А.М. Быховской.

Построение занятий по логоритмике строются с учетом подобранной лексической темы.

В основу упражнений для дыхания предлагается методика Б. Толкачева. Ее главная особенность заключается в использовании в работе озвученного выхода.

Логопедическая ритмика играет большое значение в коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями.

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. У детей с речевыми нарушениями развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный комплекс. Это касается как общей так и «тонкой» моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью/

Основными направлениями в логопедической ритмики в работе с детьми с различными речевыми нарушениями является развитие моторики артикуляционного аппарата, произвольной мимической моторики.

Также развитие общей произвольной моторики, речевого высказывания на одном выдохе, фонематического восприятия, мелкой моторики рук, речевого слуха, чувства ритма, умения произносить слова со сложной слоговой структурой и т.д.

В настоящее время логопедическая ритмика представляет собой самостоятельное направление и используется при работе с детьми с различными речевыми отклонениями, помимо этого, логоритмика достаточно популярна и преподается также детям без речевых нарушений.

В Отечественной логопедии существует достаточное количество методик по занятиям логопедической ритмики, в работе нами были проанализированы методики следующих авторов: Г.А Волковой, М.Ю. Картушиной, Т.А. Овчинниковой, Н.В. Нищевой.

Задержка речевого развития – нарушение, при котором происходит отставание речи от возрастной нормы речевого развития. При ЗРР ребенок абсолютно понимает обращенную к нему речь, однако не может выразиться самостоятельно. ЗРР при отсутствии правильной логопедической помощи может привести к задержке психического развития, как вторичному проявлению нарушения, поэтому важно оказать своевременную помощь детям с данным нарушением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...

Преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста приобретает все более актуальный характер, т.к. в настоящее время у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений централь...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ «Кошка с котятами»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий  и ИКТ «Кошка  с...

Содержание коррекционной работы по преодолению недостатков моторного развития у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией средствами подвижной игры

Содержание коррекционной работы по преодолению недостатков  моторного развития у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием  и амблиопией средствами подвижной игры...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности Тема: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!» с использованием ИКТ по познавательно-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельностиТема: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!» с использованием ИКТ по познавательно-речевому развитиюдля детей младш...