Модифицированная программа "Развитие связной речи у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники"
рабочая программа (старшая группа)

Балдакова Татьяна Александровна

Хорошая речь - важнейшее условие всесторонненго полноценного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_mnemoteh_st.gr_.docx554.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\я\1 012.jpgАктуальность

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Речевое развитие, особенно развитие связной речи – наиболее сложное, на мой взгляд, направление развития и образования детей. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина  является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Поэтому я разработала программу «Развитие связной речи у детей старшего возраста  посредством использования мнемотехники».

Целесообразность программы. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием умственного воспитания ребенка.  Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, особенно для детей на пороге школы.

Новизна

 Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Эффективность формирования связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять  в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами.

Ведущая педагогическая идея программы. Использование приёмов мнемотехники способствует расширению и обогащению словарного запаса ребёнка, развитию грамматического строя, связной речи.

Цель программы.  Развитие связной речи и мышления у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники.

Создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

Задачи.

Образовательные.

  • Продолжать учить детей использовать  мнемотехнику при составлении описательных рассказов,  по картине, рассказов из личного опыта, пересказах.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Формировать умения детей связно, логично, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники.

Развивающие.

  • Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы.
  • Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания,  логического мышления дошкольников.

Воспитательные.

  • Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.
  • Воспитывать желание у детей радоваться успехами, результатами деятельности.

           

Задачи для педагога:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

     3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Программа опирается на общие дидактические принципы.


Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Принцип комплексности и интеграции: решение поставленных задач в системе интеграции образовательных областей и видов деятельности детей. 

Организация работы с детьми осуществляется в форме:

- организованная образовательная деятельность /при составлении рассказов – описательных, из личного опыта, творческих, по картинам; пересказах/;

- дидактические игры;

- режимные моменты.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехники:

  • Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
  • Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
  • Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
  • Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
  • Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,  учится грамматически правильно говорить.
  • Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа с родителями.

Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности. Овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.

Формы работы с родителями. Групповые и индивидуальные консультации, беседы, практические  занятия, мастер – класс; совместная деятельность детей и родителей по изготовлению тематических мнемотаблиц.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

Совершенствуется связная речь детей. Появится желание составлять рассказы, пересказывать тексты. Словарный запас выйдет на более высокий уровень.

Дети научатся работать с мнемотаблицами, преобразовывать  абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их. Усовершенствуются психические процессы - память, внимание, мышление. Сформируются навыки культурного общения. Дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией. У детей увеличится запас знаний об окружающем мире.

Для педагогов.  

Повышение уровня педагогического мастерства по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста.

Создание картотеки по мнемотехнике, для использования в работе с детьми по развитию связной речи детей.

Распространение опыта. Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей »; выступление на педсовете с опытом работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей».

Используемая литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраст. – Спб., 2009.

Т.А. Ткаченко. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5 – 7 лет. – 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.

Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4.С. 102-115

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез.

Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно - методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

Интернет-ресурсы:

                  Перспективный план. Старшая группа. 2022г. -2023 г.

Дата

Тема, содержание

Цель

Сентябрь

Диагностика развития связной речи детей.

Д\и: «Подбери картинки».

Игра «Волшебный сундучок слов» /изображение символов «Явления природы»/.

ООД - составление описательного  рассказа «Осень».

Игра «Волшебный сундучок слов»

/ изображение символов «Животный мир»/

Выявить уровень развития  речи детей.

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным, используя мнемотехнику /мнемоквадраты/; согласовывать существительные с прилагательными в роде.

Учить детей изображать явления природы и ее объекты символами.

Закреплять умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Учить детей создавать образы животных на основе их схематического изображения . Развивать воображение, художественные способности.

Октябрь

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Игра «Волшебный сундучок слов» /изображение символов «Возможности человека»/.

Наблюдение на прогулке за деревьями.

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Отгадывание мнемозагадок.

Игра «Подбери мнемотаблицы к стихам».

Закреплять умение составлять описательный рассказ, строить связные высказывания, используя мнемодорожку. Развивать зрительную память,  умение общаться.

Учить детей изображать  чувства и движения человека символами.

Закреплять умение рассказывать о деревьях с использованием мнемотаблицы. Развивать грамотную монологическую речь.

Учить выразительно пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Формировать умение детей отгадывать загадки по мнемодорожкам. Развивать образное и логическое мышление.

Продолжать учить детей работать с мнемотаблицами; развивать внимание, мышление, память.

Ноябрь

Заучивание стихотворения  «Опустел скворечник».

Дидактическое упражнение «Нарисуй загадку».

ООД Составление рассказа на тему «Домашнее животное».

Дидактическая игра «Мой любимый питомец».

Составление рассказа по картине «Ежи».

Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.

Учить детей самостоятельно придумывать загадку и создавать по ней схематические модели; развивать мышление, художественные способности.

Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, опираясь на модель рассказа. Учить употреблению трудных форм родительного падежа мн. числа существительных.

Учить составлять грамотное описание любимого животного с опорой на схематические изображения.

Учить составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу. Активизировать в речи сложноподчинённые предложения; закреплять произношение звуков ч и щ.

Декабрь

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный ком», используя мнемотаблицу.

Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной воспитателем мнемодорожке и находить при этом лишнюю мнемокартинку.

Продолжать учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно; подбирать подходящие по смыслу определения.

Наблюдение на прогулке за снегом, беседа о его свойствах с помощью мнемодорожки.

Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано».

Игра «Когда это бывает?» Отгадывание картинок.

Составление детьми мнемотаблицы и  рассказа по ней на тему «Игры зимой».

Учить строить высказывания последовательно, логично, без помощи воспитателя.

Развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображен-ным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

Упражнять в умении рассказывать о своей картинке по мнемотаблице «Времена года».

Продолжать учить детей самостоятельно изображать символы в таблице к рассказу. Составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта по своей мнемосхеме.

Январь

Игра» Чудесные слова»

Воспитатель называет цепочку из 7-10 слов, дети схематично зарисовывают слова. 

ООД. Составление рассказа по картине «Северные олени».

Дидактическая игра «Какая сказка спряталась?»

«Расскажи о своей любимой игрушке». Ребёнок сам создаёт мнемотаблицу о своей игрушке и предлагает другим детям угадать её.

Игра «Кто, где находится?»

Развитие памяти методом «крокирования»

/Глядя на свои рисунки, дети воспроизводят всю цепочку слов/.

Продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя мнемосхему. Развивать грамматически правильную речь.

Формировать умение рассказывать  сказку с опорой на мнемотаблицу.

Упражнять в составлении описательных рассказов; развивать творческие способности.

Учить различать предлоги «на», «под», «около»

по схемам, закодирующим изображения домашних птиц и их местонахождения.

Февраль

«Нарисуй загадку».

«Расскажи сказку»

Предложить детям собрать мнемотаблицу из  смешанных мнемокартинок по сказкам и рассказать любую сказку.

ООД. Составление рассказа на тему «Зима», используя мнемотаблицы.

Игра «Составь мнемотаблицы к знакомым стихам» /А.Барто/. (Из готовых мнемокартинок).

«Угадай, что нарисовано».

Заучивание стихотворения «Мой папа» с опорой на мнемотаблицу.

Совершенствовать умение самостоятельно составлять схемы – зарисовки своих загадок. Развивать творческие способности.

Формировать связную речь детей, умение рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Учить при описании событий указывать время, действия, используя разные типы предложений. Развивать монологическую речь.

Вспомнить и рассказать стихи А.Барто по самостоятельно собранными детьми мнемотаблицам.

Совершенствовать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

Совершенствовать умение заучивать стихи по мнемотаблице, развивать интонационную выразительность при чтении.

Март

Рассказывание о профессиях родителей с опорой на мнемотаблицу.

Игра «Чудесный мешочек».

Составление рассказов детьми о своей маме.

«Расскажи сказку». Мнемотаблицы по сказкам на выбор детей.

ООД «Составление описательного рассказа «Весна идёт».

Совершенствовать умение пользоваться мнемотаблицей. Способствовать формированию представлений у детей о различных профессиях и их особенностях; расширять словарь по теме «Профессии».

Формировать умение описывать характерные признаки предмета по мнемотаблице или по мнемодорожке.

Создать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц. Воспитывать любовь, уважение к самому близкому человеку.

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблицы. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи.

Апрель

Дидактическая игра «Он, она, оно, они».

Составление детьми мнемотаблиц на тему «Космос» и рассказывание по ним.

ООД.  Пересказ рассказа  по Г.Скребицкому «Лесной голосок».

Дидактическая игра «Составь режим дня» с опорой на графическую схему.

Игра «Путешествие капельки». С помощью мнемотаблицы.

 Закреплять умение соотносить существитель-ные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Учить детей заполнять мнемотаблицы символами, на заданную тему, рассказывать по ним. Развивать воображение, логическое мышление. Продолжать учить построению сложных предложений.  

Закреплять умение связно последовательно пересказывать текст с опорой на графическую схему.

Совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления; расширять словарный запас. Развивать связную, грамматически правильную речь.

Закрепить знания детей о круговороте воды в природе. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Май

Рассказывание детьми русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Составление детьми творческих рассказов на различную тематику.

Диагностика развития связной речи детей.

Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существи-тельные с предлогами. 

Формировать умение самостоятельно делать графические зарисовки в таблицу и рассказывать по ней; рассказывать логично, последовательно, содержательно.

Выявить уровень развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Статья " Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники"

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

нетрадиционных приемов и методов мнемотехникиВ настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей ...

Статья: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

Статья Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники...