Использование развивающих игр для детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Бреус Инга Стефановна
...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -1951101335.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Использование развивающих игр

для детей дошкольного возраста

Подготовила :

Воспитатель

Бреус И.С.

Санкт – Петербург

2020

Роль игры в обучении и воспитании детей состоит в том, что именно в играх они раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Почему именно игра, а не что-либо другое раскрывается

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим. Из многообразия различных видов деятельности ребенка больше других изучена игровая. В силу ее исключительного значения для психического развития ребенка многие известные психологи исследовали игровую деятельность детей. Несмотря на то, что многие стороны игровой деятельности детей исследованы, и используются на практике, детская игра остается одним из самых загадочных феноменов в психологии. Игра соответствует природе ребенка, и поэтому, какую бы систему воспитания (образования) дошкольника мы не взяли для рассмотрения, в ней всегда в большей или меньшей степени будет применяться игра. Игра – это насущная потребность ребенка.

Однако, следует определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются только в игровой деятельности. Игры дома и игры в ДОУ разные, их не следует противопоставлять, поскольку они дополняют друг друга. Игры предметные или ролевые используются ребенком ежедневно, именно через них он сравнивает себя с взрослым человеком, и убедившись что еще чего то не достиг он вновь тянется к игре, к взрослости. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется мотив идти в школу и совершать общественно значимые, оцениваемые действия.

В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли, в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным.  Следует заметить, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. В игре ребенок выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение (имеется своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия»). При этом, роль, будучи эмоционально привлекательной, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Значение игры в том, что именно в игре у ребенка рождается, формируется функция самоконтроля. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. В этом отношении значение игры трудно переоценить.

В основу развивающих игр положены два принципа обучения - от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять, и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Характерными особенностями игры являются:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

- выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

- не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.

Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний малыша.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты убеждают, что усиление образовательной программы ДОУ следует осуществлять именно через использование игровой деятельности, оказывающей влияние на психическое развитие ребенка и становление его личности.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально волевой готовности к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Требований к ребенку, поступающему в школу достаточно много, поэтому работать следует кропотливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста

Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста  -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материа...

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого  мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая  под...

Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...

"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"

В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...

Система работы по теме "Развитие способности моделпрования с использованием развивающих тренажёров у детей дошкольного возраста"

Система работы по теме "Развитие способности моделпрования с использованием развивающих тренажёров у детей дошкольного возраста"...

Сборник развивающих игр для детей дошкольного возраста с использованием игрового пособия "Дары Фребеля"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сборник развивающих игр для детей дошкольного возраста с использованием игрового набора "дары Фребеля". В сборник  вошли игры на логику, мыш...