Родительское собрание на тему "Секреты общения ребенка в семье".
методическая разработка (старшая группа)

Таренко Мария Анатольевна

Конспект родительского собрания на тему "Секреты общения ребенка в семье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_sekrety_obshcheniya_rebenka_v_seme.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на родительское собрание по теме «Секреты общения ребенка в семье».

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.

Ход собрания.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, мы рады приветствовать Вас на нашем собрании, посвященным Секретам общения с ребенком в семье. Для начала давайте узнаем, что же такое семья? А что означает для вас семья?

Ответы родителей.

Показ слайдов. Определение из словаря слова Семья. Цитаты великих людей о семье.

Воспитатель: С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а                            (дома лучше).

Дети не в тягость ,                                 (а  в радость.)

Не красна изба углами, а                     (красна пирогами).

Каково на дому, таково и                         (самому).

Дети не в тягость, а …                            ( в радость).

Семья это  …….                                         (семь Я).

Когда семья вместе, и                     (сердце на месте).

Воспитатель: Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?

Ответы родителей.

Воспитатель: Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества. Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.

 Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Воспитатель: Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?

Ответы родителей.

Воспитатель: Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей. А теперь давайте рассмотрим разные педагогические ситуации в общении с детьми и разрешим конфликт.

 Ситуация 1. 

Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

 Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия?                      

 Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?                                                                                                             

  Решение.  Бабушка Лены неправа. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. ! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

Ситуация 2. 

Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр.

Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деятельностью ребенка. 

Решение.  Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И это не случайно, ведь в игре со сверстниками происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, ловкость, подвижность, согласованность действий ребенка со сверстниками, выявляется его ориентация на их достижения и т. д. В игре совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, память. В частности, происходит развитие знаковой функции сознания. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Это важно использовать в целях воспитания. Развитие всех этих функций организма человека совершенно необходимо для дальнейшей жизни ребенка, для формирования его личности.

Отдавая все силы (свои и ребенка) интеллектуальному развитию, родители Миши не должны забывать об общем полноценном его развитии как личности.

Ситуация 3.

Вове (5 лет) купили строительный конструктор. Он с большим удовольствием начал раскладывать его детали.

– Что ты хочешь построить? – спрашивает мама.

– Что… что получится, – отвечает Вова.

– Как же ты будешь строить?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Мальчик пытается удержать его рукой, но тщетно: вся конструкция рухнула. Он уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей.

Тогда мама предлагает: – Попробуй еще раз. Снова неудача.

Что должна была сделать мама, купив сыну строительный конструктор? 

Решение.  В таком виде конструирование мало что дает. Чтобы конструктор был интересен детям, он первоначально должен быть обыгран, как и любая игрушка (игра), при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Сначала нужно рассказать и показать ребенку, что можно собрать, построить из данного конструктора. Опыт совместных «изысканий» позволит выполнить более сложные задания: например, построить гараж для машины. Для этого необходимо научить ребенка сравнивать предметы по величине, форме, обращая внимание на их пространственные особенности: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий и т. п. Затем нужно показать, как величина и форма предмета зависят от его назначения. И тогда с помощью взрослого ребенок научится пространственному анализу образца (в качестве образцов можно дать фотографии, рисунки), постепенно научится устанавливать разные взаимосвязи между конструкцией и назначением предметов, создавать собственные оригинальные конструкции, развивая свои творческие способности.

 Ребенка надо научить, как пользоваться любой купленной ему вещью

Ситуация 4.

 Вероника с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать  еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку»... Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущенная неповиновением, мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться.

— До чего же упряма! — сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?

Настойчивость нередко принимают за  упрямство.

Они сходны по своему внешнему выражению в поведении

ребенка. Но их путать нельзя, т. к. упрямство — отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь цели — хорошая черта, и родители

должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку за

вершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные

действия.

Ситуация 5.

Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят ей подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей  сувениры, как они называют утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенная ей,  перешла во владении дочери.

Правильно ли они поступают? И как в дальнейшем это может сказаться?

Ситуация 7.

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

Воспитатель: Давайте попробуем сформулировать принципы эффективного общения с ребёнком.

Ответы родителей.

 Воспитатель: Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком. 

Ребёнок постоянно должен чувствовать, любовь близких к себе.

Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т. д.

Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.

Общение должно иметь положительный эмоциональный тон.

Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.

Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

Воспитатель: У каждой семьи свои секреты общения. Давайте посмотрим фильм, которые подготовили Вы, уважаемые родители.

Просмотр фильма.

 Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же говорят ваши дети о том, чем вы занимаетесь в свободное время.

Просмотр фильма.

 Воспитатель: В заключении нашей встречи хотелось бы прочитать вам стихотворение:

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

УДАЧИ ВАМ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

Воспитатель: Также хотим вам раздать памятку «Секреты общения с ребенком в семье». 

Памятка для родителей по теме: «СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».
Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.
Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Проявляете интерес к ребенку во время общения кивком головы, одобрением.
Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.
Общение должно иметь продолжительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.
Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.
В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.