Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
консультация (подготовительная группа)

Борисова-Гладкова Вероника Алексеевна

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

Консультация для родителей 

на тему:

 «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

                       

                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                                  Борисова-Гладкова В.А.

Ярославль

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича.

Сенсорика - в переводе с латинского «sensus» - восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств. Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: зрения (глаза), слуха (уши), вкуса (язык), обоняния (нос), осязания (кожа), то есть, формируем с помощью органов чувств свою собственную картину окружающего нас мира. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.

Поэтому подскажите мне, пожалуйста, что мы можем познать с помощью зрения? (цвет, форму, величину, пространственное расположение)

А с помощью слуха? (громкость, звук высокий – низкий, темп быстрый или медленный)

Орган чувств язык нам помогает воспринимать… (вкус, горячее-холодное, сладкое-кислое, пресное-соленое или острое, жесткое-мягкое)

С помощью обоняния мы воспринимаем? (запах сильный-слабый, приятный –неприятный, резкий-сладкий, свежесть)

И последний орган осязания –кожа. Для чего он нам? (развитие моторики, твердое –мягкое, шершавое-гладкое, холодное-горячее, восприятие формы предметов, их размера, пространственного расположения, тяжело-легко).

Поэтому мы можем сделать вывод, что сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка. А так же способствует:

развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а также предметно-познавательной сферы деятельности;

расширению словарного запаса ребенка;

усвоению сенсорных эталонов;

освоению навыков учебной деятельности;

Поэтому, успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько хорошо малыш слышит, видит, осязает окружающее. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
      Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В старшем дошкольном возрасте одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные развивающие игры.

Сенсорное развитие особенно хорошо осуществляется с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича.

Технология Вячеслава Воскобовича.

• Развивает психологические процессы

- логическое, математическое мышление;

-творческое, образное восприятия, воображение;

-внимание, память, усидчивость;

• Развивает мелкую моторику;

• Формирует навыки моделирования;

• Развивает произвольные интеллектуальные способности.

Развивавющая игра «Крестики»

В состав набора входит:

  • Крестики: целый – красного цвета, из 2-х частей – оранжевый, из 3-х частей – жёлтый, из 4-х – зелёный, из 5-ти частей – голубой, из 6-ти частей – синий, из 7-ми частей – фиолетовый;

Содержит более 30 схем по разным темам и с разным уровнем сложности.
С помощью схем и деталей крестиков ребёнок сможет собрать:

животных и насекомых, птиц, человечков и сказочных персонажей, растения, предметы

Простые схемы - составные, состоят из прорисованных деталей (т.е. ребёнок видит, какую деталь конструктора нужно использовать и как её расположить). Сложные схемы – силуэтные (включается пространственное и логическое мышление, ребёнок должен догадаться, из каких деталей состоит фигура).
В инструкции есть еще несколько игр («Знакомство с Крестиками», «Строим Башню», «Придумываем фигуры»).

Данная игра направлена на развитие сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, пространственная ориентация.

Они способствуют:

  • Развитию воображения, творческих способностей;
  • Развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);
  • Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, речи);
  • Тренировке мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов;
  • Развитию математических способностей (учёт количества элементов, их взаимного расположения и соединения);
  • Развитию мышления (работа со схемами, анализ изображения и его синтез);
  • Расширению кругозора.

Графический тренажёр «Игровизор» - это специальным образом расчерченный лист бумаги, маркер на водной основе для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

В набор входит:

  • игровое поле – лист в клетку с центром и 4 зонами (ЛеВ – левый верхний угол, ПаВлин – правый верхний угол, ЛаНь – левый нижний угол и ПоНи – правый нижний угол) с прозрачным экраном для удобного нанесения изображения;
  • маркер на водной основе, с помощью которого легко наносятся изображения и рисунки, которые легко удаляются салфеткой.

С помощью игровизора можно выполнять графические диктанты или выполнять задания, вложив лист под прозрачный экран. Лёгкое удаление изображения с помощью салфетки позволяет многократно использовать листы игровых заданий.

Игра помогает:

  • развивать пространственное мышление,
  • развивать логику,
  • развивать воображение и память,
  • развивать умение выполнять действия под диктовку
  • развить тонкую моторику рук.

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - уникальное пособие для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В составе пособия:

  • квадрат, состоящий из треугольников красного и зелёного цвета, закрепленных на тканевой основе, что позволяет легко превращать квадрат в любую фигуру;
  • инструкция с 19-ю образными схемами-заданиями.
             К примеру, ребёнок сможет превратить «Квадрат» в
     домик, конфету, летучую мышь, звёздочку, башмачок, птичку, башенный кран и т.д. В инструкции есть условные обозначения, которые помогут ребёнку правильно выполнять задания.

Игра успешно используется в сочетании со сказочной методикой «Тайна ворона Метра» или Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата. В методике к каждому превращению Квадрата прилагается волшебная история, которая поможет превратить каждое задание в увлекательное приключение.

Игра «Квадрат Воскобовича» помогает:

  • развивать пространственное мышление,
  • развивать логику,
  • познакомиться с основными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник,
  • развивать воображение и память,
  • развивать умение сравнивать и анализировать, умение выполнять действия по заданной схеме,
  • развить мелкую моторику рук.

        Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.

Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится правильно действовать.

Применяя технологию В.В. Воскобовича, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, воспи-тание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич-ностных качеств, сформировать предпосылки к учебной деятельности, ко-торые обеспечат социальную успешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Предложенный материал рассматривает вопрос организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях, а также п...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями  искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, к...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....