Доклад на тему: "Проблемы раннего возраста"
консультация

Ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rannee_detstvo_2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Доклад на тему:

«Проблемы раннего детства:

плюсы и минусы»

Воспитатель: Талганчык Айланмаа Мукуужуковна

Август  2015г

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Раннее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности  и характер  человека  не  предопределены  от  рождения,   а   большей   частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии  мозга,с одной стороны, и детской психологии –  с  другой,  показали,  что  ключ  к развитию умственных способностей ребенка – это его личный  опыт  познания  в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит  от стимуляции  и  степени  развития  головного  мозга  в  решающие  годы  жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Единственная цель раннего развития – дать  ребенку  такое  образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

По мнению Ибуки, основная цель раннего  развития  –  это  предотвратить появление несчастных  детей.  Мозг  новорожденного  ребенка  –  чистый  лист бумаги. И от того, что будет записано  на  этом  листе,  зависит,  насколько одаренным будет ребенок. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, -  это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80%  взрослого  потенциала, к 4-м годам в этот сложный  процесс  включаются  «фронтальные  доли»  мозга.

Такие зрелые способности, как мышление,  потребности,  творчество,  чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу,  сформированную  к  этому  возрасту.

Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского  мозга,  чем  у  взрослого.  Не  надо  бояться  «перекормить»   или перевозбудить его: детский мозг, как губка,  быстро  впитывает  знание,  но, когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать  новую информацию. Зачастую информации слишком  мало,  чтобы  полноценно  развивать ребенка.

  Вскоре приходит время, когда  ребенок  обретает  способность  принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет.  Малыш  с жадностью воспринимает  все,  что  ему  интересно.  Начинают  развиваться  и другие способности – он уже может желать что-то создавать,  хотеть  сделать; все они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Нормальному росту могут препятствовать проблемы раннего развития детей. И их, к сожалению, не так уж и мало. Среди самых основных можно обозначить следующие. Проблемы языковые, физическое развитие, поведение, когнитивные навыки и социальное взаимодействие. Все это в большой степени затрудняет адекватное развитие ребенка и в конечном итоге может спровоцировать очень серьезные проблемы во взрослой жизни.

Как известно, привычки и манера поведения закладываются в детях с самого рождения. И в некоторых случаях впоследствии ничего уже нельзя будет поделать. Если воспитатели и родители вмешаются в этот процесс как можно раньше, то можно будет оградить ребенка от множества проблем и комплексов прежде, чем он попадет под влияние окружающей среды.

Проблема первая: развитие речи

Среди самых серьезных проблем  развития детей раннего возраста можно назвать языковую. Это способность и умение детей формулировать свои мысли должным образом, а также правильно говорить. В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит далеко не сразу.

Проблема вторая: физическое развитие

Такая проблема раннего развития детей встает у многих воспитателей, родителей. Современные дети действительно не дотягивают до нужного и установленного стандартами уровня физической активности. Есть определенные возрастные рамки, когда ребенок должен научиться сидеть, ползать, ходить, прыгать и бегать. Если у ребенка имеются задержки физического развития, то он будет страдать от слабого мышечного тонуса и иметь недостаток сил на выполнение адекватных движений. Что касается мелкой моторики, то она важна не только для физического развития малыша, но и для когнитивных способностей в будущем. На первом году жизни эти проблемы можно решить с помощью физиотерапевтом и курсов массажа. Специалисты будут разрабатывать мышцы ручек и ножек малыша, «заставляя» их правильно и адекватно работать.

Проблема третья: эмоциональное и социальное развитие

Отклонения в эмоциональном и социальном развитии ребенка влияют на способности справиться с ситуацией, социального взаимодействия, эмоционального контроля, а также могут вызвать нарушения поведения в школе. Такие дети часто страдают от разочарования, когда сталкиваются с попыткой выполнять новые задачи, которые перед ними поставлены. В результате они бросают начатое из-за трудностей восприятия. Взрослые, которые столкнулись с такой проблемой, должны корректировать поведение детей с помощью сложной модели положительных высказываний и похвалы.

Проблема четвертая: психическое развитие

Проблемы в поведении в раннем детстве могут привести к трудностям в школе и кругу сверстников. Часто дети отражают непристойное поведение в ответ на то, как взрослые взаимодействуют с ними. Таким образом, взрослые, которые работают со сложными маленькими детьми, страдающими от психических отклонений разного рода, должны изменить свой принцип общения и взаимодействия с малышами.

В частности, если это дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, коих в последнее время становится все больше, то с ними необходимо проводить тщательную работу. При халатном отношении ребенок впоследствии может вырасти очень трудным подростком, у которого нет никаких ценностей. Но если направить энергию его в нужное русло, то проблем можно будет избежать. Адекватно воспитанные дети с таким диагнозом вырастают в прекрасных спортсменов, политиков и актеров.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

В  раннем  детстве  внимание  у  детей  еще  полностью   непроизвольно. Сознательный  контроль  за  выполнением  действий  отсутствует.  Поэтому  их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка. Потребность в речевом общении развивается у ребенка  через  общение  со взрослым  по   поводу   предметной   деятельности.   Именно   в   предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания  их  с образами предметов и явлений окружающего мира. Развитие речи идет  по  2-м  линиям:  совершенствуется  понимание  речи взрослых и формируется собственная  активная  речь  ребенка.  В  общении  со взрослым ребенок правильно реагирует на  его  слова,  если  они  многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом  дети  реагируют  не  только  на слова, но и на всю ситуацию  в  целом.  Лишь  на  3-ем  году  жизни  речевые указания  взрослых  начинают  по-настоящему   регулировать   его   действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.  Слушание  и понимание  сообщений,  выходящих  за   пределы   непосредственной   ситуации общения, является важным приобретением. Оно  дает  возможность  использовать речь как основное средство познания действительности.  Процесс овладения речью зависит от развития  деятельности  ребенка,  от его  восприятия  и  мышления.  На  протяжении  раннего  детства   происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон  умственного развития ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года  жизни  не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами  предметы по отдельным бросающимся в  глаза  признакам.  Восприятие  становится  более точным и осмысленным, по мере того,  как  он  овладевает  новыми  действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление  –выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты  своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической  задачи. Возникают и основные свойства  всякого  мышления  (в  простейших  формах)  –отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем  же  словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По  мере  накопления ребенком опыта практических  действий,  ведущих  к  разным  целям,  мышление ребенка начинает осуществляться  при  помощи  образов.  Ребенок  проделывает пробы в  уме,  представляя  себе  их  результаты.  Так  возникает  наглядно- образное мышление.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и  ласковым.  А  когда  он  начинает  развиваться  сам,  нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние  должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем  возрасте,  а  затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем  талант  и  вызвать сопротивление.

    Вскоре приходит время, когда  ребенок  обретает  способность  принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет.  Малыш  с жадностью воспринимает  все,  что  ему  интересно.  Начинают  развиваться  и другие способности – он уже может желать что-то создавать,  хотеть  сделать;

все они важны для развития интеллекта и формирования характера.  Ребенок запоминает  детские  истории  и  сказки  очень  точно,  но  эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.  Ребенку в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его  интересует,  и  родителей не должно  беспокоить  количество  энергии  и  сил,  затраченных  при  этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему  мышления  не  только  своего одного  языка,  но  и  любого  другого,  причем  этот  процесс  может  идти

одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо  труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.

    Музыкальный слух, физические способности формируются  как  раз  в  этом возрасте. Примерно  в  это  же  время  развивается  и  основа  эстетического восприятия – сенсорная реакция.

    Ибука считает, что  в  развитии  ребенка  образование  и  среда  играют большую роль, чем наследственность. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой  ребенка. Она развивает его способности к профессии  родителей,  пробуждая  интерес  к ней.

    Влияние,  оказываемое  на  ребенка   в   раннем   возрасте,   оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно воспитатели и родители должны  заботиться  о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната,  лишенная  стимуляторов, вредна для  малыша»,  -  считает  М.  Ибука.  Профессор  Уайт,  занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для  роста  ребенка  с самого рождения создать разнообразные  условия,  то  это  дает  значительный эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны  быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.

    По мнению Ибуки,  впечатления  раннего  детства  определяют  дальнейший образ мыслей и  действий  ребенка.  Родители  должны  стараться,  чтобы  все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.

        Раннее развитие часто сводят  к  тому,  чтобы  наполнить  мозг  ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но  что  гораздо важнее, - говорит Ибука,  -  это  развивать  умение  рассуждать,  оценивать, воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только  то,  как  ведут себя родители, что они делают и  чувствуют,  как  разговаривают  с  малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок,  воспитанный  неразговорчивым угрюмым  человеком,  будет  всегда  не  в  духе,  а  воспитанный   небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению  Ибуки, принадлежит  матери,  отцы  должны  быть  друзьями   и   помощниками   жене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

    Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов,  в  частности,  потому,  что  ребенку  легче  развить  неординарные способности и характер, если  он  растет,  окруженный  детьми,  и  благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать  гармонию между общественным и индивидуальным.  Достижение  этого  баланса  во  многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только  на базе рано сформированного стереотипа мышления,  который  включает  право  на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип  можно создать на основе детского общения.  Вмешиваться  в  ссоры  детей  –  значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя  логика.  Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.

     Специалисты  по  дошкольному  воспитанию   считают,   что   отказываясь удовлетворить  любое  желание  своего   ребенка,   родители   проявляют   не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его  же  интересах.  Когда вокруг ребенка слишком  много  игрушек,  это  его  подавляет  и  ему  трудно сосредоточиться  на  чем-то  одном.  Ребенок  лучше  всего  играет  с  одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней.  Т.о.,  если  родители  хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не  должны покупать все, что он просит. Этим можно  достигнуть  прямо  противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся  детям,  поскольку  они  имеют  мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка  была  красивая или забавная.

    У взрослых часто бывают искаженные представления  о  ценности  той  или иной игрушки, основанные на их собственных  детских  впечатлениях.  Малыш  с любопытством изучает окружающие его предметы и  особенно  реагирует  на  те, которые удовлетворяют его потребность  в  творчестве.  Для  ребенка  игровой материал – все, что он трогает и видит.  Нет  особой  нужды,  по  мнению  М. Ибуки, вообще покупать  ему  игрушки  и  настаивать,  чтобы  он  обязательно играл, как «положено».

        Проблемы в поведении в раннем детстве могут привести к трудностям в школе и кругу сверстников. Часто дети отражают непристойное поведение в ответ на то, как взрослые взаимодействуют с ними. Таким образом, взрослые, которые работают с маленькими детьми, должны изменить свой принцип общения и взаимодействия с  малышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Доклад на тему: Проблема воспитания гражданина

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста....

Доклад на тему: «Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села»

В статье рассматриваются основные трудности усвоения русского языка детьми-билингвами. Описаны три уровня речевого развития. Приведенные в статье рекомендации позволят выстроить грамотную работу по пр...

Доклад на тему: "Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное образовательное учреждение высшего образованияМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ(МГОУ)Кафедра дошкольного образования...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Доклад на тему «Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества»

Система детского технического творчества,  переживает не лучшие времена.Программы технической направленности самые материалоёмкие,а вместе с тем возрождение технического творчества способствовало...