Консультация для родителей "С малышом на даче"
консультация (младшая группа)

Колесова Светлана Вениаминовна

 Консультация для родителей "С малышом на даче"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "С малышом на даче"35.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Чайка» города Смоленска

Консультация для родителей

«С малышом на даче»

       Вот и настали тёплые деньки. Лето в разгаре. И у всех у нас есть чему радоваться!

      Согласитесь, летом радоваться легче. Возможно потому, что мы более подвижны, энергичны, чем зимой, и  Природа дарит нам незабываемые впечатления, ароматы, краски , вкус. Именно летом все, взрослые и дети, получают заряд бодрости и оптимизма, которого должно хватить надолго.

      Я уверена: люди не разучились и не могут разучиться радоваться. Радость-это врождённое чувство, оно передается нам по наследству от самой Матери-Природы. А вот радоваться, вместе с нами мало кому хочется, и  радовать нас охотников немного. Кроме детей... Дети всегда готовы радовать нас.

                                   Когда вам беды застят свет

                                И никуда от них не деться,

                                Взгляните, как смеются дети,

                                И улыбнитесь им в ответ.

                                              И если вас в другие сети

                                              Затянет и закрутит зло,

                                              Взгляните, как смеются дети,

                                              И станет на сердце светло.

                                                                (Андрей Дементьев)

Скоро на дачу. Малыши 2-4 лет, как и  все в семье, ждут этого радостного события.

                             

Условия для полноценного отдыха ребенка

               

            Особенностью младших дошкольников является их огромная потребность в активных и разнообразных движениях, особенно летом, когда дети все время проводят на воздухе. Заранее продумайте, что нужно переоборудовать, как расставить всё необходимое и в помещении, и на участке, где и что посадить.

            Следует разбить одну большую клумбу, а не сажать цветы шпалерами, ограничивая пространство для  передвижений малыша. Позаботьтесь о том, чтобы цветы постоянно привлекали внимание ребенка яркостью и новизной впечатлений: на смену отцветшим распускаются новые. Обратите внимание на ягодные кусты и фруктовые деревья: низкие  ветви не должны причинить вреда малышу. В огороде посадите культуры, интересные для наблюдений.

           Отведите место для лужайки, где ребенок будет много двигаться. Если на участке есть пенек, не спешите его выкорчёвывать - это прекрасное пособие для упражнений детей в лазанье и спрыгивании. Стоит лишь правильно обработать его, чтобы в нем не гнездились насекомые. Продумайте, где повесить качели, где поставить столик для занятий, разбить песочницу - желательно, чтобы она находилась в тени. Играть с водой, плескаться можно и на залитой солнцем лужайке.

           Необходимо продумать условия для отдыха малыша. Ему явно захочется спокойно посидеть на садовой скамейке или маленькой табуретке, полежать на легком одеяле под кроной деревьев, глядя в небо сквозь ветви, на легкой детской раскладушке.

                                                                                                                                            

НЕОБХОДИМЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

          У ребенка должны быть игрушки, с которыми ему будет  интересно играть в помещении, и на участке. За столиком он сможет заниматься матрёшками и пирамидками, увлечённо играть с конструктором, рассматривать книжки. Тут же можно лепить и рисовать, заниматься аппликацией. Для этого закупите кисточки разных размеров, карандаши, фломастеры, акварельные краски, ножницы, альбомы. Пригодятся цветные мелки.

          Для подвижных игр ребенку понадобятся мячи двух - трех размеров, разноцветные пластмассовые шарики, обручи, машины нескольких видов, каталка, коляска, велосипед. Дети увлеченно играют с разнообразными сюжетными игрушками: купают, кормят, укладывают спать, вывозят гулять и т.п.

         Поэтому подумайте, что можно выделить для этих целей из домашней утвари, что купить ,что дополнительно сшить. Особое внимание следует обратить на подбор подсобного материала в играх с песком и водой. Здесь не ограничишься лишь покупными пластмассовыми наборами. Дайте детям в свободное пользование небольшие сита, дуршлаги, воронки, пластмассовые кружки, бутылочки, ковши, глубокие ложки. Продумайте ,что где будет храниться: важно чтобы ребенок мог сам взять необходимое, а после игры расставить по местам.

        Умение проявить инициативу, самому организовать игру, занять себя в этом случае успешно сочетается с приобретением ценного качества: быть актуальным и обязательным.

         

 Задачи, стоящие перед взрослыми, довольно разнообразны.

.  Охрана жизни и здоровья ребенка, который всё время должен быть в поле зрения взрослого. Каждое утро нужно обходить участок, придирчиво осматривая укромные уголки: не появились ли где грибы, незнакомые ягоды и т. д.

. Закаливание детского организма.

Максимум времени малыш проводит на участке и за его пределами. На нем облегченная одежда и обувь. Перед обедом можно разрешить ребенку раздеться до трусиков и побегать босиком. Следует создать условия для полного удовлетворения разнообразной двигательной активности: это и свобода перемещений по всему участку, перешагивание через препятствия и канавки, спрыгивание с пенька, сбегание с пригорков, качание на качелях, катание на велосипеде и т.д.

. Именно в летнее время открываются неповторимые возможности для развития умственных способностей детей. Ребенок приобретает информацию об окружающем мире в первую очередь с помощью таких психических процессов, как ощущение и восприятие. Поэтому следует поддерживать и всячески поощрять попытки малыша включать в активный познавательный процесс всю анализаторскую систему; зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущение, осязание. Чтобы закрепить приобретённые ребёнком  знания, взрослому необходимо побуждать малыша к активным мыслительным операциям. Не ленитесь задавать ему вопросы: зачем? Почему? Как ты думаешь? И т.п.

В этом случае идет интенсивное обогащение его словарного состава.

           Дети с готовностью отвечают,  кто из живых существ бегает, летает, прыгает, ползает, плавает. Кто жует, грызет, лакает или клюет. Начинают безошибочно называть, кто живет в норе, кто в дупле, гнезде или будке.                                                                                                                                                    

Характеризуя тот или иной предмет. Малыши стараются вместо слов большой — маленький использовать точные определения. Толстый — тонкий, длинный - короткий, узкий — широкий и т.д.

      За летний период они легко и непринужденно разучивают множество стихотворений и песен, учатся водить хороводы, играть в подвижные игры.

      Природное окружение помогает успешно решать задачи одновременного овладения ребёнком умственными и практическими действиями: накормить животное, полить клумбу или грядку, принести воды в ведерке и т.д., что неизменно повышает самооценку каждого малыша.

     Чтобы малыш не растерялся в обилии ярких впечатлений, постарайтесь систематизировать новые для него знания, идите от  простого к сложному, расширяйте круг его познаний в этом огромном мире.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Живая природа

Наблюдение за растениями

       Цветы, трава

         

            Обогащайте представления детей  о садовых, луговых и лесных цветах. Каждый раз по мере сменяемости их учите ребёнка правильно называть два- три цветка, различать цветок- стебель — лист, ухаживать за садовыми цветами, не мять и не рвать без надобности луговые и лесные. Предлагайте вдыхать неповторимый аромат каждого из них. Обращая внимание на траву, обогащайте словарный запас ребенка эпитетами, сравнениями.

           Овощи, фрукты, ягоды

        По мере созревания плодов и ягод закрепляйте их названия, уточняйте характерные признаки: цвет, форму, величину, запах, вкус. Уточняйте, что можно приготовить из каждого плода.

           Листья, куст,  дерево

          Дети третьего года жизни с помощью взрослого уточняют форму, величину листьев, учатся различать дерево и куст, березу и дуб. Пытаются определить: лист широкий или узкий, дерево высокое или низкое, ствол тонкий или толстый. После двух- трех наблюдений им нетрудно различить лапу ели от сосны, лист березы от листа рябины или дуба.

            Шишки, жёлуди

          Используются для обогащения тактильных ощущений в самостоятельной деятельности детей, как дополнительный материал при обучении счету.

Наблюдение за животными

       Коза с козлёнком, корова с теленком, лошадь с жеребёнком. Дети уточняют, как зовут маму и папу, детёныша животного. Имитируют их движения. Голосовые реакции. Перечисляют отличительные признаки животных: копыта, глаза, уши, зубы, шерсть и т.д. Знают, что это- домашние животные. Вспоминания сказки <<Три медведя>>, <<Колобок>>,<<Лиса>>,<<Лиса и заяц>> и др., дети уточняют, какие дикие животные живут в лесу.

Наблюдения за птицами

          Курица, петух, гусь, утка. Дети с удовольствием называют домашних птиц, отмечают цвет опережения каждого. Учат правильно называть птенцов, имитировать голоса птиц.

 Уточняют, кто из них плавает, кого, как созывают люди,

перечислять отличительные признаки: ноги, глаза, перья, крылья, нос, хвост, клюв. В лесу дети имеют возможность наблюдать за сороками, дятлами, слушать кукушку.

Наблюдение за рыбами

         У водоёма дети рассматривают садке пойманных рыб. Уточняют: хвост, глаза, плавники. Чем питаются рыбы.

Наблюдения за лягушками, ежиками

      После дождя дети наблюдают, как прыгают лягушки, около водоёма — как плавают. Вечером слушают их кваканье. При встрече с ежом рассматривают его, стараются не мешать, ему заниматься своими серьезными делами. Взрослый рассказывает о пользе животных, учит бережному отношению с ними.

Наблюдение за насекомыми

        Шмель, пчела, оса, бабочка

         Рассматривая строение тела, уточнять: ножки, усики, какого цвета спинка. Рассказывать, какую пользу приносят. Комментировать действия муравья.

Вызывать уважение к крохотному труженику.

Неживая природа

        Сезонные погодные условия

        Уточнять, почему все живое вокруг радуется погожему деньку, чем хорош летний дождь. Дети слушают объяснения взрослого о закате, рассматривают яркую палитру красок вечернего неба. Неописуемый восторг детворы вызывает радуга.      

 

Следует  увязывать сезонные и погодные условия с разнообразной одеждой детей: дождь- у всех плащи, зонтики, жарко - можно побегать босиком и в одних трусиках. Наблюдения за животными и растительным миром яркими сезонными явлениями помогают  сформировать у детей представление о лете как времени года, его характерных особенностях. Стихотворения, песни летней тематики облегчают процесс осознания: лето красное, лето прекрасное.

        Природный материал

 (камешки, ракушки, вода, песок, глина) широко используется детьми для упражнений в тактильных ощущениях, а также в самостоятельной деятельности.

                                                                                                                                                               

Наблюдения за трудом взрослых

        В течение всего времени бодрствования ребёнка взрослый находится рядом. У малыша     появляется возможность наблюдать, чем он занят, что и как делает, зачем, для кого. Ребёнок видит, как  взрослые ухаживают за животными и растениями, тут же принимается помогать приносить воду в поилку, сена в кормушку и т.д. Малыш счастлив, когда ему разрешают самому созывать и кормить домашнюю птицу. Требует, чтобы и ему разрешили поливать огород, клумбу. Не стоит разочаровывать малыша. Вначале пусть научится аккуратно, не расплескивая, приносить в маленьком ведре воду.

      Предложите малышу лейку для полива песка. Малыш горд и счастлив, что работает наравне с взрослыми. Эта полезная деятельность способствует успешному формированию положительных качеств: аккуратности, дисциплинированности, умению добиваться результатов,  сопереживать всему живому, проявлять истинную заботу об окружающих.

      Мы, взрослые люди, вечно спешим, куда-то торопимся, а всё же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях  природного окружения. Наши малыши, как муравьишки, всегда найдут себе занятие, постоянно с чем-то возятся, что-то мастерят, придумывают, рассматривают, куда -то бегут. Они совсем не такие, какими были в городе, - инициативные, самостоятельные. И всё же без нашей помощи им не обойтись. Постараемся понять, чем же мы сможем быть полезны двух- трехлетнему малышу в летнее время на даче.

                                                                   

На участке

        Вся семья на даче. Простор, яркая природа, чистый воздух — всё пьянит и взрослых, и детей. Посмотрите, в каком возбуждении находится малыш. Он забывает о еде, сне, его не удержать в помещении.

       Выскочив на участок, ребенок бегает, спешит все увидеть, понять. То останавливается у клумбы, то бежит к качелям, то начинает гонять мяч, то пытается залезть в кадушку с водой. Дайте ему время выплеснуть энергию.

       Обычно совместное с взрослым знакомство ребенка с окружающим миром начинается с самого яркого -  с рассматривания клумбы. Яркая растительность, аромат — всё привлекает внимание трехлетнего малыша. Спросите его, знает ли он цветы, которые растут на клумбе, и услышите в ответ: <<Знаю. Цветы красные, желтые, белые!>> Теперь уже нет сомнений, с чего начинать. Покажите и назовите ему тюльпан. Рассмотрите вместе окраску цветка, стебель

(длинный- короткий) , листья. Пусть малыш обойдет клумбу и найдет подобные цветы, открыв для себя их разную окраску. Полюбовавшись прекрасным цветком, предложите ребенку вдохнуть его аромат. Наклоняйте цветок осторожно, объясняя: он хрупкий, его можно сломать. Обратите внимание на бутоны — домики цветов, наблюдайте, как они распускаются.

       Постепенная смена цветов от нарциссов и тюльпанов до георгинов, астр и хризантем позволяет удержать детское внимание у клумбы на протяжении всего летнего сезона. Предлагайте малышу разнообразные задания: <<Найти самый высокий и самый низкий цветок>>, <<Покажи и назови цветок, который тебе больше нравится>>. Объясняйте, что цветы живые. Они радуются солнцу, теплу, пьют воду и благодарны тем, кто за ними ухаживает. Пока рассматривали цветы, прилетел шмель. Грозно жужжит, не торопится, основательно обследуя каждый цветок. Почему прилетел? Оказывается, дети уверены, что прилетел к ним в гости, хочет понюхать цветы, полюбоваться, а то и поцеловать их. Вот тут-то самое время завести разговор о шмелях, осах, пчелах, бабочках: <<Мешать им нельзя — у них серьёзные дела. Шмель, оса и пчела могут даже ужалить, а у остальных нет ни жала, ни зубов, им приходится спасаться бегством. Можно осторожно поймать бабочку, посадить в банку и рассматривать вблизи её усики, хоботок,

ножки-ниточки, а затем отпустить на волю.

 Мы же добрые люди!

       Ребенок смотрит вокруг-земля покрыта - травой. Какая она? Пусть проведет рукой.

Ощущение помогут понять. Что травушка — муравушка шёлковая, ласковая, нежная, мягкая, сочная. По ней приятно пробежать босиком, посидеть,  полежать на ней. Обогащайте впечатления малыша, его словарный запас.

      Что значит куст? Покажите его низко растущие ветки, дотроньтесь до листьев. А дерево? Ствол, высокая крона. Ветерок пробежал, листья зашелестели, заговорили и даже, по мнению детей, поцеловались. Вот она какая , детская фантазия! Пусть малыш обнимет, погладит шёлковую поверхность белоствольной берёзы. Спойте вместе:

                                        Во поле береза стояла,

                                        Во поле кудрявая стояла.

                                        Люли, люли, стояла...

     

       На прогулке ребенок учится первым здороваться с прохожими: «Доброе утро!», «Добрый вечер!» Так незаметно для себя малыш учится различать время суток, приобретая при этом ценные человеческие качества: приветливость, доброту.

       Живя в тесном соприкосновении с природой, ребенок осознает, что значит лето красное, лето прекрасное.

      Пусть он пройдет по участку, посмотрит по сторонам и расскажет, что нам лето подарило. Это цветы и трава, фрукты, ягоды и овощи, это синее небо и яркое солнце, поющие птицы и порхающие бабочки и много- много радости. Радость бытия переполняет малыша, и он с удовольствием поет:                                    

По малину в лес пойдем,

В лес пойдем, в лес пойдем.

И малины наберем, наберем, наберем.

Солнышко на дворе, а в лесу тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка!

   

                                                                           Используемая   литература:

                                                                         С.Теплюк « С малышом на даче»                                          Журнал « Дошкольное воспитание» №7, 2001г.                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Ребенок на даче"

Рекомендации родителям, как безопасно провести отдых с ребенком на даче...

Консультация для родителей "Ребенок на даче"

Консультация для родителей в средней группе "Ребенок на даче"...

С малышом на даче

Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится. Вам не удастся убедить малыша, что огонь - это не интересно. ...

Консультация "С малышом на даче"

Консультация "С малышом на даче"...

Статья "Чем занять малыша на даче"

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир и развивается....