Способы развития мелкой моторики рук
консультация (подготовительная группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Способы развития мелкой моторики рук»

            Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.                                

            Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику?
           Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  

            Моторная потребность или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение.

            Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

            На примере простых упражнений для развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции.

            С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формируются движения,  при участии которых появляется речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Для вас родители!

« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»

            Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды.

            Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание).

  • собирание разрезных картинок;
  • разбор круп и так далее…

            Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!

Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Дорожка – выкладывание в ряд несколько кубиков.

Заборчик – выкладывание на ребро нескольких кубиков.

Скамеечка – строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

Столик – поперечная планка накладывается на один кубик.

Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке.

           Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

- собрать пирамиду из 5 колец;

- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

- собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с корзиной и шариками

Содержание: На столе стоит корзина, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

  • протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
  • протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
  • выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

            Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

            Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора, загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.


Рекомендации для родителей   

            Родителям детей рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик – мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве.

            Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

            Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству в том случае.

Родителям детей 5 – 7 лет для развития ручной умелости

рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

- сжимать и разжимать кулачки:  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;  

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;  

- махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

- нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

- завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

- застегивать (расстёгивать) пуговицы;

- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

- мять руками  поролоновые  шарики, губки;

- рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

- резать  (вырезать)  ножницами;

- плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

- выполнять аппликации.

   

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....

Оригами- как способ развития мелкой моторики и речи.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ- искусство близкое ему и доступно...

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка

краткое содержание родительского собрания 2 мл.группа...

Квиллинг--- как один из способов развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.

История происхождения техники квиллин. Поэтапное обучение квиллингу....

Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторикиМелка...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...