Формирование речи дошкольников с использованием дидактических игр экологического содержания.
статья (старшая, подготовительная группа)

Снитко Галина Алексеевна

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность.

Важно заботиться о развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

            Воспитателю необходимо знать закономерности нормальности развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Большой интерес для нас представляет исследование Н.Ф.Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

             С помощью дидактических игр на материале природы педагог закрепляет представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, обобщать, решать логические задачи.

             Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В дидактических играх дети учатся на практике самостоятельно применять знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие.

             Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и  действий.

            Настольно-печатные игры – это «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года» и т.д. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстановить образ предмета.

             Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает»,  «Нужно – не нужно», «В воде, в воздухе, на земле». Эти игры не требуют никакого оборудования. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций, связную речь. Разучивание словесной природоведческой игры осуществляется по правилам общим для всех дидактических игр.

            Дидактические игры – это игры, с помощью которых пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры планируются заранее, определяется задача, продумывается организация проведения игр.

              Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой, ведь игра наиболее естественный и радостный вид деятельности. Необходимо в игре использовать правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой.

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи дошкольников с использованием дидактических игр                              экологического содержания.

           Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность.

Важно заботиться о развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

            Воспитателю необходимо знать закономерности нормальности развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Большой интерес для нас представляет исследование Н.Ф.Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

             С помощью дидактических игр на материале природы педагог закрепляет представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, обобщать, решать логические задачи.

             Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В дидактических играх дети учатся на практике самостоятельно применять знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие.

             Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и  действий.

            Настольно-печатные игры – это «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года» и т.д. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстановить образ предмета.

             Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает»,  «Нужно – не нужно», «В воде, в воздухе, на земле». Эти игры не требуют никакого оборудования. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций, связную речь. Разучивание словесной природоведческой игры осуществляется по правилам общим для всех дидактических игр.

            Дидактические игры – это игры, с помощью которых пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры планируются заранее, определяется задача, продумывается организация проведения игр.

              Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой, ведь игра наиболее естественный и радостный вид деятельности. Необходимо в игре использовать правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой.

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр

В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

«Формирование финансовой грамотности дошкольников через использование дидактических и сюжетно - ролевых игр»

Разучивание дидактических и сюжетно – ролевых игр с детьми для формирования финансовой грамотности дошкольников и использование в ежедневной практике....

Проект «Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания»

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

Перспективное планирование работы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с использованием дидактических игр и пособий.

Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, г...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»Цель: Повышение профессионального мастерства пед...