Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
консультация

Метельская Елена Станиславовна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми

Задачи:

Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.

Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений.

Расширять знания родителей о детской художественной литературе.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Планируемые результаты:

Родители познакомятся с  использованием приема  мнемотехники при заучивании стихотворений.

Проявится  интерес к заучиванию с детьми стихотворений.

Расширятся знания о детской художественной литературе.

Повысится педагогическая культура родителей.

Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационная мнемотаблица.

Раздаточный материал: тексты стихотворений

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть мастер- класса.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» К. Д. Ушинский.

Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература.  Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе. Цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения, заучивать наизусть.

Среди этих задач особое место занимает  ознакомление с детской поэзией.

Особенность поэзии заключается  в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;

- развитие речи, воображения, мышления;
-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора,  повышение уровня общей культуры;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

-  развитие чувства прекрасного.

    

Прежде чем заучивать стих, необходимо его выбрать.

1.В первую очередь стихотворение должно быть близким и понятным детям по содержанию.
2. Размер стихотворения зависит от возраста.Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3.  Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания.
4. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития  
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,  
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий. 
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, 
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. 
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используются разные способы.

Есть способ, который используется большинством педагогов и родителей. Называется он классический. Чтобы с помощью этого способа заучить стихотворение необходимо:

1.Создать эмоциональный настрой (загадать загадку).

2.Выразительно прочитать стихотворение.

3.Провести анализ стихотворения.

4.Повторно прочитать стихотворение с установкой на запоминание.

5.Воспроизведение стихотворения ребенком.

Иногда он не хочет учить стихотворение. Для начала надо ребенка успокоить (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». И такой способ называется способом мнемотехники.

И сегодня я научу вас как с помощью мнемотехники быстро заучить стихотворение.

Что-же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. В переводе с греческого – это «искусство запоминания». В мнемотехнике используют мнемотаблицы.  Мнемотаблица – это изображение в виде картинок или схематических изображений, схема в которой заложена определенная информация. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. 

Например:

дождь –

ветер-

человек-

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

И так, для заучивания стихотворения помощью мнемотаблицы необходимо:

1.Выразительно прочитать стихотворение;

2.Провести словарную работу по активизации незнакомых слов (объяснить ребенку непонятные слова в доступной форме).

3.Провести беседу по смыслу прочитанного.

4.Дальше необходимо еще раз прочитать стихотворение эмоционально и выразительно.Дать установку на то, что  его нужно зарисовать.

5.Затем читаем каждую строчку стиха (дети, или вы вместе в это время кодируете стих)

6.Ребенок сам читает стихотворение с опорой на свою схему.

Если детям сложно самим зарисовать стих, вы можете сами перед заучиванием нарисовать таблицу. И с её помощью по той же схеме, что была сказана выше, заучить с ребенком стих.

При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для ребенка делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Практическая часть.

Первое задание.

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

1. Я вам сейчас прочитаю стихотворение.

В тёмном небе звёзды светят.        

Космонавт        летит в ракете.

День летит        и ночь летит.        

И на Землю вниз глядит.        

Видит сверху он        поля, горы, реки и моря.        

Видит о весь шар земной,        

Шар земной -наш дом родной.

2.Что светит в темном небе?

Кто летит в ракете?

Сколько он летит?

Куда он глядит?

Что он видит сверху?

(стараться, чтобы ответы были похожи на строчки стихотворения).

3. А сейчас я прочитаю стихотворение еще раз. (выразительное чтение)

4.Давайте попробуем зарисовать это стихотворение с помощью мнемотаблицы. (Читаю первую строчку и спрашиваю родителей, что можно нарисовать вместо этой строчки. И так все стихотворение.)

5. Чтение стихотворения с помощью таблицы.

Второе задание. 

Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемотаблицу и объяснить, почему вы выбрали те или иные символы.

Родители объединяются в несколько групп и выполняют задания.

Стихи для родителей:

Нарисуем огород, 
Там смородина растёт - 
Два куста смородины, 
Ягоды, как бусины. 
Чёрные - Володины, 
Красные - Марусины. 

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные-рябине,

Фартук розовый-осине,

Зонтик желтый-тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей, 
Много взрослых и детей.

Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо, 
Вот растет другое, 
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!

Молотком и топором
Стоим, строим новый дом.
В доме много этажей, 
Много взрослых и детей.

Рефлексия.

И, последнее. Мне важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета. 

1.Интересна ли была тема мастер-класса? 

2.Что полезного для себя Вы узнали? 

3.Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече? 

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие.

Благодарим вас за активное участие в проведении мастер-класса и желаем успехов в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....

Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста"...