Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники"
консультация (старшая группа)

Железнова Антонина Петровна

    Развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Дети часто испытывают затруднений при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

   Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Дети часто испытывают затруднений при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

   Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

   Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

   Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета, т.е. можно нарисовать всё то, что посчитает нужным.  

               Главное – нужно передать условно-наглядную

               схему, изобразить так, чтобы нарисованное

                 было понятно детям. Для изготовления

                  мнемотаблиц не требуются

                  высокие художественные

                                способности.

Приём мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

  Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

  • Обогащения словарного запаса;
  • При обучении составлению рассказов;
  • При пересказах художественной литературы;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При заучивании стихотворений.

 

  Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.                  

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 

 При заучивании стихотворения можно составить   мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия:

 При пересказе сказки «Заюшкина избушка» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев.

  

 При обучении составлению рассказов в мнемотаблице показываются не только назывные понятия, а и продолжительные действия.

  Приведём пример составления рассказа о зиме.

«Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

  Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание

              пересказывать сказки, тексты, придумывать

               интересные истории – как на занятии, так и

               в повседневной жизни.

                 Расширяется круг знаний об окружающем

                 мире.

     

   Расширяется активный и пассивный словарный запас. Появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

   Использование мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,

И он будет долго и напрасно мучиться над ними,

Но свяжите с картинками двадцать таких слов –

И ребёнок усвоит их на лету…»

Ушинский К.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей с ОНР с помощью мнемотехники.

Система работы с мнемотаблицами по формированию связно речи у детей с ОНР....

Консультация родителей: Развитие связной речи у детей

Консультации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях...

Развитие связной речи у детей логопедической группы с помощью «детских кроссвордов».

            Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного обучени...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главн...

Доклад к презентации "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники".

quot;Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники"....

Модифицированная программа "Развитие связной речи у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники"

Хорошая речь - важнейшее условие всесторонненго полноценного развития детей....

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приемов, которая способствует развитию связной речи. Раскрываются вопросы, такие как для чего нужна мнемотехника,...