Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду
электронный образовательный ресурс

Губанова Марина Владимировна

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов.

В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметной среды, изменением распорядка дня и др. причинами. Многие из детей испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

 основными задачами воспитателей и их помощников в адаптационный период являются:
1. снятие эмоционального напряжения;
2. установление положительных эмоционально близких отношений с каждым ребенком.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы взаимодействия с детьми.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого используются игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещетки). Малыши очень любят двигательные игрушки каталки, тележки, машинки. Они могут отвлечь их от переживаний на некоторое время.


Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.

равило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Карлсон, желающие поиграть с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx21.14 КБ
Файл igry_ranniy_vozrast.pptx710.89 КБ

Предварительный просмотр:

Всем известно, что адаптироваться человеку в новой среде очень тяжело, а ребёнку тем более. Поэтому, к вашему вниманию хочу представить игры, которые помогут ребёнку быстрее понять, что детский сад - это его второй дом, где его не обидят.

Цель: развивать у педагогов навыки игрового взаимодействия с детьми, необходимые для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметной среды, изменением распорядка дня и др. причинами. Многие из детей испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Поэтому основными задачами воспитателей и их помощников в адаптационный период являются:
1. снятие эмоционального напряжения;
2. установление положительных эмоционально близких отношений с каждым ребенком.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы взаимодействия с детьми.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого используются игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещетки). Малыши очень любят двигательные игрушки каталки, тележки, машинки. Они могут отвлечь их от переживаний на некоторое время.
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Карлсон, желающие поиграть с детьми.

Игры с телесным взаимодействием.

Мы поскачем, скачем, скачем
Скачем на лошадке
Мы совсем уже не плачем
Все у нас в порядке.
Взрослый сажает малыша к себе на колени и имитирует скачущую лошадку.

Еду к бабе, еду к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лопаточке.
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо
А потом вдруг в ямку - бух!
Провалился петух.
Выполняются движения, соответствующие тексту.

Качели
Ой - да
Ой - да
Ой - да, ух!
Аж захватывает дух!
Вверх, вниз!
Вверх, вниз. 
Прямо к облаку несись!
Вот сбежалась детвора
-Ты качался- нам пора
Ой - да! Ой - да!
Ой - да- Ой!
Стой!
Взрослый садится на край кресла или стула, вытягивает ноги, сажает на них ребенка верхом, держа его за руки. Поднимает- опускает ноги, имитируя качели.

Сорока- ворона (известная народная игра).
Сорока- ворона,
Кашу варила
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала

Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому- не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дрова не рубил, 
Ты печь не топил,
Ты воду не носил,
Ты тесто не месил.
Ничего тебе не будет.
Взрослый держит руки ребенка в своих руках

Уговорушки.

Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его 
Только Оля, да Саша, да Маша.
Только Дима, да Коля... (Перечисляются имена всех детей).
(К. Чуковский)

Ой, деточка, не плачь, куплю тебе калач
Ой, деточка, не реви, куплю тебе сухари.
(Народная потешка)

Случится же такое!
Случится же такое!
Глазам своим не верю:
Бегут две горьких речки
И будят весь наш дом!
А впрочем, вот послушай:
Однажды в Горькой речке
Козленок искупался
И стал таким соленым!
И горьким стал таким,
Что до сих пор козленка, 
Который искупался 
Однажды в Горькой речке,
Нельзя поцеловать.

Левушка
Левушка? Не Левушка...
Ревушка? Не ревушка...
Так откуда «Уу-уу!!»
Раздается - не пойму.
Нету ревушек у нас,
Кто ж тут плачет целый час?
Чей тут мокрый кулачек?
Ой, размокнет мужичок.
Не размокнет, чики-чок!
Посмотрите в кулачок
Лева слезки прячет-
Больше он не плачет!

Горошенки – непрошенки
Го-ро-шинки,
Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти добрались?
Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может мы не плакали,
А дождик моросил?

Абри - Фини, мокрый нос!
Абри-фини, абри-кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, ка-тят-ся!
Капают на платьице!
Плачут щечки, плачет нос:
«Нам не дали Аа-бри-кооос!
Ну подумаешь - не дали
Абри-фини, абри-кос!
Но зато - по-це-ло-вали
В самый мокрый в мире нос!
Чмок!!!

Хнычу-плачу
А у нашего Петра
Настроенья нет с утра!
Хнычу-плачу, хнычу-плачу,
Не помогут доктора!
Ну а если доктор – Дынька?
Доктор Персик? Виноград?
Пусть приходят, прилетают!
И домой, и в детский сад!

Был у кошки день рожденья
Представляешь? В воскресенье
Был у Кошки день рожденья!
Кошка хвостиком играла- 
Веселилась, хохотала!
Мячик по полу катала- 
Веселилась, хохотала!
И по комнате скакала- 
Веселилась, хохотала!
А потом устала Кошка,
И поплакала немножко: мяу!

Кто тут плачет?
Кто тут плачет,
Ой-ей-ей!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже – 
Посмотрите!

Послушай, что тебе скажу
Послушай, что тебе скажу:
Давай не будем плакать!
А то услышит наш сосед,
Сосед, которому сто лет, - 
И нам подарит лапоть!
Куда мы в нем с тобой пойдем?
Разок шагнем и упадем.

Стишки и потешки для сопровождения режимных моментов.

При умывании.
Ой, лады, лады, лады!
Не боимся мы воды!
Моем ручки дружно,
Смыть нам грязь нужно. 
Сухо вытираем,
Чистыми оставляем!

Водичка, водичка,
Умое мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок (звенел голосок).

Кран откройся!
Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза.
Шейка тоже умывайся!
Грязь сдавайся!
Грязь смывайся!

Куда пошли колготки?
В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут.
И вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла.

А куда поедем днем, перед сном
Со станции Топтушкино,
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И – чуточку поспать!
На станции Вставайкино
Проснешься – выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию кровать!
На этой сонной станции 
Так сладко засыпать...

Где ты, дедушка Молчок?
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок? 
Заходи к нам, посидим,
Помолчим...
Слышишь, добрый старичок?
Тишина! Пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ничего не говори.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом.

Давай познакомимся!
Дети с воспитателем становятся в круг. Для этой игры лучше использовать надувной мяч. Во-первых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния. Ведущий держит мяч. называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т.к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!

Раздувайся, пузырь! 
Дети воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Лови-лови!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75 м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре ( и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови-лови!» – говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. 
Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее лучше проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Старооскольского городского округа Игры для адаптации детей в детском саду Подготовил: Воспитатель Губанова Марина

Слайд 2

Всем известно, что адаптироваться человеку в новой среде очень тяжело, а ребёнку тем более. Поэтому, к вашему вниманию хочу представить игры, которые помогут ребёнку быстрее понять, что детский сад - это его второй дом, где его не обидят.

Слайд 3

Основными задачами воспитателей и их помощников в адаптационный период являются: 1. снятие эмоционального напряжения; 2. установление положительных эмоционально близких отношений с каждым ребенком. Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы взаимодействия с детьми.

Слайд 4

Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил. Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Слайд 5

Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия. Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам. Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Карлсон , желающие поиграть с детьми.

Слайд 6

Игры с телесным взаимодействием. Мы поскачем, скачем, скачем Скачем на лошадке Мы совсем уже не плачем Все у нас в порядке. Взрослый сажает малыша к себе на колени и имитирует скачущую лошадку. Еду к бабе, еду к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, На одной ножке. В старом лопаточке. По рытвинам, по кочкам. Все прямо и прямо А потом вдруг в ямку - бух! Провалился петух. Выполняются движения, соответствующие тексту.

Слайд 7

Уговорушки . Бедный Федотка – сиротка. Плачет несчастный Федотка : Нет у него никого, Кто пожалел бы его Только Оля, да Саша, да Маша. Только Дима, да Коля... (Перечисляются имена всех детей). (К. Чуковский) Ой, деточка, не плачь, куплю тебе калач Ой, деточка, не реви, куплю тебе сухари. (Народная потешка ) Случится же такое! Случится же такое! Глазам своим не верю: Бегут две горьких речки И будят весь наш дом! А впрочем, вот послушай: Однажды в Горькой речке Козленок искупался И стал таким соленым! И горьким стал таким, Что до сих пор козленка, Который искупался Однажды в Горькой речке, Нельзя поцеловать.

Слайд 8

Стишки и потешки для сопровождения режимных моментов

Слайд 9

А куда поедем днем, перед сном Со станции Топтушкино , До станции Кровать Скорей добраться нужно нам! И – чуточку поспать! На станции Вставайкино Проснешься – выйдешь сам! И побежишь в Играйкино , К друзьям и чудесам! Ну а пока приехали На станцию кровать! На этой сонной станции Так сладко засыпать... Где ты, дедушка Молчок? Чики-чики , чики-чок , Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим... Слышишь, добрый старичок? Тишина! Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, Ничего не говори.

Слайд 10

Игры, на сближение детей друг с другом

Слайд 11

Дети с воспитателем становятся в круг. Для этой игры лучше использовать надувной мяч. Во-первых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния. Ведущий держит мяч. называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т.к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми! Давай познакомимся

Слайд 12

Дети воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга ( сдулся ) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки). Раздувайся, пузырь!

Слайд 13

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75 м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре ( и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови-лови!» – говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее лучше проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания. Лови-лови!

Слайд 14

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Слайд 15

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Старооскольского городского округа Игры для адаптации детей в детском саду Подготовили: Воспитатели Губанова Марина Бажинова Владислава


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода для детей детского сада

В работе проанализированы теоритические аспекты темы "Адаптатция. Психофизиологические особенности детей 2-3 лет". Представлена модель адаптационного периода, методичекие приемы работы с детьми в этот...

Статья на тему "Адаптационный период семьи к детскому саду и как помочь его преодолеть?"

Пропаганда и распространение педагогических и психологических знаний  среди родителей, а так же активное сотрудничество и  взваимодействие детей и взрослых -это целенаправленная деятельность...

Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»

Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...

Адаптационный период детей в детском саду.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:...

Организация адаптационного периода к условиям детского сада

Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....

Театрализованные игры в адаптационный период детей в детском саду.

Тема моего выступления «Театрализованная  деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста». Проработав не первый год с детьми от 2- х до 3- х лет постоянно сталкиваюсь с...

Адаптация. Как облегчить адаптационный период ребёнка в детском саду.

Многие родители задаются вопросом: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ? Эта статья в помощь!...