возрастные особенности детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

возоастные особенности подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_6.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возраст 6-7 лет имеет особое значение для психического развития детей, в этот год дети из дошкольников превращаются в будущих учеников. Важным становится формирование готовности к переходу на следующую ступень образования – обучению в начальной школе. Помимо морфофизиологической и предметной готовности в различных образовательных областях важно формирование психологической готовности к обучению детей в школе. Все эти виды готовности к обучению в школе играют важную роль в формировании предпосылок успешности обучения и адаптации к школе. Готовность к обучению в школе является сложной системной характеристикой психического развития детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре продолжают развиваться и усложняться игровые действия и разнообразные сюжеты. Дети могут неоднократно менять роли и перепрыгивать из одной роли в другую и обратно, если этого требует сюжет. Отслеживают и комментируют выполнение роли другими участниками, перестраивают выполнение роли по ходу игры. Активно развиваются игры с правилами (досуговые, дидактические, народные, подвижные) и режиссерские игры. В играх с правилами происходит развитие произвольности психических процессов и поведения ребёнка. В режиссерской игре ребёнок выступает координатором всего действа, становится поочерёдно на позиции всех участников (игрушек) и регулирует их отношения. Во всех видах игр происходит преодоление эгоцентрической позиции и формируется децентрация  – эмоциональная, личностная, интеллектуальная. В игре формируются предпосылки будущей учебной деятельности.

В изобразительной деятельности происходит усложнение рисунков, возрастает степень их детализации, появляются любимые типы изображений, стереотипные изображения, например определённый способ изображения человека, образы принцесс, воинов, машин и др. В аппликации происходит обогащение изображений, дети осваивают многослойное и силуэтное вырезывание. В конструктивной деятельности так же происходит усложнение построек. Дети могут строить по схеме на основе зрительной ориентировки, также по замыслу, по заданным условиям. Старшие дошкольники используют фотографии, рисунки для создания своих построек.  Доступно предварительное планирование постройки и отбор необходимых для этого деталей и материалов. В общении со сверстниками важным является удовлетворение различных потребностей, так помимо сотрудничества и признания, у многих детей на первый план выходит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Старший дошкольный возраст связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы, более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Дети продолжают влюбляться, планировать на ком женятся и за кого выйдут замуж, но эти планы с приобретением некоторого элемента постоянства в своих привязанностях, как правило, сохраняют ситуативный характер. Продолжает развиваться образ сверстника. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны оценить достоинства другого ребёнка и соответственно отнестись к нему; ровесник становится объектом внимания ребёнка как таковой, как определённая индивидуальность. У детей расширяются представления об умениях и знаниях ровесника, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде просто не замечались. Всё это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, преодолению ситуативности представлений о нём, формированию более целостного его образа. В общении со взрослыми появляется интерес к личности конкретного человека. Взрослый в глазах ребёнка становится независим от тех функций, которые он осуществляет по отношению к нему. Детей интересует личная жизнь конкретных взрослых людей, например, какая косметика есть дома у воспитателя, есть ли дети у пришедшей женщины, умеет ли она водить машину и т.д. Такие подробности способствуют созданию образа конкретного взрослого человека. Всё больше проявляется сосредоточенность на мире людей, а не предметов. Для детей старшего дошкольного возраста становится важным не просто внимание взрослого и получение похвалы, а стремление к взаимопониманию и сопереживанию с ним. Ребёнку необходимо знать, а как нужно правильно, внести поправки в свою работу, изменить своё мнение, чтобы его взгляды совпадали с взглядами и мнением взрослого. Эти изменения в отношениях со взрослыми позволяет ребёнку узнать о нем как учителе и получить представление о себе как ученике. По данным психологических исследований наличие вне ситуативно-личностной формы общения со взрослыми повышает организованность и целенаправленность поведения и увеличивает эффективность усвоения сведений. Эмоциональное развитие характеризуется развитием социальных эмоций и качественной  перестройкой  аффективной  сферы.  Эмоции приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Развитие сопереживания и понимания чувств и состояний другого человека дошкольником становится важным регулятором его поведения.  В сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются первичное соподчинение и иерархизация мотивов, формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, ведущее в дошкольном возрасте, при этом дети могут решать более сложные задачи, ориентироваться по схеме, учитывать одновременно два, три признака. В старшем дошкольном возрасте развивается словесно-логическое мышление, дети совершают логические операции классификации. Дети усваивают обобщенные знания о связях и закономерностях явлений окружающей действительности, с использованием наглядных моделей. Усвоение сенсорных эталонов и перцептивных действий обследования продолжает развиваться в продуктивных видах деятельности. Продукты воображения становятся более оригинальными. Память становится в большей степени опосредствованной, для детей уже доступно использование знаков для запоминания. Развивается произвольность внимания, увеличивается его устойчивость, время сосредоточения, дети могут заниматься около 30 минут, играть около часа и больше. Развивается монологическая и контекстная речь, дети активно употребляют обобщающие слова, расширяется словарный запас. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет. Наиболее выразительные симптомы этого кризиса — потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает детские интересы, начинает скрывать свои чувства и переживания от окружающих в отличие от более ранних возрастов, когда чувства проявлялись непосредственно. Дети стремятся стать взрослыми, не быть как маленькие. Появляется непослушание, не выполнение родительских просьб, оспаривание высказываний родителей, стремление к социально значимой позиции школьника и к самостоятельности. Завершение дошкольного возраста связано с формированием предпосылок успешности обучения и адаптации к школе. Готовность к обучению в школе является сложной системной характеристикой психического развития детей дошкольного возраста. Важна сформированность всех составляющих готовности к обучению в школе: морфофизиологической, предметной готовности в различных образовательных областях, психологической готовности.  Морфофизиологическая готовность предполагает достаточный для школьных нагрузок уровень созревания и развития всех систем организма. Готовность в образовательных областях выражается в приобретении знаний, умений, навыков в каждой конкретной области. Психологическая готовность включает личностную готовность, умственную зрелость, произвольность регуляции поведения и деятельности. Личностная готовность состоит из мотивационной готовности, связанной с развитием социальных, учебных и познавательных мотивов; сформированности предпосылок внутренней позиции школьника; коммуникативной готовности, сформированности Я-концепции и самооценки; эмоциональной готовности. Умственная зрелость предполагает интеллектуальную готовность, развитие речи, внимания, памяти, восприятия, тонкой моторики, ориентировки в пространстве. Большое значение в успешной подготовке к школьному обучению имеет психологическая готовность социального окружения, прежде всего, родителей и педагогов к изменению социальной позиции ребёнка, перестройке взаимоотношений с ним, необходимости учитывать его индивидуальные особенности, способности, а также оказывать необходимую помощь и поддержку при возникновении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...