Главные вкладки

    Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
    методическая разработка

    Архипова Вера Леонидовна

    Русские народные игры…

    Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igrovoy_trening.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Игровой тренинг

    (для родителей)

    Русские народные игры –

    как средство приобщения

     ребенка  к традициям русского народа

    Слайд1

    Давным - давно собирались на Руси мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, проявляя чувство единения и дружбы, состязались в ловкости без устали бегали, играя в горелки, салочки, лапту.

    Русские народные игры…

    Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

    Кто из нас не помнит игр из своего детства?

    Это и: «Лапты», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон».

    Играли много, до темноты, до криков мамы, которая звала домой спать или на обед, до сбитых коленок, и клятв в вечной дружбе.

    Что же несли, что давали нам эти игры?

    Цель этих игр – развеселить, позабавить.

     Эти и многие другие игры создавали радостное настроение, потому что в них много доброжелательного юмора, шуток, соревновательного задора.

    Слайд2

    И вот наша современность…

    - Почему же наши современные дети не играют в народные подвижные игры, либо играют очень мало, не могут занять себя на прогулке?

     (Ответы родителей высвечиваются на экране).

    Слайд3

    • Подвижные игры заменяются компьютерными играми, просмотром мультфильмов.

    • Современные дети не знают подвижных игр.

    • Не умеют конструктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками.

    • Многие родители стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игровая и познавательная.

    • Родители современных детей сами не умеют играть.

    • У взрослых регулярно не хватает времени.

    • Дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость, прерывается опыт поколений передачи игр от старших детей к младшим.

    - Как решить эти проблемы? Как быть нам, взрослым?

     (Ответы родителей).

    Согласитесь. Мы забыли о традициях прошлого.

    Слайд4

     Недаром гласит народная мудрость:

     «Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего».

    В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К большому сожалению, очень многое из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Во что и как играли наши деды и прадеды?

     Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

    Народные игры и хороводы, это одна из ценностей народной культуры, бережно передаваемая из поколения в поколение. Колыбельные песни, потешки, загадки, заклички, и ещё множество различных видов народного творчества были направлены на развитие и воспитание ребёнка в рамках национальной культуры, традиций. Такое воспитание сопровождало ребёнка с пелёнок, постепенно внедряясь в сознание маленького человека.

      Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности.

    Слайд 5

    В чем же польза народных игр?

    Первый и самый главный плюс – общение.

    Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.

    Второй плюс – дети учатся договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.

    Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации.

    Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать.

     Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.

    Таким образом, совместные игры родителей и детей воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе.

    Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

     Наиболее элементарные из игр зародились ещё в глубокой древности и напоминают игры животных, это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям).

    Слайд6

     Все народные игры проводились по – разному, их можно условно, разделить на 3 типа:

    - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

    - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

    - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

    Слайд7

    Народные игры не требуют специального игрового оборудования, они просты и доступны в организации. Их можно проводить в любое время года, не требуют специально отведенного для этого времени (с ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, в различных ситуациях повседневного общения с ребёнком), в игре минимальное количество участников — от двух до четырех человек.

    Народные игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Время и люди вносили изменения в сюжеты и правила. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность. И я думаю вы со мной согласитесь, что народный игры незаслуженно забыты. Они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.

    И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать, в них нужно играть.

    И мы предлагаем сегодня вам всем вместе отправиться в веселое путешествие в мир русских народных игр.

    Приглашаю всех, всех, всех.

    На весёлую игру в нашу веселую горницу,
    А кто не выйдет. За уши поднимем.
    Уши будут красные. До того прекрасные.

    Гостей встречают всевозможными пирогами, попробуйте и наш. Игра так и называется «Пирог»

    Игра «Пирог»

    Игроки стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

    Да экий он высокенький,

    Да экий он широкенький,

    Да экий он мяконький,

    Режь его да ешь.

    Во время пения при словах «высокенький» поднимают руки вверх, «широкенький» - разводят в стороны, «мяконький» - гладят по животу.

    Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

    Следующая игра из нашего сундука

    Игра «Утка-Гусь»

    Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

    Игра «Плетень»

    Игра «Путаница»

    Все игроки стоят в кругу- это «клубок». Выбирается водящий «бабушка».

    «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держась за руки запутывается, запутавшись говорят «Бабушка. Бабушка нитки запутались». «Бабушка» должна распутать веселую кучу-малу, так чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.

    Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков.

    Еще одна игра из нашего сундука

    Игра «Дударь»

    Выбирается водящий Дударь. Он становится в середину круга играющие водят вокруг него хоровод и поют:

    Дударь, Дударь, Дударище,

    Старый, старый старичище.

    Его под колоду. Его под сырую

    Его под гнилую

    - Дударь, Дударь, что болит?

    Дударь показывает и называет что у него якобы болит (рука, нога, голова, коленко и т.д.) Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется несколько раз. Чтобы закончить игру дударь говорит «выздоровел».

    Игра «Шёл козел по лесу»

    Игра «Золотые ворота

    Двое игроков встают лицом к друг другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки, образуя цепочку. Игроки – ворота говорят считалку, а игроки-цепочка должны быстро пройти между ними.

    Золотые ворота проходите господа

    Первой мать пройдет всех детей проведет

    Первый раз прощается, второй запрещается

    А на третий раз не пропустим вас

    С последними словами дети-ворота опускают руки- ворота захлопываются те дети которых поймали становятся дополнительными воротами.

    Игра «ГОРШКИ»

    Играющие делятся на пары. В паре один-продовец, другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Продавцы встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

    - Кум, продай горшок!

    - Что дашь?

    - Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

    - По рукам.

    Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

    Нам очень хочется вернуть детям радость этих игр. И хоть мы прекрасно осознаем, что появляются другие игры с совсем другими правилами, детей интересуют сотовые телефоны, компьютерные игры. Но хочется вспомнить и сохранить эту частичку нашего детства и передать ее детям нашего современного двора.

    Игра «Разыгрался Иванушка»

    Выбирается водящий – ребенок. Водящий встает в центре комнаты, немного наклоняется вперед и упирается руками в колени. Воспитатель берет небольшой гладкий камушек, чтобы он мог поместиться в ладошке ребенка. Дети кладут на спину водящего по одной руке, ладошкой вверх. Воспитатель камушком «шагает» по ладошкам ребят, незаметно для водящего оставляет камушек в чьей‑то ладошке и продолжает начатое движение до конца, теперь уже без камушка. При этом воспитатель приговаривает:

    Разыгрался Иванушка

    Возле белого камушка.

    Белый камень – у меня, у меня,

    Говорите про меня, про меня.

    Все дети сжимают пальцы в кулачки и отходят от водящего. Задача водящего – отгадать, у кого в руке остался камушек.

    Водящему дается 3 попытки. Если ему удается отгадать, у кого в руке камушек, то он остается водить. Если водящий не отгадывает, то считалочкой выбирается новый водящий

    "Палочка"

    Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

      Надеемся, что проигранные нами сегодня игры будут полезны вам в практике семейного воспитания. Это была лишь маленькая песчинка того богатства народных подвижных игр, оставленных нам в наследство русским народом. Мы дарить вам памятки – подсказки с описанием разнообразных интересных, на наш взгляд, игр которые помогут вам организовать досуг ребенка в домашних условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

    Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

    Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

    Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....